Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Статья

 «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России»  

Программная статья Президента РФ ПУТИНА В.В.

«Демократия и качество государства»

СРО в сфере общественных отношений выполняет функции саморегулирования  в интересах общества

Постановление

Конституционного суда  РФ

 №12-П от 19.12.2005 года

 

Возложение на СРО функций контроля  деятельности своих членов в части соблюдения требований законодательства и установленных СРО правил профессиональной деятельности члена, является определенной модификацией контрольной деятельности государства

Постановление
Конституционного суда РФ
№12-П от 19.12.2005 год

 Саморегулирование – это такая же форма государственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям

Постановление
Конституционного суда РФ
№12-П от 19.12.2005 года

Делегированное саморегулирование должно рассматриваться как вид государственного регулирования экономики. При этом, СРО наделяются полномочиями для осуществления функций государства

 

Решение Европейского суда
      по правам человека  от 03.04.2001 г.

(жалоба № 44319/98)

Государство заинтересовано в передаче части функций, регулирующих предпринимательскую деятельность, профессиональному сообществу 

11 ноября в Общественной палате РФ прошли Общественные слушания «Пути законодательного совершенствования института саморегулирования». Слушания организованы Общественной палатой Российской Федерации совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», саморегулируемых организаций и профессиональных объединений.

Вопросы поднятые саморегулируемыми организациями подтверждают способности профессиональных сообществ обеспечивать должное функционирование отраслевой экономики.

 Еще семь лет назад, когда в России регистрировалось первая СРО в сфере ЖКХ, мы  интуитивно понимали, что профессиональное объединение это ключ  к эффективному контролю за деятельностью отрасли. Думали над концепцией развития и преимуществами для членов СРО, компетенциями органов управления СРО. Законодательных решений для решения поставленных задач  не хватало.

Саморегулирование это не просто вопрос самоорганизации профессионального сообщества, это выход на новый уровень отраслевой ответственности перед государством и обществом  на фоне отсутствия у государства возможностей для оперативного и качественного контроля профессиональной деятельности.

 Все проблемы и сбои в системе саморегулирования проистекают не от «плохой» идеи и неспособности профессиональных сообществ к ответственной и эффективной самоорганизации, а от законодательной «недокрученности» базовой модели. То, что охвачено законом, - создано и успешно работает (СРО), а то, что законом недорегламентировано, дает сбои. Недорегламентирована законом модель национального объединения, что ставит в интересное положение СРО с добровольным членством, которые объединяются не благодаря, а вопреки чуствуя в этом острую необходимость.   

Первичная непрописанность основных принципов, по которым СРО должны получать право на формирование и участие в деятельности национального объединения, стали причиной внутриотраслевых конфликтов в различных профессиональных сферах. В результате созданные национальный объединения полноценно не работают, а другие не создаются из-за отсутствия внятных качественных требований.

Из-за отсутствия в базовом и отраслевых законах внятных принципов формирования и деятельности национальных объединений, приведших к приостановке их полноценного функционирования, были созданы Советы по профессиональной деятельности при курирующих министерствах, которые подменили собой работу национальных объединений. Эту практику следует рассматривать как вынужденную меру заполнения функционального вакуума, и при принятии новой редакции закона о саморегулировании вернуть статус-кво национальным объединениям, а деятельности советов при министерствах придать иной статус и содержание.

Только Союзы и национальные объединения должны выполнять функции стандартизации, методологического обеспечения, профессионального обучения, квалификации и стажировки, контроля допуска в профессию, третейского суда. Никакой другой орган (в т.ч. создаваемые советы по профессиональным квалификациям) не должен вторгаться в функциональную сферу объединений.

 Союз профессиональных управляющих недвижимостью в сфере жилищно-коммунального хозяйства создан с целью создания условий для эффективного управления многоквартирными домами, содействия органам государственной власти, участникам рынка в разработке и осуществлении экспертизы проектов федеральных законов, нормативных правовых актов субъектов РФ, формировании единых подходов к управлению многоквартирными домами, обеспечению эффективного взаимодействия и открытого диалога власти и бизнеса, поддержания высокого уровня компетенции и профессионализма специалистов, обеспечения престижности и добросовестного выполнения профессиональных функций, защиты собственников от коррупционных действий в сфере управления жилищным фондом и выполнения обязательств специалистов ЖКХ перед обществом и государством.

На сегодняшний день в состав Союза входят 30 саморегулируемых организаций, а также филиал в Приволжском федеральном округе, состоящий из 11 юридических лиц.

Союзом создана действующая информационно-коммуникативная площадка для общения, обмена опытом и информацией между организациями, выработки предложений по решению проблем и совершенствованию деятельности, разрешения конфликтных ситуаций и споров, защите прав и интересов всех участников жилищно-коммунальных отношений.

Социальная ответственность отрасли жилищно-коммунального хозяйства невероятно велика, создание отраслевого Союза является подтверждением профессиональным сообществом своей способности обеспечивать должное функционирование отраслевой экономики.  Объединение необходимо  закрепить законодательно, вернуться к вопросу об обязательном членстве в СРО в сфере ЖКХ, определить исчерпывающий перечень компетенций, возложить на объединение формирование и актуализацию единого реестра СРО, их членов и аттестованных специалистов. Также необходимо обеспечить разработку, принятие и исполнение этических норм и единых стандартов профессиональной деятельности, принятых СРО, создать единые правила, регулирующие доступ к профессии и  ведение предпринимательской деятельности на основе членства в СРО, а также требования к квалификации как специалистов, так и лиц, заключающих договоры от имени компаний-членов СРО. Что не мало важно нужно обеспечить возмещение ущерба, нанесенного потребителю посредством развития механизмов профессиональной и репутационной ответственности СРО и их членов, обеспечить информационную открытость, публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и отраслевыми объединениями решений и документов.

 От лица профессионального сообщества – Союза Профессиональных управляющих недвижимостю в сфере ЖКХ – предлагается законодательно наделить контрольной функцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства профессиональные сообщества, объединяющие высококвалифицированных специалистов и способные в силу своей профессиональной деятельности осуществлять контроль за соответствием деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) установленным требованиям действующего законодательства.

Такими функциями должны обладать саморегулируемые организации (СРО) в рамках обязательного саморегулирования в данной сфере.

Данный законопроект № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен группой Депутатов Государственной Думы РФ еще в 2012 году, но был отозван перед вторым чтением.

Целью законопроекта являлось наведение порядка в отрасли управления МКД, обеспечение отрасли регулированием, предусматривающим необходимые правила и требования к профессиональной деятельности, разработку стандартов качества работ и услуг по управлению МКД, порядок и условия допуска на рынок, усиление ответственности участников рынка, исключение злоупотреблений и недобросовестной конкуренции, повышение качества  услуг.

Во-первых, государство посредством СРО получает механизм контроля и надзора в такой важной сфере экономики, как сфера жилищно- коммунального хозяйства. На уровне субъекта РФ контроль членов СРО осуществляет межрегиональное СРО с привлечением высокопрофессиональных специалистов, что в свою очередь, позволяет органам государственной и муниципальной власти принимать решения на своем уровне компетенции, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность, решая системные вопросы контроля.

Во-вторых, Участники рынка, являющиеся членами СРО, будут заинтересованы повышать уровень качества оказываемых услуг и работ, т.к. будут работать по единым национальным стандартам и правилам, доработанным с учетом региональных специфик. Стимулом к цивилизованному осуществлению деятельности членами СРО является угроза дисквалификации, лишения права осуществления данной деятельности, принимаемое коллективно членами СРО, что является одним из основных принципов механизма саморегулирования.

Принимая во внимание высокую социальную значимость указанного проекта Федерального Закона, в части введения обязательного саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами предлагаем  внести предложение в Центральный штаб ОНФ о рассмотрении возможности возврата к рассмотрению законопроекта в Государственной Думе ФС РФ, так как многократные отсрочки рассмотрения законопроекта приводят к хаосу и метаниям на рынке управления МКД.

Во исполнение Закона города Москвы от 12 июля 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» предлагаем: ввести в Общественные советы при структурах Правительства Москвы представителей некоммерческих организаций; при подготовке очередных законодательных документов и нормативно-правовых актов в обязательном порядке согласовывать данные документы с представителями вышеуказанных НКО.

С учетом изложенного считаем, что основой преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве является введение обязательного института саморегулирования и реорганизации системы управления отраслью, основывающиеся на принципах сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и передаче ряда функций профильных НКО (лицензирование), а также активного привлечения собственников помещений в МКД к управлению своей собственностью в жилищной сфере.

  Семенов Валерий

Председатель Совета Союза профессиональных

управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ.