V Всероссийский форум в сфере ЖКХ «Управление многоквартирными домами: векторы развития» (далее – Форум) прошел 26-27 октября 2023 г.
в г. Москве.
Организаторами Форума выступили Общественная палата города Москвы, Фонд «Институт экономики города», Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-коммунальный Совет», Ассоциация «НП СРО «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ», Ассоциация управляющих организаций «Новое качество».
Основными целями Форума были:
- обсуждение достигнутых результатов существующего регулирования в сфере управления, оценка этих результатов с точки зрения качества управления многоквартирными домами, формирования ответственного коллективного собственника многоквартирных домов и устойчивой рыночной среды по оказанию профессиональных услуг по управлению многоквартирными домами;
- обсуждение сценариев развития системы управления многоквартирными домами и необходимых для этого изменений в действующем законодательстве.
В работе Форума приняли очное участие:
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Г.П. Хованская;
Сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.Г. Высокинский;
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.В. Разворотнева;
Исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ
И.А. Булгакова;
Президент Фонда «Институт экономики города», председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы Н.Б. Косарева;
Заместитель губернатора Челябинской области С.В. Шаль;
Заместитель губернатора Ненецкого автономного округа В.В. Соков;
Министр государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области А.А. Кузнецова;
Директор Департамента отраслевого регулирования и тарифов
ООО «Метеор Лифт» Е.П. Солнцева;
Директор АНП «Национальный жилищный конгресс» Т.П. Вепрецкая.
На открытии Форума прозвучало приветствие депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомова, который отметил важность обсуждаемых вопросов для повышения качества управления, обслуживания и эксплуатации жилого фонда и создания благоприятных условий как для проживания граждан, так и развития рынка услуг по управлению многоквартирными домами.
В целом в Форуме приняли участие более 400 участников: представители Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
АО «Оператор информационной системы», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов государственного жилищного надзора, банковского сообщества, а также руководители организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, представители некоммерческих организаций, объединяющих как граждан, так и бизнес-сообщества.
Работа Форума проводилась в рамках Пленарной сессии, а также дискуссионных сессий с освещением отдельных тематик спикерами и обсуждением вопросов в контексте этой тематики с участниками Форума, в том числе путем проведения интерактивного опроса.
Пленарная сессия Форума «Оценка результатов десятилетия административного регулирования системы управления многоквартирными домами: нужно ли что-то менять?» была посвящена обсуждению существующей ситуации в сфере управления многоквартирными домами, эффектов, которых удалось достичь благодаря институту лицензирования предпринимательской деятельности в сфере управления, о проблемах, а также о возможных решениях проблематики в сфере управления.
В рамках Дискуссионной секции «Что можно изменить для продвижения к сбалансированным отношениям собственников и бизнеса?», обсуждались следующие темы:
Тема 1: Рыночные модели управления многоквартирным домом, обеспечивающие баланс экономических интересов собственников и бизнеса.
В рамках данной темы обсуждалось введение такой рыночной модели управления многоквартирным домом, в основу которой будет положено обособление на отдельном счете платежей собственников помещений в многоквартирном доме на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для формирования «фонда содержания дома» – общих денежных средств собственников.
Тема 2: Принятие решений по управлению многоквартирным домом: распределение полномочий и упрощение процедур.
В рамках данной тематики обсуждалась тема, касающаяся необходимости разделения вопросов общего собрания собственников на те, которые важно отнести к исключительной компетенции общего собрания, и те, по которым принятие решений общим собранием могут быть делегированы представительному органу – совету многоквартирного дома или правлению ТСЖ. Также был затронут вопрос смягчения требований к количеству голосов, которыми принимаются решения общего собрания.
Тема 3: Создание благоприятных условий для предпринимательства в сфере управления многоквартирными домами.
В ходе дискуссии по данной теме обсуждались существующие проблемные вопросы в сфере управления, в том числе необходимость создания условий для повышения качества обслуживания и эксплуатации жилого фонда, стимулирования инвестиций в его модернизацию, отсутствие конкурентных преимуществ у добросовестных участников рынка и механизмов эффективного, оперативного и непрерывного контроля со стороны потребителя и отраслевого сообщества за выполнением правил и регламентов, а также то, что институт лицензирования с решением этих вопросов не справляется. Участниками дискуссии была отмечена необходимость проработки вопроса развития сферы управления комплексно, а не точечно как происходит сейчас.
Также обсуждался вопрос необходимости перехода к саморегулированию в сфере управления, ввиду того, что за последние 10 лет сформировался рынок управления.
Для его дальнейшего развития необходимо обеспечивать повышение уровня ответственности бизнес-сообщества в лице управляющих организаций за качество жизни граждан и экономическую стабильность самих организаций, в том числе, за счет введения коллективной ответственности членов СРО в сфере управления, совместного их участия в процессе нормотворчества, направленного не только на регулирование деятельности управляющих организаций, но и на развитие сферы управления в целом.
Кроме того, среди участников Форума были проведены интерактивные опросы, по итогам которых:
В результате участниками Форума была отмечена важность и необходимость принятия именно комплексных системных мер, направленных на переформатирование подходов к сфере управления, что позволит повысить уровень доверия и лояльности собственников, улучшить качество жилищного фонда, а также создать условия для обновления и укрепления рынка управления, имея ввиду смещение фокуса внимания государственной власти с решения точечных проблем в сфере управления на создание сбалансированной системы правоотношений между всеми участниками.
Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего развития сферы управления жилой недвижимостью, участники Форума признали целесообразным обратиться:
- обмена опытом для формирования единых подходов профессионального сообщества по вопросам формирования стандартов деятельности по управлению, обеспечения контроля исполнения таких стандартов участниками СРО в лице управляющих организаций, а также введение ответственности управляющей организации за неисполнение таких стандартов;
- выработки и обсуждения предложений по совершенствованию законодательства, в том числе для введения обязательного саморегулирования в сфере управления.
III. Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» совместно с Ассоциацией управляющих организаций «Новое качество» и СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры»:
- изменения порядка допуска на рынок управляющих организаций, имея ввиду переход от лицензирования к обязательному саморегулированию в сфере управления;
- возложения на органы государственного жилищного надзора в качестве основной функцию осуществления контроля за техническим состоянием жилищного фонда, имея ввиду своевременное осуществление оценки рисков связанных с ухудшением состояния жилищного фонда и возможным причинением вреда жизни и здоровью проживающих в нем собственников;
- необходимость упрощения правил принятия и реализации решений общих собраний, имея ввиду определение (минимизацию) перечня вопросов отнесенных к исключительному ведению общего собрания собственников;
- обеспечить формирование дифференцированных перечней работ по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов исходя из состояния многоквартирного дома и возможности и потребности проживающих в нем собственников, а также формирования на основе таких перечней системы ценообразования в сфере управления.