УО и содержание детских площадок
Родители хотят, чтобы их дети гуляли в безопасном и светлом дворе, оборудованном современной детской площадкой. И надеются, что она долго останется чистой и новой, и её не обезобразят вандалы.
Волнение родителей понять легко, другой вопрос – кто несёт ответственность засодержание детских площадок. Всегда ли это обязанность управляющей организации?
Требования к детским площадкам
Речь идёт о здоровье детей, поэтому требования к детским площадкам и ответственность за их несоблюдение серьёзные. Оборудование детских площадокосуществляется с опорой на ряд национальных стандартов:
Соблюдать национальные стандарты должны, в первую очередь, изготовители оборудования. При этом, если детская площадка не отвечает требованиям к качеству и безопасности, то ответственность за это несоответствие несёт уже её владелец.
Собирается и устанавливается оборудование детской площадки строго по инструкции, которая прилагается к паспорту оборудования. Правила технического обслуживания описаны в документации и сводятся к:
Осмотры проводятся неоднократно: перед вводом оборудования в эксплуатацию и далее по графику, в некоторых случаях каждый день. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.
Помимо того, что нужно правильно собрать оборудование, необходимо установить на детской площадке информационный стенд. На стенде обязательно должны быть указаны возрастные ограничения для посетителей, правила пользования, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации.
Ответственность за несоблюдение требований
Существует арбитражная практика привлечения управляющих организаций к ответственности за несоблюдение требований по содержанию детских площадок. Важное уточнение – управляющая организация должна быть ответственна за эксплуатацию такого оборудования.
Административная ответственность грозит по ст. 14.43 КоАП РФ (постановления ВС РФ от 11.12.2015 N 306-АД15-10772, АС ЗСО от 12.08.2015 по делу N А70-12266/2014). Согласно ч. 1 этой статьи, нарушение правил эксплуатации влечёт наложение штрафа для юридических лиц в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Мы обсудили, что оборудование детских площадок должно соответствовать национальным стандартам качества, а за ненадлежащую эксплуатацию такого оборудования грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Давайте разберёмся, в каких случаях ответственность за эксплуатацию детских площадок несёт управляющая организация.
Детская площадка – ОИ в МКД
Если детская площадка входит в состав общего имущества в МКД (была построена во дворе во время застройки или по решению ОСС), ответственность за её эксплуатацию несёт управляющая домом организация.
Согласно требованиям ст. 161 ЖК РФ, УО должна содержать в надлежащем порядке общее имущество собственников помещений в МКД.
В таком случае удобно документацию на оборудование детских площадок хранить вместе с документами, связанными с управлением МКД. А затраты на обслуживание детских площадок – включать в стоимость услуг по содержанию ОИ в МКД.
Как мы уже говорили, если УО нарушает требования ГОСТ Р 52301-2013 и не следит за техническим состоянием детских площадок, своевременно не ремонтирует их и не хранит документацию, то ей может грозить штраф по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Это подтверждает постановление ВС РФ от 11.12.2015 N 306-АД15-10772: суд опроверг доводы УО о незаконном привлечении её к ответственности. Хотя УО не была собственником детской площадки, однако последняя входила в состав общего имущества в МКД.
У данной УО не было паспортов на оборудование, инструкций по монтажу, осмотру. Не был заведён журнал контроля технического состояния оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности.
Детская площадка – собственность УО
Управляющая организация может на свои деньги закупить и поставить во дворе детскую площадку. В таком случае она является её владелицей.
Так как оборудование находится в собственности у УО, то она должна выполнять требования ГОСТа к качеству, установке и обслуживанию оборудования.
В зависимости от того, сколько стоит оборудование, УО принимает его к учёту как:
Если вас волнует вопрос, можно ли попредметно принимать к учёту оборудование для детских площадок, ответим – можно. Главное, чтобы одновременно выполнялись следующие условия:
Однако бывают случаи, когда детская площадка используется именно как единый комплекс. Тогда она принимается к учёту как один инвентарный объект.
Стоимость оборудования также можно включить в общехозяйственные расходы. Приобретать в собственность оборудование детских площадок и устанавливать их УО может в соответствии с требованиями договора управления.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления МКД управляющая организация по заданию собственников обязана:
Детская площадка – собственность третьих лиц
Детские площадки во дворах могут устанавливать муниципальные власти. В таких случаях оборудование закупают специализированные организации. Они принимают его на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Поэтому управляющая организация в этой ситуации не отвечает за состояние детских площадок. Её не должны волновать их безопасность и соответствие ГОСТу. Это подтверждает постановление АС ЗСО от 12.08.2015 по делу N А70-12266/2014.
Суд отказался привлекать к ответственности УО по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, так как детская площадка не являлась собственностью УО и не входила в состав общего имущества в МКД. Напротив, она была расположена на размежёванном земельном участке, признанном федеральной собственностью.
Можно сделать вывод, что управляющая организация отвечает за эксплуатацию детских площадок в двух случаях:
В первом случае детское игровое оборудование ставится на учёт как МПЗ или ОС. Во втором – как и любое другое оборудование, входящее в состав ОИ в МКД.
В этих случаях УО должна соблюдать требования ГОСТа. Иначе ей грозит административный штраф по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в размере до 300 000 руб.