В материале — подробная инструкция как составить паспорт отходов. Эксперт журнала выяснил у представителя Росприроднадзора, когда составлять паспорт отходов — это прямая обязанность управленца. После того как прочитаете статью, воспользуйтесь шаблонами паспортов на популярные категории отходов управленца.
Почему нужно паспортизировать отходы жителей. С отходами, которые жители размещают в контейнеры, ясности в законе меньше. Но практика надзорников и судебные споры свидетельствуют: мусор на контейнерной площадке у МКД придется паспортизировать управленцам. В противном случае можно дождаться визита природоохранной прокуратуры, вызова в суд и административного наказания.
Как оформить паспорта на обе группы отходов, чтобы не испортить отношения с партнерами и надзорниками, читайте далее.
Вы должны собрать полную информацию об отходах, которые образуются в организации: вид, количество, степень воздействия на окружающую среду, как образуется, из чего состоит каждый.
Проведите инвентаризацию. Определите, какие отходы у вас образуются. Составьте полный список, укажите, в результате чего появляется каждый вид отходов.
Установите класс опасности. Сопоставьте свой список отходов с Федеральным классификационным каталогом отходов (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.) (ФККО). Пропишите для каждого вида отхода его наименование по ФККО, проставьте код и класс опасности. Код в ФККО состоит из 11 цифр. Класс опасности — последняя цифра кода.
Определите состав каждого вида отходов. В паспорте отходов требуется указать химический или компонентный состав отходов. Такой анализ делают аккредитованные лаборатории, услуга платная. Заключите договор с такой лабораторией, ее сотрудники сделают забор проб, проведут анализ, рассчитают состав и выдадут вам акты и протоколы. На основании этих документов оформляйте паспорт отходов.
С 2021 года паспорт отходов заполняется на одной стороне листа в виде таблицы (приказ Минприроды от 08.12.2020 № 1026). В документе нужно указать все сведения об организации и полную информацию об отходе
С одной стороны, управленец отвечает только за содержание мест накопления отходов. УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК не являются собственниками ТКО, которые образуются в процессе жизнедеятельности жителей обслуживаемого МКД. Верховный суд указал, что условие о передаче права собственности на принадлежащие собственникам помещений отходы не может подразумеваться, оно должно быть прямо прописано в договоре управления (определение от 31.01.2019 по делу № 305-ЭС17-10622).
С другой стороны, жители помещают в контейнеры отходы — и тем самым отказываются от права собственности на них. Это следует из статьи 4 Закона об отходах и пункта 1 статьи 235, статьи 236 Гражданского кодекса. А если собственник отходов не установлен, им признают того, кто отвечает за территорию, на которой такие отходы размещены (ст. 226 Гражданского кодекса). И когда управленец предоставляет жителям услугу по обращению с ТКО, регоператор и Росприроднадзор могут потребовать паспорт на эти отходы.
Рекомендуем составить паспорт и на отработанные ртутьсодержащие лампы, если вы организовали места для их накопления в соответствии с требованиями подпункта «д(1)» пункта 11 Правил содержания общего имущества (утв. постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491). Такие лампы — это отходы I класса опасности. На разработку паспорта вы потратите меньше времени и денег, чем на возможные споры и суды с надзорниками.