Рабочие пришли ремонтировать стояк, а его нет — он под декоративной плиткой. Хозяин квартиры отказывается разбирать короб сам и требует гарантий, что потом ему бесплатно «вернут все, как было». Конфликт, скандал, суд, потерянное время и деньги. Как свести негатив к минимуму — рассказали в статье.
Любую конфликтную ситуацию легче предупредить, чем тратить силы и время на ее разрешение. И начать лучше с разъяснений. Помогите жителям разобраться в законодательстве.
Мы сформулировали пять аргументов, которые покажут жителям, что вы им не враги и захватчики, а рачительные хозяйственники. И помогут убедить их добровольно предоставлять доступ сотрудникам к общедомовым коммуникациям в своих квартирах.
Применяйте эти доводы в общедомовых чатах и мессенджерах, размещайте информацию на стендах в подъездах, на оборотной стороне квитанций, на сайте организации. Не бойтесь повториться — с информированными людьми договариваться проще.
Многие убеждены: все, что ограничено стенами их квартиры, — только их собственность и использовать ее они вправе по своему разумению. Разъясните жителям, что стояки — это общедомовое имущество. В квартире оно находится в силу своих конструктивных особенностей.
За эксплуатацию стояков, ответвлений от них до первых отключающих устройств и за сами отключающие устройства отвечают УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК.
Чтобы управляющая МКД организация могла исполнять свои обязанности, законодатель дал ей право требовать от собственников допускать ее сотрудников в помещения, когда нужно осмотреть оборудование и коммуникации, устранить недостатки, провести ремонт, ликвидировать аварию.
Как доказать. УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны содержать в работоспособном состоянии общедомовое имущество, держать инженерные коммуникации в сохранности и постоянной готовности для предоставления КУ, а также соблюдать требования законодательства РФ об энергосбережении. Эти обязанности установлены в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354). За исполнение в том числе этих обязанностей собственники помещений платят управленцам — в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Свободного и открытого доступа к водопроводным стоякам в квартирах требует СП 30.13330.2020 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Плановые посещения помещений собственников для осмотра и ремонта сетей регламентированы. Без предупреждения и согласования с собственником сотрудники УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК не вправе требовать допуска в помещение. Периодичность таких посещений и порядок их согласования установлены Правилами № 354 (подп. «е» п. 34, п. 85). Скачать образец.
Закон не позволяет одним собственникам ущемлять права других собственников. Все собственники всех помещений в МКД должны получать качественные коммунальные услуги и вправе рассчитывать на надлежащее содержание общедомовых коммуникаций. Ведь размер платы за содержание и ремонт установлен одинаковый для всех.
Когда собственник помещения отказывается предоставить доступ общедомовому имуществу для его ремонта, заказчик или исполнитель работ вправе добиваться доступа в судебном порядке. Если в такой ситуации будет причинен ущерб общему имуществу или имуществу других лиц из-за того, что управляющая МКД организация не смогла провести вовремя ремонт или аварийно-восстановительные работы, то до рассмотрения спора в суде вся ответственность ложится на собственника помещения.
Поскольку собственник отказывается предоставить доступ в помещение для проведения ремонта внутридомовых инженерных систем, то в случае нанесения ущерба другие собственники вправе обратиться в суд о взыскании с него материального ущерба и морального вреда.
Если предписание не выполнят в срок — обращайтесь в суд.