Ведите работу с оплатами за ЖКУ по телефону. Это общепринятый инструмент общения, не игнорируйте его.
В первую очередь по телефону с должниками работают коллекторские агентства. Закон запрещает передавать коллекторам право взыскивать просроченную задолженность граждан за ЖКУ (ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса). Управленцы не обязаны соблюдать условия и ограничения статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ. Мы рекомендуем применять отдельные инструменты из арсенала коллекторов и соблюдать деловой этикет (рисунок 4).
РИСУНОК 4. Как общаться с должниками по телефону
Оператор по телефону должен назвать свои фамилию, имя, отчество и наименование организации, от имени которой он звонит (рисунок 5).
РИСУНОК 5. Пример диалога оператора с должником
Часто на встрече бывает достаточно доброжелательного отношения и понимания ситуации должника. Выслушайте, узнайте, какое решение видит сам должник, обсудите это решение. Все претензии воспринимайте спокойно, действуйте открыто и предложите ознакомиться с документами, касающимися деятельности по управлению МКД.
Непосредственно на встрече вы можете договориться о форме погашения задолженности и сразу подписать необходимые документы. Как правило, оформляют соглашение о погашении задолженности и график платежей.
Документы целесообразно подготовить заранее, при необходимости от руки вписать удобный должнику график погашения задолженности.
Учитывая нынешний тренд с переходом на удаленную работу, можно поэкспериментировать. Проведите переговоры с должником через видеомессенджер Zoom, WhatsApp. Например, Российские коммунальные системы запустили новый формат обслуживания клиентов — консультацию по видеосвязи. Сервис позволяет абонентам в режиме видеоконференции задать вопросы и получить разъяснения о начислениях, квитанциях, способах оплаты, а также задолженности за услуги водоснабжения и водоотведения. За первую неделю работы сервиса им воспользовались более 700 абонентов компании.
Затем оператор должен сообщить, что хочет помочь решить проблему. Часто в ответ должники говорят одно и то же, оператор должен быть к этому готов. В маркетинге есть термин «присоединение». Оператор соглашается с проблемой собеседника, делает уточнение и в конце задает контрольный вопрос. Контрольный вопрос от оператора.