Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

10 популярных вопросов апреля

Актуально на 3 апр 2025

Екатерина Кожекина, редактор-эксперт справочной системы «Управление МКД»

Мы выбрали самые интересные вопросы ваших коллег, над которыми работали в последнее время. Подготовили по ним короткие ответы с обоснованиями и собрали в один материал.

1. Можно ли в апреле выставить платежки за ЖКУ на несколько дней раньше, если собственники захотят внести платежи до майских праздников?

Да, можно.

Закон не запрещает выставлять платежные документы за ЖКУ раньше, чем предусматривает ЖК.

Вместе с тем при формировании и направлении платежек необходимо учесть требования:

Подробнее — в рекомендациях:

Как составить платежный документ на оплату ЖКУ

Как организовать передачу и прием показаний ИПУ 

2. Обязано ли ТСЖ предоставить бухгалтерскую отчетность и заключение ревизионной комиссии по запросу собственника, который не стал членом товарищества?

Да, обязано.

Как собственники помещений – члены ТСЖ, так и собственники, которые не стали членами товарищества, имеют право запросить для ознакомления девять видов документов, в том числе бухгалтерскую отчетность и заключение ревизионной комиссии. Полный перечень документов, которые вправе запросить в ТСЖ, установлен частью 3 статьи 143.1 ЖК.

Документы нужно предоставить в течение 10 рабочих дней с даты обращения. Это следует из пункта 36 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416.

Подробнее — в рекомендации Как и какие документы ТСЖ должно предоставлять по запросу жителей 

3. Обязан ли новый собственник помещения устранить нарушения перепланировки этого помещения, которые допустил предыдущий собственник?

Да, обязан.

Перепланировку помещения признают незаконной, если ее провели в отсутствие согласования с органом МСУ или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Собственник помещения, которое самовольно перепланировали или переустроили, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены согласующим органом. Такие правила предусмотрены частями 1, 3 статьи 29 ЖК.

Таким образом, законодательство обязывает вернуть помещение в прежнее состояние не лицо, которое провело самовольную перепланировку, а собственника этого помещения. Судебная практика также сводится к выводам об обязанности текущего собственника устранить самовольную перепланировку. Обратите внимание на судебные акты:

Подробнее — в рекомендациях:

Как действовать, если собственник не узаконил перепланировку

Как УО защитить свои интересы, когда незаконная перепланировка затрагивает общее имущество

4. При выборе УО нужно ли включать в повестку дня ОСС вопрос о выборе только одной УО или необходимо указать несколько организаций, из которых будут выбирать?

Возможны оба варианта.

Законодательство не запрещает включать в повестку дня ОСС как одну, так и несколько УО при выборе или смене управляющей организации. Однако из предложенных УО собственники вправе выбрать только одну, так как МКД может управлять только одна управляющая организация. Это предусмотрено частью 9 статьи 161 ЖК. Решение о выборе УО принимают более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников в МКД (п. 4.7 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК).

Обратите внимание: если указать большое количество УО на выбор, то есть риск, что нужное количество голосов не наберется ни по одной из них, так как мнения собственников могут разделиться.

Подробнее — в рекомендациях:

10 комплектов готовых документов для ОСС по всем важным вопросам

Как эффективно провести ОСС

5. Как часто управляющая МКД организация обязана актуализировать техническую документацию на МКД?

Это нужно делать по мере необходимости.

Управленцы обязаны принимать, хранить, передавать техническую и иную документацию на МКД, актуализировать ее (при необходимости), вносить в такие документы необходимые изменения, которые связаны с управлением общим имуществом. Периодичность актуализации сведений в документации на МКД законодательство не устанавливает. Поэтому рекомендуется это делать при изменении площадей, перепланировках, реконструкции в МКД, других изменениях в составе и состоянии общего имущества.

Такие правила следуют из пункта 27 Правил № 491, подпункта «а» пункта 4, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416, пункта 1.5.2 Правил № 170.

Выводы подтверждает и судебная практика:

Посмотрите запись вебинара Техническая документация на МКД: передача и восстановление, утрата и правовые последствия

6. Кто платит за капремонт, если помещение в МКД находится в оперативном управлении?

Собирайте взносы с организации, которой помещение передали в оперативное управление.

По общему правилу обязанность платить за капремонт выполняет собственник помещения в МКД (ч. 2 ст. 154, ч. 3 ст. 158 ЖК). Однако организация, у которой имущество в оперативном управлении, получает правомочия собственника. Она владеет, пользуется имуществом и с согласия собственника вправе им распоряжаться. Также организации переходит обязанность собственника содержать свое имущество. Такое правило следует из статей 216, 296–298 ГК. Аналогичную позицию изложили ВАС в определении от 13.10.2015 № 304-ЭС15-6285, Верховный суд в определении от 09.12.2019 № 305-ЭС19-22194.

Обратите внимание, что право оперативного управления на недвижимость регистрируют в ЕГРН. Поэтому только после государственной регистрации права с организации можно брать взносы. Такое требование следует из части 1 статьи 131 ГК, пункта 5 постановления Пленума ВАС от 29.04.2010 № 10/22.

Подробнее – в рекомендации С кого и когда собирать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД

7. Вправе ли УО ограничить или приостановить КУ собственникам, если они уже перешли на прямые договоры с РСО, но задолженность за КУ осталась перед УО?

Нет, не вправе.

Приостанавливать или ограничивать коммунальные услуги за долги вправе только исполнитель этих услуг. Такое правило предусмотрено подпунктом «д» пункта 32, подпунктом «а» пункта 117 Правил № 354. Если собственники уже заключили прямые договоры с РСО, то исполнителем КУ становится РСО (п. 2, 17 Правил № 354). Поэтому ограничивать или приостанавливать услуги может только РСО.

Подробнее – в материале 16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

8. Можно ли запросить идентификаторы должника для суда в органах власти, например в налоговой или полиции?

Можно, но они, скорее всего, откажут.

Дело в том, что ни одна организация, в том числе орган власти, не вправе выдавать идентификаторы граждан, так как это их персональные данные. Персданные запрещено передавать без согласия граждан (ч. 1 ст. 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Поэтому, если не нашли идентификаторы у себя, обратитесь к собственнику помещения и членам его семьи. Это можно сделать, например, в тексте претензии. Обоснуйте просьбу необходимостью внести данные в заявление для суда. Укажите, что обязуетесь не распространять и не использовать полученную информацию для других целей.

Подробнее – в рекомендации Когда нужны идентификаторы должников за ЖКУ и как их законно получить

9. Вправе ли управляющая МКД организация включить в квитанцию за ЖКУ плату за КР на СОИ отдельной строкой?

Да, вправе.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ, указывают в платежном документе за ЖКУ отдельной строкой по каждому виду ресурсов. Это прямо установлено пунктом 29.4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491.

Подробнее – в рекомендации Как рассчитать плату за КР на СОИ: навигатор по формулам

10. Может ли сотрудник по совместительству вести воинский учет в управляющей МКД организации?

Да, может, если на воинском учете менее 500 граждан.

Чтобы определить ответственных за воинский учет, нужно посчитать, сколько граждан состоит на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Если на воинском учете менее 500 граждан, то воинский учет может вести работник по совместительству. Это установлено пунктами 12, 13 положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Обязанность по ведению воинского учета можно возложить, например, на бухгалтера или специалиста по кадрам и оформить внутреннее совместительство. Однако, если передаете обязанности по ведению воинского учета, учитывайте нормы нагрузки для сотрудников, которые ведут воинский учет.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 03.04.2025