Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Четыре проблемы из практики проведения онлайн-собраний в ГИС ЖКХ

С 1 марта 2023 года инициаторам ОСС стало сложнее получить персональные данные собственников: Росреестр скрывает их в выписках. УО и жители увидели выход из ситуации в проведении онлайн-ОСС через ГИС ЖКХ, где должны быть ПДн. Но этот опыт выявил проблемы с голосованием в системе. Разбираемся на примерах.

Сфера ЖКХ консервативна и тяжело переходит на использование цифровых решений По статистике оператора системы, за 2023 год в ГИС ЖКХ проведено 60 тысяч общих собраний собственников в МКД. Данных по ОСС без использования системы не приводится. При этом на конец апреля 2024 года всего в системе содержатся сведения о 952,4 тысячи многоквартирных домах. Получается, что в абсолютных цифрах на онлайн-собрания перешли только около 6,3% из них, во многом потому что: сфера жилищно-коммунального хозяйства плохо поддаётся цифровизации и влиянию современных технологий; нет социальной рекламы ГИС ЖКХ как платформы для голосований на ОСС.

Данные о количестве МКД, размещённые в ГИС ЖКХ Но в перспективе доля общих собраний собственников, проводимых онлайн, вырастет. В том числе за счёт развития региональных сервисов: они уже есть в Москве, Подмосковье, Татарстане и других субъектах РФ.
Невозможно скачать из ГИС ЖКХ полноценный протокол с приложениями Развитию онлайн-голосования через ГИС ЖКХ мешает ряд проблем, которые выявляются при первом же таком ОСС. Среди них – невозможность получить протокол целиком, вместе со всеми приложениями. В результате после окончания онлайн-ОСС, проведённого с использованием ГИС ЖКХ, вместо сгенерированного системой полноценного документа, который примут органы ГЖН, налоговая служба и банки, инициаторы собраний получают «бутафорию». Но законом предусмотрены отдельные процедуры, когда юрлица или собственники должны использовать эти документы. И фактически из-за дефектов системы они лишены такой возможности. Например, жители дома проголосовали в ГИС ЖКХ за спецсчёт капремонта, но банк отказался его открыть: протокол, сформированный системой, не соответствовал приказу № 44/пр. Длинные формулировки вопросов повестки дня в итоговой версии не отображались целиком. В скачанном протоколе система обрезала принятые решения. И нет технической возможности это исправить. В другом МКД собственники проголосовали онлайн за создание ТСЖ. При регистрации товарищества как юрлица возникли проблемы, поскольку невозможно приложить к протоколу бюллетени, которые были внесены в систему, и сделать детализацию принятых решений по каждому собственнику. В итоге налоговый орган отказал в регистрации товарищества, и вопрос перешёл в суд. При продлении полномочий членов правления ТСЖ через ГИС ЖКХ банк отказался принимать и учитывать протоколы, сформированные в системе.

Пока идёт голосование, инициатор ОСС не может отследить в системе, набран ли необходимый кворум Ещё две проблемы, с которыми сталкиваются собственники при использовании ГИС ЖКХ для онлайн-собраний, связаны с подсчётом кворума: Невозможно получить сведения о количестве голосов, пока идёт голосование. Часть решений инициатор заносит вручную, часть из них формируются онлайн. И пока собрание не окончено, система не показывает текущий кворум и сколько ещё нужно голосов, чтобы его набрать. В результате инициаторы ОСС ведут параллельный подсчёт вне ГИС ЖКХ – на бумаге или в электронном в виде. Не решён вопрос с полноценным отображением результатов голосования по помещениям, находящимся в долевой или совместной собственности. Если инициатор вносит в систему СНИЛС участника собрания, то информация подгружается более или менее корректно: Росреестр привязывает к этим данным сведения о доле в собственности. Но если используются серия и номер паспорта участника ОСС, то его голоса могут быть не засчитаны. И инициатор не видит данной информации в ходе голосования и не знает, учтён ли бюллетень при подсчёте кворума. Приведённые выше проблемы мог бы решить дашборд, доступный инициатору ОСС в ГИС ЖКХ: он бы отображал текущее количество голосов в общем и по каждому вопросу отдельно. Но в планах оператора внедрение такого инструмента не стоит.

Семь бед – один ответ: для онлайн-ОСС используйте другие информационные системы Названные выше проблемы известны инициаторам и собственникам, кто хоть раз использовал ГИС ЖКХ для проведения онлайн-ОСС. Но никакой реакции оператора на сообщения о недочётах мы пока не дождались: за последние два года не произошло никаких ощутимых улучшений интерфейса. В качестве альтернативы кто-то рассматривает региональные системы ЖКХ, но к ним также есть вопросы. С другой стороны, можно использовать сервисы для проведения общих собраний, разработанные частными ИТ-компаниями. В ряде ситуаций они действительно удобнее, чем ГИС ЖКХ. Однако нужно учитывать, что, согласно п. 3.2. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, за их использование нужно сначала проголосовать на отдельном ОСС.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/gis-zhkh/16205-chetyre-problemy-iz-praktiki-provedeniya-onlayn-sobraniy-v-gis-zhkh?utm_source=email&email=lvnsro@mail.ru&utm_medium=email&key=BgZxEAAQJtnXqyc3ib0T&utm_campaign=2024_07_04_12_portal_for_ossusers&utm_term=lvnsro@mail.ru