Ряд административных правонарушений в сфере управления МКД может повлечь за собой дисквалификацию должностного лица управляющей организации.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права (ч. 1 ст. 3.11 КоАП):
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы;
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет);
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий;
- осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности;
- осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность;
- осуществлять деятельность в области управления МКД.
Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья. Такое правило установлено частью 1 статьи 3.11 КоАП.
Должностное лицо УО могут дисквалифицировать в сфере управления МКД в случаях:
- осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии после 1 мая 2015 года (ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП);
- осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ст. 14.1.3 КоАП);
- осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД с грубым нарушением лицензионных требований (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП);
- невыполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований (ст. 19.5 КоАП);
- нарушения требований о передаче технической документации на МКД (ст. 7.23.2 КоАП).
ВНИМАНИЕ
УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК являются юридическими лицами и в своей деятельности должны соблюдать трудовое, налоговое и иное законодательство. Неправомерные действия в указанных сферах также могут повлечь дисквалификацию.
Всегда ли дисквалификация как мера административного наказания применяется к руководителю организации? Попробуем разобраться.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечено, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП предусматривают:
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 КоАП, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП не предусмотрено иное (ч. 4 ст. 14.1 , ч. 2 ст. 14.4 , ч. 1 ст. 14.25 КоАП).
К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2 , 14.4 , 14.7 , 14.15 КоАП.
Итак, к административной ответственности в виде дисквалификации может быть привлечен не только руководитель организации, а и иные лица, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
При этом под организационно-распорядительными функциями согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и/или денежными средствами, находящимися на балансе и/или банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда РФ дал указанные разъяснения в связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, накопленный обширный опыт применения КоАП говорит о том, что указанное разъяснение функций, которые можно считать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными, в полной мере применяется не только к государственным и муниципальным органам и организациям, но и юридическим лицам иных организационно-правовых форм, в т.ч. без государственного участия.
ВНИМАНИЕ
Должностными лицами являются не только руководители, но и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Сведения о дисквалифицированных должностных лицах организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД, вносятся в реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в МКД и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и/или в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.
Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на его официальном сайте в сети Интернет, а с 1 мая 2015 года - в ГИС ЖКХ (п. 2 Положения о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, далее – Положение о реестре).
Согласно п. 3 Положения о реестре основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации.