Актуально на 22 авг 2023
Наталья Дорохова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА, практикующий юрист |
Из рекомендации узнаете, как надзорники должны формулировать свои требования, когда предписание инспектора неисполнимо, что делать, если получили неисполнимое предписание и что грозит, если его не выполнить.
«Сделать все возможное», «принять необходимые меры» или «привести в соответствие с законодательством» – если в предписании вы увидели такой текст, то вам повезло. Подобные формулировки суды признают неисполнимыми и отменяют предписания надзорных органов.
Мы разъяснили:
Задача инспектора – записать требования в предписании кратко, четко, последовательно. Если инспектор не учел нюансы, когда составлял предписание, то вы можете этим воспользоваться. Такой подход сформулировал Верховный суд в определении от 22.05.2017 № 309-КГ17-4669 по делу № А07-6666/2016. Суды общей юрисдикции применяют заданную политику, что можно увидеть на примере решения Московского городского суда от 08.06.2017 № 7-6576/2017.
По результатам контрольного мероприятия должностное лицо проверяющего органа обязано выдать предписание об устранении нарушений обязательных требований, если обнаружило их. В предписании должно быть указано, что именно и в какие сроки обязан выполнить проверяемый. Например, предотвратить причинение вреда жизни, здоровью людей. Такая обязанность проверяющих закреплена пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Из этих положений Закона № 248-ФЗ следуют два вывода.
Во-первых, предписание можно квалифицировать как ненормативный правовой акт, так как оно исходит от государственного органа и обязательно к исполнению для указанного в нем субъекта.
Во-вторых, цель предписания – устранить нарушение законодательства. Судебная практика идет по пути того, что требования в предписании не могут быть взаимоисключающими и должны быть реально исполнимы. Важное условие – чтобы в предписании были конкретные указания и четкие формулировки действий, которые должен совершить проверяемый.
Инспектор формулирует свои замечания в предписании сам, у него нет списка формулировок, из которых он может выбрать нужную. И может получиться, что предписание неисполнимо.
В таблице 1 мы объединили примеры предписаний и добавили комментарии, почему требование инспектора неисполнимо.
Таблица 1. Какие требования инспекторов неисполнимы
Содержание предписания |
Почему предписание неисполнимо |
«Привести расчет платы за коммунальные услуги в строгое соответствие с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354» |
Не указаны конкретные нормы, которые нарушены, а также способы устранения этих нарушений – действия, которые необходимо совершить |
«В целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам помещений в МКД, находящихся в управлении УО, коммунальной услуги "водопотребление" осуществить сверку и расчет с РСО за коммунальный ресурс, поставленный по договору ресурсоснабжения» |
Предписание выдано УО, а фактически возлагает обязанности на обе стороны договора (чтобы сделать сверку, нужно участие обеих сторон) |
Инспектор должен составить предписание так, чтобы его можно было исполнить. Если говорить юридическим языком, то «исполнимость» – это требование к предписанию, судьи рассматривают его как один из элементов законности предписания.
Исполнимость предписания суды понимают как наличие реальной возможности у лица, которое привлекают к ответственности, устранить нарушения в указанный срок. Это следует из постановления Президиума ВАС от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012.
Даже если предписание неисполнимо, за его невыполнение инспектор вправе назначить штраф. Такой штраф можно обжаловать. В судебной практике достаточно случаев, когда штрафы успешно обжаловали.
Дело в том, что за невыполнение предписания в указанный проверяющим срок УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут привлечь к административной ответственности по статье 19.5 КоАП.
Таблица 2. Размеры штрафов за невыполнение предписания
Лицо, которое накажут |
На какую сумму оштрафуют (руб.) |
||
Не устранили нарушения законодательства |
Не устранили нарушения лицензионных требований |
Не устранили нарушения законодательства о ГИС ЖКХ |
|
Гражданин |
300–500 |
Не привлекают к административной ответственности |
Не привлекают к административной ответственности |
Должностное лицо |
1000–2000 * |
50 000 до 100 000 * |
5000–10 000 |
Юридическое лицо |
10 000–20 000 |
200 000–300 000 |
Не привлекают к административной ответственности |
* Или дисквалификация на срок до трех лет.
Критически оценивайте содержание предписаний, которые получаете. Не бойтесь подавать возражения в надзорный орган, а также в суд на отмену предписания или на обжалование штрафа.
Если не согласны с содержанием предписания, потому что его невозможно исполнить, вы вправе сделать два шага.
Подробнее читайте в рекомендации «Как обжаловать предписание по КАС».
Если уже получили штраф за неисполнение предписания надзорного органа, обращайтесь в суд в установленные сроки. Подавайте жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. В последнем случае штраф можно не платить до вступления в силу решения суда.
инспектор ошибся в требованиях, и УО смогла оспорить штраф
ООО «УК "Дирекция единого заказчика"» (далее – УО) в установленный срок не выполнило предписание устранить нарушение норм пожарной безопасности, и ее оштрафовали на 70 000 руб. по части 12 статьи 19.5 КоАП. Суд первой инстанции оставил постановление о привлечении к административной ответственности в силе.
Суть дела
УО получила предписание о необходимости принять меры и обеспечить безопасную эвакуацию людей при пожаре. Причина – эвакуационный выход заложен кирпичом. Пожарная инспекция нашла в этом нарушение статьей 4, 52, пунктов 1, 2 статьи 53 Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, статьи 37 Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, подпункта «б» пункта 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390 (01.01.2021 утратили силу).
На что указала вышестоящая судебная инстанция
Мировой судья и судья районного суда признали ответчика виновным в невыполнении законного требования надзорного органа, но не проверили законность самого предписания. Из буквального толкования предписания следовало: чтобы обеспечить безопасность при эвакуации людей, УО должна была восстановить заложенный кирпичом эвакуационный выход. Но эвакуационный выход заложили кирпичом при возведении примыкающей к МКД пристройки. Исполнение предписания невозможно без разрушения этой пристройки. На судебном заседании инспектор по пожарному надзору указал на необходимость организовать другой эвакуационный выход, чем фактически изменил требования предписания и включил в него обязанность, которая на УО не возлагалась.
Итоговое решение
Выводы судей о виновности УО в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП признали необоснованными. Акты нижестоящих судов отменили, а производство по делу об административном нарушении прекратили (постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 05.05.2017 № 4а-368/2017). Вышестоящий суд указал, что, признавая УО виновной в невыполнении требований надзорного органа, судьи не дали оценки законности предписания с точки зрения его исполнимости.
Обратите внимание, что с 1 января 2021 года вопросы пожарной безопасности регулируют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru
Дата копирования: 22.08.2023