Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Как работать с письмами-разъяснениями министерств и ведомств

Актуально на 13 дек 2024

Любовь Чеснокова, главный редактор объединенной редакции «Городское хозяйство и ЖКХ»

В рекомендации разобрали, как с пользой применять письма, к примеру, Минстроя, и находить нужные вам аргументы.

Согласны с мнением министерства – используйте письмо в работе, не согласны – не используйте. Так можно сформулировать главный принцип работы с разъяснениями, которые федеральные министерства дают в форме писем. Использовать письмо в работе можно так: ссылаться на них в споре с ГЖИ, отвечать на письма жителей со ссылкой на письмо, цитировать мнение ведомства в иске. В статье мы расскажем, как с пользой применять письма, к примеру, Минстроя, и находить нужные вам аргументы.

Зачем ведомства пишут письма

Граждане и юрлица спрашивают – министерства отвечают. Все российские министерства и другие федеральные ведомства пишут разъяснения, комментарии и указания. Как правило, оформляют их в виде письма, у которого есть дата и номер.

Рисунок 1. Письмо Минстроя на бланке

Письма, например, Минстроя представляют собой лишь мнение органа и не обязательны для исполнения. Но поскольку они отражают позицию компетентного министерства, то влияют на практику работы УО, ТСЖ, ЖК, контрольно-надзорных органов (ГЖИ, прокуратуры, Роспотребнадзора).

Внимание

в чем заключается «толкование» в юридическом смысле

Согласно учебнику Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права», под толкованием понимается выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Цель толкования в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы.

Авторы учебника отмечают, что толкование во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц, их профессиональной подготовки, компетентности, культуры, эрудиции.

 

Письмо министерства = руководство к действию?

Министерства пишут официальные письма на бланке, дают разъяснения, но вы не обязаны ими руководствоваться. Это означает, что письмо не имеет юридической силы. Внести ясность в какой-то документ, например, федеральный закон или постановление Правительства, можно только другим федеральным законом или постановлением Правительства соответственно. Письмо не становится нормативным документом только потому, что его написало федеральное министерство.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде:

Виды нормативных правовых актов перечислены в пункте 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Например, в постановлении Правительства от 06.05.2011 № 354 указано, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дает разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Однако не указано, в какой форме могут быть изданы такие разъяснения.

Во всех своих письмах с недавних пор Минстрой стал писать: «письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера».

Госдума не может толковать федеральные законы

Госдума принимает федеральные законы как одна из палат Федерального Собрания, но не может давать по ним обязательные для всех разъяснения и толкования.

Конституционный суд в своем постановлении от 17.11.1997 № 17-П подтвердил, что Конституция не содержит нормы, которая допускает разъяснение или официальное толкование федеральных законов палатами Федерального Собрания.

Под «принятым федеральным законом» по смыслу части 1 статьи 107 Конституции понимаются:

Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться акт законодательного органа, который можно считать официальным, имеющим силу закона разъяснением федерального закона.

Внимание

чтобы документ стал нормативно-правовым актом и был обязательным, он должен быть официально зарегистрирован и опубликован.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов утвержден Указом Президента от 23.05.1996 № 763.

Как действовать, если вы согласны с тем, что разъясняется в письме

Если позиция Минстроя в пользу УО, ТСЖ, ЖСК, то ее следует включать в текст иска, отзыва, жалобы. Так вы усилите свою правовую позицию по делу, устраните конфликт на досудебной стадии. Иногда письмо помогает защититься от привлечения к административной ответственности: своевременно представьте проверяющему свои возражения, подтвержденные уполномоченным министерством.

Процитируйте в споре с надзорным органом или иске мнение ведомства, с которым вы согласны. Укажите дату и номер письма, в котором выгодная вам позиция сформулирована.

Минус только в том, что инспектор, судья вправе по своему усмотрению принимать или не принимать во внимание письма органов исполнительной власти, подготовленные по различным вопросам применения и толкования законодательных и нормативно-правовых актов РФ.

Как действовать, если вы не согласны с тем, что разъясняется в письме

Заявите, что письма носят только рекомендательный характер и вы не обязаны применять их в работе. Так вы можете поступить, если проверяющий ссылается на письмо ведомства, но вы не согласны с изложенной в нем позицией.

Ссылайтесь на то, что письмо не может быть нормативным правовым актом, который обязаны исполнять все. Виды нормативных правовых актов перечислены в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009.

Если позиция надзорного органа полностью выстроена на письме министерства или ведомства, оспорьте ее в суде.

Мнение

В судебной практике часто применяют письма-разъяснения

Сусана Киракосян

кандидат юридических наук, доцент, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА, председатель Подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью

В моей практике Сбербанк восемь месяцев уклонялся от замены владельца спецсчета на капремонт. Банк ссылался на ГК и банковское законодательство, где не предусмотрено замены, а только открытие и закрытие счета. Разъяснения Минстроя в части порядка замены владельца спецсчета помогли доказать Сбербанку правильность позиции ТСЖ.

Суды не обязаны учитывать позиции Минстроя, когда выносят решения, могут их игнорировать. Например, как в деле № А60-63042/2015. Суд отклонил ссылку на письмо Минстроя от 22.09.2015 № 30396-ОЛ/04 о том, что «удаление граффити не входит в число обязательных работ, выполняемых УО», и напомнил, что письмо не является нормативным правовым актом, а содержит лишь мнение должностного лица – заместителя директора департамента ЖКХ (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 № 17АП-4084/2016-АКу по делу № А60-63042/2015).

Можно встретить и противоположный подход, когда разъяснения Минстроя становятся одним из основных доводов при вынесении решения или считаются даже «новыми доказательствами» по делу (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 07.11.2017 по делу № 33-3794/2017). Особенно это характеризует работу нижестоящих судов. Они более восприимчивы к позициям Минстроя и руководствуются ими, если последние не идут вразрез с буквальным толкованием законов.

Так, например, суд, принимая во внимание расчеты истца как достоверные, обосновал это тем, что расчет соответствует законам физики и содержанию писем Минстроя. При этом суд не дал правовой оценки доводам ответчика, который указал, что вышеназванные письма Минстроя и его структурных подразделений не содержат правовых норм (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2017 по делу № А10-197/2016).

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 13.12.2024