Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Как рассчитать плату за обращение с ТКО

Актуально на 10 дек 2024

Гульназ Никитина, эксперт справочной системы «УМД», юрист в сфере ЖКХ со стажем более 10 лет, мотивационный спикер

В рекомендации разобрали три способа расчета платы за ТКО – по количеству граждан, площади помещения и по количеству и объему контейнеров. Привели примеры расчетов. Также пояснили, когда можно делать перерасчет платы и как вести расчеты с регоператором по обращению с ТКО.

Способы расчета платы

Какие есть способы расчета платы за обращение с ТКО

Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из способов:

Порядок расчета для каждого региона определяет орган государственной власти субъекта РФ. Если решение не принято, то расчет ведется исходя из количества граждан в помещении (способ 1). Также региональный орган вправе принять решение о перерасчете по итогу года.

Расчет платы по количеству граждан 

При расчете платы по количеству граждан, плату определяют на каждого гражданина, который проживает в помещении. Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то рассчитывают по количеству собственников квартиры.

Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Пример

расчет платы по количеству граждан

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:

650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.

Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта можете скачать по ссылке ниже.

Ситуация

Как рассчитать объем коммунальной услуги по обращению с ТКО, если исполнитель не располагает сведениями о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах

Объем услуги нужно рассчитать с учетом количества собственников этого помещения. Это предусматривает пункт 148(36) Правил № 354.

Расчет платы по площади помещения

В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.

Пример

расчет платы по площади помещения

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:

650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.

Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Ситуация

Что включают в общую площадь жилого помещения

Площадь помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (ст. 15 ЖК).

Расчет платы исходя из количества и объема контейнеров

Если региональный орган власти утвердил соответствующий способ расчета, плату определяйте по количеству и объему контейнеров с учетом графика вывоза. Если ТКО определяете в показателях массы, в расчете также нужно учесть среднюю плотность ТКО. Но есть условие – чтобы применять такой порядок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО должен быть заключен в письменной форме.

Плату как для жилых, так и для нежилых помещений рассчитывают по формулам 9(3а) и 9(3б) приложения № 2 к Правилам № 354. Выбор формулы зависит от того, в каких показателях определяют ТКО – по объему или массе.

Такие требования установлены пунктами 148(30), 148(38) Правил № 354, пунктами 7, 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 24.05.2024 № 671. 

Внимание

тариф на услугу по обращению с ТКО может признать незаконным ФАС

Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.

Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.

Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.

Ситуация

Как донести до населения требования к раздельному сбору мусора

Внедрение раздельного сбора ТКО - отдельный элемент общероссийской концепции экологической безопасности. Расскажите жителям о вторичной переработке отходов, приведите примеры загрязнения окружающей среды неразлагаемыми отходами при их утилизации, покажите в цифрах, сколько требуется времени на разложение пластика, стекла и иных отходов, если их не переработать. Приведите положительные примеры из практики других регионов.

При проведении разъяснительной работы с жителями Вы можете ссылаться на региональные нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок раздельном сбора ТКО в вашем регионе.

Разъяснительные материалы можно размещать на сайте управленца, в общедомовых чатах, путем развешивания объявлений на информационных стендах и проведения разъяснительных встреч.

 

Порядок перерасчета

Перерасчет платы за обращение с ТКО делают в трех случаях:

По итогу года

Решение о возможности делать перерасчет платы по итогам года принимает орган власти субъекта РФ. Это должно быть прописано в порядке расчета платы за обращение с ТКО, если в регионе расчет ведется исходя из нормативов накопления. Такую возможность ввели 30 марта 2024 года (постановление Правительства от 18.03.2024 № 318).

Размер перерасчета зависит от объема вывезенных контейнеров в соответствии с формулами 9.3 или 9.4 приложения № 2 к Правилам № 354. Срок для перерасчета – в течение I квартала года, следующего за отчетным (абз. 4 п. 148.30 Правил № 354).

При временном отсутствии потребителей

Перерасчет сделайте в течение пяти рабочих дней, если присутствуют все три фактора:

Заявление потребитель вправе подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру. Это следует из пунктов 86.1, 91, 92 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

 Как сделать перерасчет за ТКО при временном отсутствии потребителя, мы детально разобрали в отдельном материале.

В связи с оказанием некачественной услуги

Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45) Правил № 354.

Основанием для перерасчета платы станет акт, которым зафиксировали факт ненадлежащего оказания услуги.

Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:

Расчеты с регоператором

Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).

Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.

Объем или массу ТКО определяют исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах (площадках) накопления, в показателях объема или массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности ТКО. Чтобы рассчитываться с регоператором исходя из количества и объема контейнеров, нужно заключить с ним договор в письменной форме. Такие правила следуют из абзаца третьего подпункта «а» пункта 6, пунктов 7, 9 Правил коммерческого учета ТКО. 

Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.

Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора

Действие регионального оператора по обращению с ТКО

Ответ управляющей МКД организации

Требует предоставить паспорта отходов

Откажите регоператору.

Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают

Запрашивает персональные данные собственников помещений

Откажите регоператору.

Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Исключение: переход на прямые договоры.

В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится

Требует предоставить информацию о контейнерных площадках

Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность.

Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора

Оплатить КР на СОИ

Откажите регоператору.

Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО

Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий

Обратитесь в суд.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов (ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора (ст. 445 ГК)

Ситуация

Входят ли затраты на утилизацию отходов в тариф на услуги по обращению с ТКО

Нет, не входят

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитывают его затраты на утилизацию ТКО (п. 4 ст. 24.8 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

 

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 10.12.2024