Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Как содержать контейнерную площадку на придомовой территории

Актуально на 30 июня 2023

Любовь Чеснокова, главный редактор объединенной редакции «Городское хозяйство и ЖКХ»

Эксперты системы УМД подготовили инструкцию, как организовать контейнерную площадку и содержать её. В материале – схема расположения площадки с расстояниями до ближайших объектов по требованиям СанПиН и подборка объявлений для жителей. Все рекомендации по разграничению ответственности между управляющей организацией и регоператором ТКО основаны на свежей судебной практике.

 Из рекомендации вы узнаете, в каких случаях управляющая МКД организация обязана содержать контейнерную площадку, как организовать работы и какая ответственность грозит за ненадлежащее содержание.

В чьи обязанности входит содержать контейнерную площадку

По общему правилу контейнерную площадку обязан оборудовать и содержать тот, кому принадлежит земля, на которой она расположена. Это следует из статьи 210 ГК. В случае с контейнерной площадкой на придомовой территории такие обязанности выполняют органы местного самоуправления или собственники помещений в МКД в лице УО или жилищного объединения.

Обязательные условия, при которых земельный участок входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД, следуют из статьи 16 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ.

Ещё по теме

На рисунке 1 мы показали, в каком случае содержать контейнерную площадку будет управляющая МКД организация.

Рисунок 1. Контейнерная площадка размещена в границах земельного участка, который входит в состав общего имущества

На рисунке 2 контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории, и содержать ее должен орган местного самоуправления.

Рисунок 2. Контейнерная площадка размещена на земельном участке, который не входит в состав общего имущества

Узнайте, обязаны ли вы содержать контейнерную площадку

Получается, что отвечать за содержание контейнерной площадки будет орган местного самоуправления, если земельный участок под МКД не образован или не поставлен на кадастровый учет.

Дело в том, что уборка и очистка земельного участка, который не включен в состав общего имущества, озеленение территории и уход за элементами озеленения на этом земельном участке не входят в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД (п. 15 Правил № 491). Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для складирования КГМ должен орган местного самоуправления, если земельный участок находится в муниципальной собственности.

Чтобы точно знать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений, можно обратиться с запросом в Росреестр.

Внимание

Сведения обо всех контейнерных площадках должны быть внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Такое требование устанавливают Правила обустройства мест (площадок) твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039.

Ситуация

В каких случаях за содержание контейнерной площадки отвечает региональный оператор

Законом не предусмотрены случаи, когда региональный оператор должен нести ответственность именно за содержание контейнерной площадки.

Региональный оператор отвечает не за содержание контейнерной площадки, а за обращение с ТКО с момента, когда его сотрудник принял ТКО — погрузил их в мусоровоз в местах накопления ТКО. Это закреплено пунктом 148(12) Правил № 354. В части чистоты контейнерной площадки это означает, что в обязанности сотрудника входит подбирать выпавший из контейнеров и бункеров мусор (п. 2, 13 Правил обращения с ТКО).

Содержать места (площадки) накопления ТКО, за исключением уборки мест погрузки, по общему правилу входит в обязанности организации, которая управляет МКД (подп. «д(2)» п. 11 Правил № 491).

Ситуация

Кто должен содержать контейнерную площадку, если регоператор ТКО работает с собственниками по прямым договорам

Контейнерную площадку должен содержать тот, кому она принадлежит. С кем регоператор заключил договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в данном случае не имеет значения.

Если земельный участок под МКД не образован или не поставлен на кадастровый учет, то отвечать за содержание контейнерной площадки будет орган местного самоуправления.

Если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, включен в состав общего имущества в МКД, то собственники обязаны содержать площадку в надлежащем состоянии. В этом случае работы выполняет управляющая МКД организация.

Где расположить контейнерную площадку

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских игровых, прогулочных и спортивных площадок, детских учреждений на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Если ТКО собирают раздельно, расстояние от контейнерных площадок должно быть не менее восьми метров, но не более 100 м. В исключительных случаях расстояние можно уменьшить на 25 процентов (п. 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Рисунок 3. Схема расположения контейнерной площадки на придомовой территории

На площадке разместите информацию об обслуживаемых потребителях и о собственнике площадки

 

 

На площадке можно размещать не более пяти контейнеров

 

 

В контейнерах запрещается складировать горящие или горячие отходы, КГМ, снег и лед, осветительные приборы и лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы. Также нельзя помещать в контейнер отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы предприятий по переработке отходов

 

 

На площадке разместите информацию об обслуживаемых потребителях и о собственнике площадки

В контейнерах запрещается складировать горящие или горячие отходы, КГМ, снег и лед, осветительные приборы и лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы. Также нельзя помещать в контейнер отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы предприятий по переработке отходов

Как оборудовать контейнерную площадку

Размер площадки зависит от количества контейнеров, которые необходимы жителям конкретного МКД. На площадке должно быть не более восьми контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых четыре — для раздельного накопления ТКО, и не более двух бункеров для накопления КГО.

Если отходы накапливают раздельно, на контейнерной площадке нужно предусмотреть контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, чтобы отходы не смешивались.

Такие условия установлены пунктом 14 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, пунктами 6, 7 СанПиН 2.1.3684-21 СанПиН 2.1.3684-21.

Точное количество контейнеров определяют по нормативам накопления ТКО, а сами нормативы устанавливают региональные власти. Чтобы установить норматив, власти должны выборочно провести замеры отходов.

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Такой порядок определен пунктами 10 -12 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269.

Ситуация

Входит ли уличный смет, ветки деревьев в норматив накопления ТКО, можно ли выбрасывать их в контейнеры

Уличный смёт – да, а ветки, другие растительные отходы – нет. Эта позиция Минприроды отражена в письме от 21.07.2020 № 08-25-53/18336.

По мнению ведомства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО,

Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Их должны вывозить организации, у которых есть соответствующая разрешительная документация, по нерегулируемой цене.

Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.

На площадке разместите информацию об обслуживаемых потребителях и о собственнике площадки.

Рисунок 4. Вывеска на контейнерной площадке

Скачать

Ситуация

Как рассчитать количество мусорных баков на контейнерной площадке

Количество мусоросборников определяют в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. Такое правило предусмотрено пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21.

Кто обязан оснащать контейнерную площадку контейнерами

Оснащать контейнерную площадку контейнерами по общему правилу обязан тот, кто ее содержит. Но эту обязанность можно передать регоператору ТКО.

Если контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников МКД, то покупает контейнеры управляющая МКД организация. Расходы на контейнеры в этом случае несут собственники в рамках расходов за содержание жилого помещения в МКД. Если контейнерную площадку содержит орган МСУ, то он и отвечает за оснащение площадки контейнерами.

Регоператор по обращению с ТКО может установить контейнеры на придомовой территории, если:

Расходы регоператора на приобретение контейнеров для накопления отходов могут вносить в расчет необходимой валовой выручки для формирования тарифа по обращению с ТКО (п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484, постановление Правительства от 15.12.2018 № 1572).

На практике есть прецеденты, когда управляющая МКД организация закупает контейнеры и через суд обязывает регоператора ТКО компенсировать расходы.

УО из Подмосковья заключила договор с регоператором ТКО. В нарушение взятых на себя обязательств регоператор контейнеры не установил.

Тогда УО закупила и установила контейнеры самостоятельно. Затем УО подала иск, чтобы взыскать неосновательное обогащение с регоператора ТКО. Когда дело дошло до суда, УО предоставила договором купли-продажи на мусорные контейнеры от 28.03.2018 № ЭЛ/14/18 и товарную накладную от 26.03.2018 № 103. Факт размещения евроконтейнеров на мусорных площадках УО подтвердила актами комиссионного обследования. Акты подписали собственники помещений соответствующих МКД.

Суд согласился с позицией УО и отказал регоператору ТКО в кассации (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2020 № Ф05-16779/2020, А41-8776/2020).

Дело дошло до Верховного суда, но и там регоператор ТКО не смог отбиться от требований УО выплатить неосновательное обогащение (Определение Верховного суда  от 22.03.2021 №№ А41-8776/2020, 305-ЭС21-1241).

Кто должен ремонтировать или заменять контейнеры для ТКО

Ремонтировать имущество должен его владелец. Если контейнеры установил регоператор по обращению с ТКО, то и ремонтировать их должен регоператор. Когда регоператоры отказываются ремонтировать или заменять контейнеры ТКО, они объясняют отказ тем, что расходы на эти работы не заложены в тариф. Значит, у регоператора нет средств, чтобы ремонтировать мусорные контейнеры, менять их на новые.

Действительно, по закону расходы регоператора на приобретение контейнеров могут вносить в расчет необходимой валовой выручки для формирования тарифа по обращению с ТКО. Такой порядок установлен пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484.

Чтобы убедить регоператора ТКО отремонтировать или заменить контейнер, поднимите договор. Затем подготовьте претензию и письмо местным властям.

В договоре проверьте пункты 11 и 13. Дело в том, что в типовом договоре, который должен использовать регоператор ТКО, в этих пунктах прописаны обязанности регоператора ТКО и потребителя. Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. В нашем случае — управляющей МКД организации. Региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании. Порядок и сроки замены контейнеров устанавливают законодательством субъекта РФ. Точная формулировка обязанности регоператора ремонтировать контейнеры в типовом договоре должна быть, как на рисунке 5.

Рисунок 5. Формулировка обязанности регоператора ТКО заменять контейнеры

Напомните регоператору ТКО, что не позднее 25 декабря каждого года он направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Это предусмотрено пунктом 13.1 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. Параллельно подготовьте и направьте письменное обращение в орган местного самоуправления.

Обоснуйте свое требование отремонтировать или заменить контейнер позицией Минприроды. Министерство считает, что органы местного самоуправления имеют право самостоятельно закупить контейнеры, бункеры и установить их в местах накопления ТКО. В Минприроды отмечают, что законодательством не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для накопления ТКО. Контейнеры могут приобретать, в частности, собственники земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органы местного самоуправления, управляющие МКД организации, потребители, регоператоры. Позиция изложена в письмах Минприроды от 18.01.2019 № 12-47/928, от 07.03.2019 № 08-25-53/5268.

Управляющая МКД организация как сторона по договору с регоператором обязана не допускать повреждения контейнеров, сжигания ТКО в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов. Это указано в подпункте «д» пункта 13 Типового договора.

Какие работы включают в содержание контейнерной площадки

Содержать контейнерную площадку и ее ограждение нужно в чистоте. Следите за исправностью ограждения.

Если контейнерная площадка входит в состав общего имущества собственников в МКД, управляющая МКД организация в холодный и в теплый периоды обязана:

Это предусматривают пункты 24, 25, 26(1) Минимального перечня.

Содержание контейнерной площадки не включает в себя уборку просыпавшегося из контейнеров и бункеров мусора при его погрузке на транспорт. Убрать просыпавшийся мусор обязан регоператор ТКО. Это следует из пунктов 2, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

Пример

Просыпавшийся при погрузке мусор должны поднимать сотрудники регоператора ТКО

Регоператор ТКО совершил административное правонарушение, за то был оштрафован административной комиссией. Юрлицо обратилось в суд с требованием признать постановление административного органа незаконным.

При перегрузке отходов из автомобиля МАЗ с краном-манипулятором в автомобиль МАЗ не осуществлена должная уборка мусора, просыпавшегося при перегрузке. Водители частично подобрали просыпавшееся, но отложили его в несанкционированном месте, что является нарушением п. 15 гл. 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 398 от 24.10.2017, п. 14 гл. 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 398 от 24.10.2017.

Суд изучил материалы дела и отметил следующее. Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления, а также за подбор просыпавшихся отходов в местах их погрузки.

Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Регоператор не смог отменить штраф за то, что ответственные лица не убрали мусор, который просыпался при погрузке (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.04.2021 № А53-1704/2021).

В контейнерах запрещается складировать горящие или горячие отходы, КГМ, снег и лед, осветительные приборы и лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы. Также нельзя помещать в контейнер отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы предприятий по переработке отходов (п. 14 Правил 1156).

Предупредите жителей о том, что в контейнерах запрещается складировать отдельные категории отходов. Пример объявления есть на рисунке 6.

Рисунок 6. Пример объявления на контейнерной площадке

Скачать

Ситуация

Кто должен собирать опасные отходы, например ртутные лампы

За это отвечает управляющая МКД организация.
К обязанностям УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК отнесены:

Такие правила предусматривают подпункт "д(1)"пункта 11 Правил № 491 и пункт 26(2) Минимального перечня.

Собственники на собрании или по их поручение УО, ТСЖ, ЖК определяют место накопления отработанных ламп. Управляющая обязана организовать место и уведомить о нем оператора по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, который их заберет и вывезет. Информацию об операторе посмотрите в территориальной схеме обращения с отходами .

Лампы собирают в специально предназначенной для этого части МОП, отдельно от других отходов. Нельзя накапливать вместе поврежденные и неповрежденные ртутные лампы.

В МКД, где нет помещений для накопления ртутных ламп, такие места обязаны организовать органы МСУ. Они также сообщают потребителям, где они находятся.

Если помещение, где накапливают ртутные лампы, загрязнилось парами или остатками ртути, УО, ТСЖ, ЖК обезвреживают отходы совместно с оператором по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами. Управляющие МКД организации это делают, если они отвечают за организацию накопления ТКО.

Порядок накопления ртутных ламп устанавливают пункты 4-8, 11, Правил обращения с отходами производства и потребленияв части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. постановлением Правительства от 28.12.2020 № 2314.

Также Требования при обращении с группами однородных отходов i - v классов опасности устанавливает приказ Минприроды России от 11.06.2021 № 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности".

Рисунок 7. Пример инструкции о порядке сбора, хранения и транспортирования ртутьсодержащих отходов на утилизацию

Скачать инструкцию

Ситуация

Обязаны ли УО, ТСЖ, ЖСК проводить дератизацию и дезинсекцию контейнерной площадки

УО обязана выполнять дератизацию и дезинсекцию контейнерной площадки, если территория под площадкой входит в состав общего имущества собственников в МКД. Это следует из части 1 статьи 161 ЖК, пункта 23 минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, утвержденного постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, и пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21.

УО, ТСЖ, ЖСК определяют периодичность дератизации и дезинсекции контейнерной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов с учетом приложения № 1 к СанПиН 2.1.3684-21. Также достаточным основанием для таких работ будет заявление собственника помещения в МКД. Управляющая МКД организация может составить график дератизации и дезинсекции контейнерной площадки и согласовать его с собственниками помещений. Формат графика может быть произвольным.

Как часто вывозить отходы в зависимости от температуры воздуха

Сроки вывоза ТКО может определять договор с регоператором. Если в договоре такого условия нет, учитывайте санитарные требования и правила благоустройства. Так, срок вывоза мусора определяют исходя из среднесуточной температуры воздуха в течение трех суток (п. 11 СанПиН 2.1.3684-21):

По времени суток вывоза ТКО законодательство не определяет ограничений, стороны договора определяют время вывоза с учетом нормативно-правовых актов субъекта РФ. Как правило, в регионах действуют законы и нормативные акты, которые определяют периоды времени суток обеспечения тишины и покоя граждан на территории соответствующего субъекта РФ.

Чтобы определить сроки вывоза отходов в конкретном случае, в первую очередь нужно обратиться к условиям договора, который вы заключили с региональным оператором по обращению с ТКО. Периодичность и время вывоза ТКО — это одно из существенных условий договора, который заключается с региональным оператором (подп. «в» п. 25 Правил № 1156). Обратимся к условиям типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156.

В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору. На рисунке 8 показано, как выглядит приложение к типовому договору.

Рисунок 8. Приложение к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО

Получается, что в типовом договоре непосредственно сроки вывоза ТКО не указаны, стороны должны определить их самостоятельно. Если в вашем договоре с регоператором еще не названы сроки вывоза ТКО, руководствуйтесь нормами СанПиН 2.1.3684-21.

КГО должны вывозить по мере их накопления, но не реже раза в 10 суток при температуре наружного воздуха +4 °С и ниже, а при температуре +5 °С и выше — не реже одного раза в семь суток. Такое правило установлено пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21.

Кто несет административную ответственность за плохое содержание контейнерной площадки

За грязь и мусор на контейнерной площадке в первую очередь ответит ее владелец. В нашем случае это будет организация, которая управляет МКД, или орган местного самоуправления.

Отдельного штрафа за ненадлежащее содержание придомовой территории нет, ГЖИ будет рассматривать это нарушение как ненадлежащее содержание придомовой территории (таблица).

Таблица. Административная ответственность УО, ТСЖ, ЖСК за ненадлежащее содержание придомовой территории

 

ТСЖ, ЖСК
(ст. 7.22 КоАП)

УО
(ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП)

Если не исполнить предписание ГЖИ
(ч. 1 ст. 19.5 КоАП)

Юридическое лицо

40–50 тыс. руб.

250–300 тыс. руб.

10–30 тыс. руб.

Должностное лицо

4–5 тыс. руб.

50–100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

1–2 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://vip.1umd.ru
Дата копирования: 30.06.2023