Редакция утратила силу 1 сен 2024
Любовь Чеснокова, главный редактор объединенной редакции «Городское хозяйство и ЖКХ» |
В рекомендации читайте ответы на все проблемные вопросы во взаимодействии управляющих с регоператорами ТКО: кто начисляет плату, разъясняет тонкости жителям и как урегулировать разногласия по договору.
В отдельных рекомендациях читайте, как рассчитать плату за обращение с ТКО, как часто вывозить отходы, кто и как содержит контейнерную площадку и как передать регоператору ТКО работу по обращению с отходами.
Управляющая МКД организация взаимодействует с регоператором ТКО по одному из двух сценариев. Сценарии действуют в отношении собственников жилых помещений. Вне зависимости от сценария собственники нежилых помещений обязаны заключить с регоператором ТКО прямые договоры.
УО, ТСЖ, ЖСК обязаны оповестить собственников нежилых помещений о необходимости заключить договор непосредственно с регоператором ТКО и предоставить регоператору сведения о таких собственниках. Это предусматривает абзац 4 пункта 6 и абзац 5 пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Сценарий № 1 «Договор управляющего с регоператором ТКО». По этому сценарию управляющая МКД организация полностью организует взаимодействие между потребителями и регоператором ТКО: заключает договор, начисляет плату, собирает долги. Функции УО, ТСЖ, ЖСК мы перечислили на рисунке 1.
Рисунок 1. Функции управляющей МКД организации при сценарии «Договор управляющего с регоператором ТКО»
Сценарий № 2 «Прямые договоры потребителей с регоператором ТКО». По прямым договорам регоператор ТКО сам взаимодействует с собственниками помещений: начисляет плату, направляет платежные документы и собирает долги. УО, ТСЖ, ЖСК выполняет только информационно-разъяснительные функции, когда между собственниками помещений в МКД и регоператором ТКО есть прямые договоры (рисунок 2).
Рисунок 2. Функции управляющей МКД организации при сценарии «Прямые договоры потребителей с регоператором ТКО»
При любом сценарии договорных отношений с регоператором ТКО содержать контейнерную площадку должен собственник земли.
Рисунок 4. Формы документов для заключения договора с регоператором ТКО
Заявка на заключение договора
|
Типовой договор
|
Договор на обращение с ТКО в ГИС ЖКХ размещает регоператор ТКО
УО, ТСЖ, ЖСК не должны заключать договор с регоператором ТКО, если у регоператора есть прямые договоры с собственниками.
Какие будут последствия, если УО, ТСЖ, ЖСК не заключит с регоператором ТКО письменный договор
Если управляющая МКД организация не представит подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Договор будет считаться заключенным.
Если потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания, договор считается заключенным на условиях типового договора. Такое правило предусматривает пункт 8.12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.
Чтобы урегулировать разногласия по договору с регоператором ТКО, нужно изменить спорные условия договора. Это возможно сделать только в отношении таких условий, которые регоператор установил сам. Изменить существенные условия в частном порядке невозможно, и вот почему. Регоператор ТКО заключает с УО, ТСЖ, ЖСК договор на оказание услуг по обращению с ТКО по форме из постановления Правительства от 12.11.2016 № 1156. При этом Правительство утвердило не примерную форму, а типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Такой типовой договор относят к категории публичных, их условия стороны обязаны исполнять (ч. 4 ст. 426 ГК).
Вот три условия договора на обращение с ТКО, которые регоператор не сможет изменить:
Указанные выше условия определяют региональные власти, у регоператора нет полномочий изменять их.
Вы можете требовать от регоператора ТКО изменить условия, которые он установил сам. Требования изменить условия договора нужно обосновать. Например, по условиям договора регоператор устанавливает периодичность вывоза ТКО, которая не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, или региональным требованиям.
Если у вас есть основания изменить условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, воспользуйтесь протоколом разногласий к договору (рисунок 4).
Рисунок 5. Пример протокола разногласий к договору на оказание услуг по обращению с ТКО
Как с региональным оператором решить вопрос подтверждения факта раздельного сбора мусора
Если в регионе применяется раздельное накопление ТКО, объем ТКО определяют по фактическим объемам, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Это предусмотрено пунктом 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505).
Объем и (или) масса ТКО, а так же способ коммерческого учета количества ТКО – существенные условия договора по обращению с ТКО, который заключают управляющая МКД организация и региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор). Это предусмотрено пунктом 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Способ коммерческого учета ТКО, определяют исходя из показателей (подп. «а» п. 5, п. 6 Правил № 505):
Исходя из указанных норм законодательства, если на территории субъекта РФ принято решение о раздельном накоплении ТКО способом коммерческого учета ТКО в договоре между УО и оператором ТКО определяется количество и объем контейнеров для накопления отходов. Это подтверждает судебная практика, например, в постановлении арбитражного суда Северо-западного округа от 22.03.2019 по делу А44-5980/2018.
В таком случае УО вправе требовать от регионального оператора:
- оборудовать контейнерной площадки контейнерами для раздельного накопления ТКО, если расходы по приобретению таких контейнеров определены тарифом на коммунальную услугу по обращению с ТКО. Это следует из п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 г. № 484, постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572.
- определить объем ТКО по количеству контейнеров, после установки контейнеров для раздельного накопления ТКО, в т.ч. путем внесения изменений в действующий договор оказания услуг по обращению с ТКО в порядке, определенном ст. 452 ГК.
УО направляет в РСО дополнительное соглашение о внесении изменений в договор оказания услуг по обращению с ТКО, в части изменения определения объема ТКО. если региональный оператор проигнорировал либо необоснованно отказал в его заключении, следует обратиться в суд о понуждении к заключению такого дополнительного соглашения (ч. 1 ст. 452 ГК).
Правомерность таких требований УО в каждом случае определяется индивидуально. Например, если собственники помещений в МКД пользуются контейнерной площадкой для накопления ТКО находящейся в совместном пользовании с собственниками помещений в МКД, находящегося в управлении иной УО, то в этом случае определение фактического объема ТКО в отношении каждой из УО практически неосуществимо.
Как рассчитать плату за ТКО при раздельном накоплении отходов, читайте в отдельном материале.
Управляющая МКД организация ведет расчеты с регоператором ТКО только в случае, если оператор не заключил прямые договоры с собственниками помещений. Вести расчеты означает:
По условиям договора регоператор ТКО по решению региональных властей рассчитывает плату за обращение с ТКО одним из двух способов:
Для расчетов с УО, ТСЖ, ЖСК регоператор ТКО использует те же тарифы, что и для расчетов с потребителями (п. 148(28) Правил № 354).
Вот три подсказки, как начислять плату за ТКО собственникам помещений:
Мы подготовили образцы ответов на заявления собственников сделать перерасчет платы за ТКО (рисунок 6).
Рисунок 6. Образцы ответов на заявления собственников сделать перерасчет платы за ТКО
Ответ на случай, если УО, ТСЖ, ЖСК – исполнители КУ, а плату за ТКО рассчитывают исходя из площади квартиры
|
Ответ на случай, если у собственника прямой договор с регоператором ТКО
|
№ |
Субъект РФ |
Определен регоператор ТКО |
Региональный НПА |
Утвержден тариф |
Региональный НПА |
1 |
Республика Адыгея |
Да |
Протокол о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея от 06.04.2018 № 3/ТКО-2018 |
Да |
Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 07.09.2018 № 131-п «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» |
2 |
Республика Алтай |
Да |
Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 23.04.2018 № 219-Д Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 11.07.2018 № 360-Д Приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 11.07.2018 № 361-Д |
Да |
Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 19.12.2018 № 50/34 «Об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые ООО "Коммунальщик" на территории МО "г. Горно-Алтайск", МО "Майминский район", МО "Чемальский район", МО "Чойский район", МО "Турочакский район", на 2019 год» Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 05.12.2018 № 48/2 «Об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые ООО "Экобезопасность" на территории МО "Шебалинский район", МО "Онгудайский район", МО "Усть-Канский район", МО "Усть-Коксинский район" на 2019 год» Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.11.2018 № 46/11 «Об установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые ООО "Континент" на территории МО "Улаганский район" и МО "Кош-Агачский район" на 2019 год» |
3 |
Республика Башкортостан |
Да |
Зона 1: Протокол № 1/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 30.03.2018 Зона 2: Протокол № 2/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 30.03.2018 Зона 3: Протокол № 3/4 О результатах проведения конкурсного отбора от 09.04.2018 Зона 4: Протокол № 4/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 30.03.2018 Зона 4+: Протокол № 6/2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 17.05.2018 |
Да |
Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 13.12.2018 № 617 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую муниципальным унитарным предприятием "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" в зоне деятельности оператора № 1 Республики Башкортостан» Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 30.11.2018 № 411 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" в зоне деятельности регионального оператора № 2 Республики Башкортостан» Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 30.11.2018 № 414 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью Региональный оператор "Эко-Сити" в зоне деятельности регионального оператора № 3 Республики Башкортостан» Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 30.11.2018 № 415 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Экология Т" в зоне деятельности регионального оператора № 4 Республики Башкортостан» Постановление Государственного комитета РБ по тарифам от 30.11.2018 № 412 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" в зоне деятельности регионального оператора № 4+ Республики Башкортостан» |
4 |
Республика Бурятия |
Да |
Протокол о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия(зона № 1) от 03.05.2018 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия (зона № 2) № 657353/2 от 11.06.2018 Протокол о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия (зона № 3) от 11.06.2018 |
Да |
Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.03.2019 № 3/21 «О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 1-й зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019–2022 годов»
Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.03.2019 № 3/22 «О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2-й зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019–2022 годов» Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25.03.2019 № 3/23 «О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 3-й зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019–2022 годов» |
5 |
Республика Дагестан |
Да |
Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Горного межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 29.09.2017 Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Южного межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 18.09.2017 Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Северного I межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 07.11.2017 Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Северного II межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 18.04.2018 Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального I межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 18.04.2018 Протокол рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Центрального I межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса Республики Дагестан от 19.04.2018 |
Да |
Постановление РСТ РД от 20.12.2018 № 63 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан» |
6 |
Республика Ингушетия |
Да |
Протокол результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия от 27.04.2018 № 6 |
Да |
Постановление РЭК Республики Ингушетия от 20.12.2018 № 25 «Об установлении ООО "Экосистема" предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» |
7 |
Кабардино-Балкарская Республика |
Да |
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики (1 зона деятельности регионального оператора) от 17.04.2018 Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики (2 зона деятельности регионального оператора) от 17.04.2018 Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кабардино-Балкарской Республики (3 зона деятельности регионального оператора) от 17.04.2018 |
Да |
Приказ Минэнерго КБР от 24.08.2018 № 29 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Экологистика" на 2019 год» |
8 |
Республика Калмыкия |
Да |
Протокол № 3/ТКО/2017 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Калмыкия от 26.05.2017 |
Да |
Приказ Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 26.09.2018 № 72-п/тко «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» |
9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
Да |
Протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Карачаево-Черкесской Республики от 28.04.2018 |
Да |
Постановление Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам от 19.12.2018 № 207 «Об установлении ООО УК "Глобус" предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» |
10 |
Республика Карелия |
Да |
Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018 |
Да |
Постановление Госкомитета РК по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг – Республика Карелия)» |
11 |
Республика Коми |
Да |
Протокол о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми от 06.06.2018 |
Да |
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 20.12.2018 № 70/42-Т «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми на 2019–2021 годы» |
12 |
Республика Крым |
Да |
Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистической зоны (кластера) № 1, № 3, № 4, № 5, № 6 Республики Крым от 08.05.2018 Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистической зоны (кластера) № 2 Республики Крым от 20.04.2018 |
Да |
Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 № 62/6 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэкоресурсы" на 2019 год» Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2018 № 62/7 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами обществу с ограниченной ответственностью "Альтфатер Крым" на 2019 год» |
13 |
Республика Марий Эл |
Да |
Протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 29.03.2018 Протокол № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе от 18.04.2018 |
Частично |
Приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 20.12.2019 № 189 т «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (в зоне деятельности регионального оператора № 1) для ООО «Благоустройство» на 2020 год» Приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29.11.2019 № 118 т «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл (в зоне деятельности регионального оператора № 2) для ООО «Благоустройство» на 2020 год» |
14 |
Республика Мордовия |
Да |
Протокол № 3-РО/ТКО о результатах конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Республики Мордовия от 14.07.2017 |
Да |
Приказ РСТ РМ от 17.12.2018 № 218 «Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО "РЕМОНДИС Саранск" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год» |
15 |
Республика Саха (Якутия) |
Частично, с 31 марта полностью |
Протокол № 7/2018 подведения результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Центральной зоны Республики Саха (Якутия) от 14.05.2018 Протокол № 3/2018 подведения результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Центрально-восточной зоны Республики Саха (Якутия) от 20.04.2018 Протокол № 3/2018 подведения результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами на территории Южной зоны Республики Саха (Якутия) от 11.08.2017 |
Да |
Постановление ГКЦ РС(Я) от 20.12.2018 № 214 «Об установлении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) на 2019 год» |
16 |
Республика Северная Осетия – Алания |
Да |
Протокол № 2 результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами по первой зоне деятельности регионального оператора (муниципальное образование город Владикавказ, Правобережный, Пригородный, Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский районы Республики Северная Осетия – Алания) от 10.08.2018 Протокол № 2 результатов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми отходами по второй зоне деятельности регионального оператора (Моздокский муниципальный район Республики Северная Осетия – Алания) от 15.05.2018
|
Да |
Постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия – Алания от 07.02.2019 № 2 «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую Обществом с ограниченной ответственностью "Чистый город" потребителям Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания, на 2019 год» |
Узнайте, действует ли регоператор ТКО в вашем регионе, из нашей полной таблицы>>.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 10.12.2024