Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

ВC: управленец отвечает за ненадлежащее содержание общего имущества и перед гражданами – не собственниками помещений

Актуально на 11 июля 2024

УО, ТСЖ, ЖСК отвечают за содержание общего имущества и при этом должны обеспечить безопасность жизни, здоровья и имущества граждан. Правило касается не только собственников помещений в МКД, но и других лиц. Поэтому, если ненадлежащее содержание повлекло вред имуществу гражданина, управленец уплачивает штраф не только собственнику, но любому другому пострадавшему лицу.

Такие выводы следуют из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 28.05.2024 № 5-КГ24-45-К2. Аналогичные выводы Верховный суд уже делал в Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного суда 18.10.2023). 

Что произошло

Гражданин, который не был собственником помещения в МКД, припарковал свой автомобиль на территории этого дома. Из-за сильного ветра на машину упало дерево, растущее на придомовой территории, и причинило ей ущерб. Это подтвердили материалы ОМВД. Гражданин обратился в суд с иском к УО, которая управляла МКД. Он хотел взыскать сумму ущерба, стоимость досудебной экспертизы, а также штраф и компенсацию морального вреда. Но суды трех инстанций удовлетворили иск только частично.

С управленца взыскали возмещение ущерба и расходы на оплату оценки ущерба, удовлетворить остальную часть требований отказались. Суд не нашел оснований, чтобы применить положения Закона о защите прав потребителей, поскольку истец не является собственником помещений и не проживает в доме, где находилось упавшее дерево. Поэтому его невозможно признать потребителем оказываемых управленцем услуг, в связи с чем суд отказал во взыскании с УО штрафа и компенсации морального вреда. Однако Верховный суд поддержал гражданина и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Что указал суд

Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме. Надлежаще содержать общее имущество необходимо в соответствии с требованиями законодательства, в том числе о защите прав потребителей, а также с соблюдением требований к надежности и безопасности МКД, при этом обеспечивать безопасность жизни, здоровья и имущества граждан, права и законные интересы собственников помещений в МКД и иных лиц. Такие правила предусмотрены частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК.

Закон о защите прав потребителей в том числе регулирует отношения между потребителями и исполнителями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на товары, работы, услуги надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах, работах, услугах и об их изготовителях, исполнителях, а также государственную и общественную защиту их интересов, определяет механизм реализации этих прав. Это установлено преамбулой Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Потребителем признают гражданина, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывает, приобретает или использует товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Исполнитель – это организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, который выполняет работы или оказывает услуги потребителям по возмездному договору.

При этом право требовать возмещения вреда, который причинен вследствие недостатков товара, работы, услуги, признают за любым потерпевшим, независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет. На это указывает пункт 2 статьи 14 Закона о защите прав потребителей. Суд установил факт причинения вреда имуществу гражданина-истца из-за ненадлежащего оказания УО-ответчиком услуги по содержанию придомовой территории. Само по себе возникновение обязательства ответчика из причинения вреда при отсутствии договорных отношений не исключает возможность квалифицировать правоотношения сторон как правоотношения потребителя и исполнителя услуг и, как следствие, применять к таким правоотношениям положения Закона о защите прав потребителей.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 11.07.2024