Актуально на 6 авг 2024
Эксперты Системы УМД собрали в едином материале все проекты законов и других нормативных документов, которые повлияют на работу УО, ТСЖ, ЖСК. Здесь вы найдете информацию о самом законопроекте, его номер, статус рассмотрения и сможете перейти к самому тексту проекта.
Законодатели внесли масштабные изменения в НК. В том числе значительно увеличились государственные пошлины при обращении в суд. Соответствующий законопроект № 577665-8 Госдума приняла в третьем чтении 23 июля. Новый закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Но в части госпошлин изменения начнут действовать через месяц с этого дня.
В таблице мы указали новые размеры госпошлин, которые могут потребоваться при обращении в суд управленцам.
Какое заявление подаете |
В какой суд |
Размер госпошлины |
исковое заявление имущественного характера и административное исковое заявление имущественного характера, которые подлежат оценке |
суды общей юрисдикции |
в зависимости от цены иска: от 4000 руб. до 900 000 руб. |
исковое заявление имущественного характера, подлежащего оценке |
арбитражные суды |
от 10 000 руб. до 10 000 000 руб. |
заявление о вынесении судебного приказа |
суды общей юрисдикции |
50 процентов размера госпошлины, которую берут при подаче искового заявления имущественного характера |
арбитражные суды |
50 процентов размера госпошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера, но не менее 8000 руб. |
|
исковое заявление имущественного характера, которое не подлежит оценке, и исковое заявление неимущественного характера |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 3000 руб., для организаций — 20 000 руб. |
арбитражные суды |
для физических лиц — 15 000 руб., для организаций — 50 000 руб. |
|
исковое заявление по спорам при заключении, изменении или расторжении договоров без требования о возврате исполненного по сделке или о присуждении имущества, а также по спорам о признании сделок недействительными без требования о применении последствий недействительности сделок |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 3000 руб., для организаций — 20 000 руб. |
арбитражные суды |
для физических лиц — 15 000 руб., для организаций — 50 000 руб. |
|
административное исковое заявление об оспаривании нормативных документов госорганов и МСУ, ЦБ, государственных внебюджетных фондов, госкорпораций, должностных лиц, административное исковое заявление об оспаривании НПА Президента, Совета Федерации, Госдумы, Правительства |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 4000 руб., для организаций — 20 000 руб. |
административное исковое заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) госорганов и МСУ должностных лиц незаконными |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 3000 руб., для организаций — 15 000 руб. |
заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) госорганов и МСУ, должностных лиц незаконными |
арбитражные суды |
для физических лиц — 10 000 руб., для организаций — 50 000 руб. |
заявление о выдаче дубликата исполнительного листа, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение |
суды общей юрисдикции |
1500 руб. |
заявление о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного постановления, о разъяснении судебного постановления |
суды общей юрисдикции |
3000 руб. |
заявление о выдаче дубликата исполнительного листа, о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения судебного акта, о разъяснении судебного акта |
арбитражные суды |
10 000 руб. |
заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) |
арбитражные суды |
для физических лиц — 10 000 руб., для организаций — 100 000 руб. При обращении должника с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) государственная пошлина не взимается |
заявление о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам |
суды общей юрисдикции |
10 000 руб. |
заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам |
арбитражные суды |
30 000 руб. |
апелляционная жалоба, частная жалоба, а также кассационная жалоба на судебный приказ |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 3000 руб., для организаций — 15 000 руб. |
апелляционная жалоба, а также кассационная жалоба на судебный приказ |
арбитражные суды |
для физических лиц — 10 000 руб., для организаций — 30 000 руб. |
кассационная жалоба |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 5000 руб., для организаций — 20 000 руб. |
арбитражные суды |
для физических лиц — 20 000 руб., для организаций — 50 000 руб. |
|
кассационная или надзорная жалоба в Верховный суд, а также жалобы на определение судьи Верховного суда об отказе в передаче кассационной или надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании |
суды общей юрисдикции |
для физических лиц — 7000 руб., для организаций — 25 000 руб. |
арбитражные суды |
для физических лиц — 30 000 руб., для организаций — 80 000 руб. |
23 июля Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 635611-8, которым сократили до трех лет срок гарантии застройщика на квартиры в новостройках. Также изменились санкции к застройщикам за нарушение обязательств перед дольщиками. Изменения внесли в Закон об участии в долевом строительстве № 214-ФЗ. Они должны вступить в силу 1 сентября 2024 года.
Гарантийный срок на квартиры уменьшится с пяти до трех лет. Аналогичный срок сейчас установлен в отношении технологического и инженерного оборудования, которое входит в состав объекта долевого строительства. Изменения обусловлены унификацией требований законодательства о продолжительности гарантийного срока. При этом по сложившейся судебной практике срок исковой давности для разрешения спора о недостатках жилья начинается с момента обнаружения такого недостатка и составляет три года, указал первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Законопроект также меняет санкции в отношении застройщика, если он передал объект долевого строительства ненадлежащего качества и нарушил сроки, в которые нужно:
В настоящее время законом предусмотрена двойная ответственность в случае нарушения прав покупателя. Документ ограничивает действие Закона о защите прав потребителей, устанавливая санкции для застройщика только в профильном Законе об участии в долевом строительстве.
В указанных случаях застройщик уплачивает участнику долевого строительства за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в период соответствующего нарушения. Ставку рассчитывают от стоимости расходов для устранения недостатков или от суммы возмещения участнику долевого строительства.
Если участник долевого строительства — гражданин, который приобретает жилое помещение исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, застройщик уплачивает неустойку в двойном размере, но не более стоимости расходов для устранения недостатков. Если недостатки жилого помещения станут основанием для признания его непригодным для проживания, размер неустойки рассчитывают от цены договора.
Кроме того, за нарушение обязательств по договору, если суд удовлетворит требования дольщика, такой гражданин вправе будет взыскать с застройщика штраф в размере 5 процентов от присужденной судом суммы. Это касается ситуации, когда гражданин заключил договор для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Госдума установила штрафы за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Санкции будут такие же, как и для самовольного подключения к сетям, их также увеличили. Изменения предусмотрены в КоАП. Такой законопроект № 537304-8 приняли в третьем чтении 23 июля.
КоАП дополнили новым составом — самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения. Под самовольным пользованием понимают пользование централизованными системами при отсутствии соответствующего договора, либо при нарушении сохранности контрольных пломб, либо при врезке абонента в водопроводную сеть до прибора учета. Такие условия установлены пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства от 29.07.2013 № 644.
Когда закон вступит в силу за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, а также самовольное пользование такими системами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, будут штрафовать:
Пока действует административная ответственность только за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Но доказать факт подключения нелегко. При этом самовольное пользование централизованными системами водоснабжения, водоотведения остается распространенной проблемой длительное время и оказывает негативное воздействие на работу этих систем, отмечали авторы законопроекта. Новые санкции должны помочь снизить негативное воздействие на инженерные сети и минимизировать ущерб собственникам и пользователям сетей. Также они позволят установить дополнительные полномочия должностных лиц органов внутренних дел — они смогут составлять протоколы об административных правонарушениях с новым составом.
Законодатели скорректировали процедуру лицензирования. Это должно упростить и ускорить процесс. Соответствующие изменения предусмотрены в Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 23 июля такой законопроект № 540354-8 приняли в Госдуме в третьем чтении и сейчас рассматривают в Совете Федерации.
Законопроект разрешает не утверждать формы заявлений на предоставление услуг по лицензированию в каждом субъекте РФ, если заявление подают через портал госуслуг, региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Установили срок, в который лицензирующий орган должен рассматривать заявление о внесении изменений в реестр лицензий в связи с прекращением деятельности в одном или нескольких местах ее осуществления, в связи с прекращением выполнения отдельных работ, оказанием услуг, сведения о которых содержатся в реестре лицензий. Такой срок не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления.
Обязали уведомлять соискателя лицензии, лицензиата не позднее одного рабочего дня со дня оформления акта оценки соответствия их лицензионным требованиям. Исключили возможность получить сведения о конкретной лицензии в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Вместе с тем в положении о лицензировании конкретного вида деятельности можно будет предусмотреть возможность:
Обязанности управляющих МКД организаций и органов МСУ при подготовке к отопительному периоду установят в Законе о теплоснабжении. Соответствующий законопроект № 513229-8 Госдума приняла в третьем чтении 30 июля.
Управляющие МКД организации обяжут обеспечивать:
Теплоснабжающие и теплосетевые организации получат дополнительную обязанность создавать резервные системы теплоснабжения. Это нужно, чтобы в случае аварий можно было обеспечить оперативное переподключение от одной системы к другой, разъяснили в Госдуме.
Муниципальные образования будут обязаны иметь план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и схему теплоснабжения. Ростехнадзор по-прежнему будет расследовать причины аварийных ситуаций при теплоснабжении. Также законопроект уточняет правила обеспечения готовности к отопительному периоду, порядок оценки готовности и требования к содержанию схем теплоснабжения.
Законопроект разработали, чтобы исполнить задачи, которые поставил Президент. Изменения должны повысить надежность и безопасность систем теплоснабжения, готовность к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии.
В процессе капремонта в МКД нужно будет заключать договор строительного подряда и проводить строительный контроль. Соответствующие изменения внесли в ЖК и ГрК. Такой законопроект № 416434-8 Госдума приняла в третьем чтении 30 июля. Изменения должны вступить в силу 1 сентября.
Законопроект устанавливает, что работы по капитальному ремонту общего имущества должны выполнять на основании договора строительного подряда. Договор заключают с ИП или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Если субъект РФ принял решение о проведении в МКД строительного контроля уполномоченным органом, такой контроль в процессе капремонта должны проводить исполнительные органы этого субъекта РФ или подведомственные ему учреждения. Собственники в МКД, которые формируют ФКР на специальном счете, вправе на ОСС принять решение об отказе от строительного контроля уполномоченным органом субъекта РФ. Если субъект РФ не принял решение либо ОСС в МКД на спецсчете отказалось от строительного контроля уполномоченным органом, контроль в процессе капремонта должны провести по правилам статьи 53 ГрК. В этом случае контроль проводит строительная организация, которая выполняет работы по капитальному ремонту, указал первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.
Изменения позволят очистить рынок от недобросовестных подрядчиков и ввести упорядоченный и профессиональный строительный контроль. Это означает, что уйдут в прошлое некачественное исполнение работ, использование несоответствующих строительных материалов, нарушение технологических процессов и затягивание сроков, сообщил председатель Комитета Госдумы Сергей Пахомов.
В настоящее время нет законопроектов, которые рассматривают во втором чтении и влияют на работу управленцев.
Костромская областная дума предложила упростить процедуру, при которой орган МСУ вправе сменить способ формирования фонда капремонта со спецсчета на регоператора. Для этого уменьшить процент задолженности собственников по взносам, когда возможен принудительный перевод средств. Изменения предусмотрены в статью 173 ЖК. Такой законопроект № 557516-8 23 июля 2024 года приняли в первом чтении.
Сейчас, если размер поступивших взносов на капремонт МКД со спецсчетом менее 50 процентов от размера начисленных, собственники в таком доме обязаны погасить задолженность в установленные сроки. В противном случае орган МСУ вправе принять решение об изменении способа формирования фонда со спецсчета на регоператора, и владелец счета обязан перечислить ему все собранные деньги (ст. 173 ЖК). Однако установленный уровень собираемости платежей недостаточен, чтобы стимулировать собственников своевременно проводить капремонт, считают авторы законопроекта. Например, в Центральном федеральном округе в большинстве регионов от 5 до 30 процентов МКД, где ФКР формируют на спецсчете, собираемость менее 85 процентов. И это уже не позволяет вовремя провести капитальный ремонт в таких домах.
Поэтому авторы законопроекта предлагают увеличить установленный 50-процентный уровень собираемости взносов на капремонт до 85 процентов. То есть допустимый уровень задолженности собственников уменьшится с 50 до 15 процентов. По мнению авторов изменений, это позволит стимулировать платежи и своевременно проводить капитальный ремонт.
24 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект № 658080-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О газоснабжении в Российской Федерации“ и статьи 113 и 157-3 ЖК Российской Федерации». Поводом для изменений послужил резкий рост стоимости техобслуживания в некоторых регионах.
Законопроект отменяет монополии на обслуживание газового оборудования. Работы хотят разрешить выполнять любой лицензированной газораспределительной организации. Требования к таким организациям установит Правительство. Сейчас исключительное право проводить техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования есть у организации, которая транспортирует газ до места соединения сети газораспределения с газопроводом.
Важно отметить, что базовый принцип «один дом — одна обслуживающая организация» остается прежним.
18 января Госдума в первом чтении приняла законопроект № 487723-8, который сокращает срок для принятия решения о предоставлении лицензии на управление МКД или об отказе в ее предоставлении. Также нужно будет сдавать квалификационный экзамен только в электронной форме. Изменения предусмотрены в статьи 194 и 202 ЖК. Сейчас законопроект рассматривают во втором чтении.
В настоящее время орган ГЖН рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в срок не более 30 рабочих дней со дня приема заявления (ч. 1 ст. 194 ЖК). При этом лицензирующий орган проверяет сведения в заявлении с помощью межведомственных запросов в соответствующие органы власти, также проверяет информацию на официальном сайте ФНС и в ГИС ЖКХ (п. 8, 9 Положения о лицензировании № 1110). Время нужно, только чтобы получить подтверждение о наличии у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, отметили авторы изменений.
Таким образом, чтобы рассмотреть заявление о предоставлении лицензии, лицензирующему органу не требуются какие-либо значительные временные затраты. Поэтому законопроект предлагает установить срок для рассмотрения заявления в пять рабочих дней со дня его приема, а также общий срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии не более 10 рабочих дней.
Кроме того, чтобы автоматизировать и оптимизировать процесс лицензирования по управлению МКД, авторы законопроекта также предлагают перевести проведение квалификационного экзамена в электронную форму.
Законодатели продолжают ужесточать наказания за нарушения в обработке персональных данных. Предлагают новые административные штрафы уже до 15 млн руб. за утечку персональных данных. Также вводят новую уголовную ответственность за нарушения в обработке компьютерной информации, которая содержит персональные данные. Здесь максимальное наказание — лишение свободы на срок до 10 лет. Изменения предусмотрены в КоАП и в УК. Такие законопроекты № 502104-8 и № 502113-8 Госдума приняла в первом чтении 23 января и ожидает поправки к ним.
Ужесточение административной ответственности (законопроект № 502104-8)
Оператор персональных данных обязан уведомлять Роскомнадзор в случае «утечек персональных данных». Но административная ответственность за неисполнение этой обязанности отсутствует. Наказать могут по части 1 статьи 13.11 КоАП, максимальный размер штрафа для юридических лиц — до 100 тыс. руб., при повторном нарушении — до 300 тыс. руб. Однако они не соразмерны возможным последствиям от утечек. В руках злоумышленников персональные данные становятся инструментом для спам-звонков, нежелательных рассылок, шантажа, мошеннических схем и иных, более тяжких преступлений.
Чтобы стимулировать операторов персональных данных инвестировать в развитие инфраструктуры информационной безопасности и защиту персональных данных своих пользователей, авторы изменений предлагают дополнить статью 13.11 КоАП новыми составами административных правонарушений. Они предусматривают административную ответственность за утечки баз данных, которые содержат персональные данные. В зависимости от объема «утекшей» информации предусмотрены такие градации ответственности:
За повторные правонарушения, которые выражаются в серьезной «утечке» персональных данных, предусмотрены санкции в виде оборотных штрафов.
Новая уголовная ответственность (законопроект № 502113-8)
На начало 2022 года 130 млн жителей России пользуются сетью интернет. Постоянным «спутником» любых коммуникаций в интернете стали персональные данные — в частности, пользователи размещают их в личных кабинетах на сайтах и в приложениях. Поэтому все более актуальны проблемы защиты данных, которые связаны с угрозами неправомерного доступа к ним, распространения и использования в преступных целях. Существенно выросло число противоправных действий в отношении персональных данных, а также фактов незаконного использования личной информации при совершении преступлений, в том числе мошенничеств.
Законопроект дополняет УК новой статьей 272.1. Она предусматривает уголовную ответственность:
За эти нарушения предусмотрено наказание до лишения свободы на срок до 10 лет.
Законопроект № 78299-8 предлагает проводить общее собрание собственников через портал госуслуг. Изменения предусмотрены в ЖК. 19 мая 2022 года законопроект приняли в первом чтении. Далее законопроект пока не рассматривали.
Если закон примут, через «Госуслуги» можно будет:
Также изменения дают возможность собственникам обращаться в УО с просьбой провести ОСС через ГИС ЖКХ. Сейчас это можно сделать только в письменной форме.
Читайте также: Как провести ОСС с помощью ГИС ЖКХ или иной информационной системы
ФССП обяжут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах с требованиями по долгам за ЖКУ. Такой законопроект № 421343-8 приняли в первом чтении 17 октября 2023 года. Изменения предусмотрены к Закону о ГИС ЖКХ. Законопроект разработан во исполнение указания Президента и должен оптимизировать состав информации в ГИС ЖКХ и ее функционал. Госдума ожидает поправки на законопроект.
Когда законопроект вступит в силу, ФССП и ее территориальные органы будут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах, содержащих требования о взыскании задолженности за ЖКУ. Сведения будут размещать на основании полученных из ГИС ЖКХ запросов оператора системы и органов власти.
Законопроект поможет органам власти в сфере соцобеспечения быстрее получать информацию о наличии или отсутствии у граждан непогашенной задолженности, которая образовалась за три последних года и подтверждена судебным актом. Соответственно, жители МКД, которые получают субсидии и компенсации, смогут быстрее оформлять положенные выплаты, а управленцы — не тратить время на ответы соцслужбам. Это особенно актуально, так как на текущий момент управляющие МКД организации вынуждены ежемесячно обрабатывать более 12 млн запросов на предоставление информации о наличии у граждан задолженности по ЖКУ, указали авторы изменений.
Долги за ЖКУ можно будет взыскивать на основании исполнительной надписи нотариуса. Соответствующий законопроект № 680171-8 депутаты внесли в Госдуму 24 июля и планируют рассматривать в осеннюю сессию. Изменения предусмотрены в том числе в ЖК. Предполагают, что они вступят в силу 1 марта 2025 года.
Задолженность за ЖКУ можно истребовать в претензионном порядке либо взыскать через суд. При этом в отрасли ЖКХ широко распространены договоры, которые заключают не в письменной форме, а посредством конклюдентных действий. Поэтому у граждан отсутствует обязанность предоставлять сведения о себе, включая персональные данные. В связи с чем взыскатель часто не обладает актуальной информацией, чтобы идентифицировать должника. Более того, с 1 марта 2023 года персональные данные жителей в ЕГРН могут получить не все. А с 1 сентября 2024 года к заявлению о вынесении судебного приказа нужно прилагать уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных документов. Но это невозможно при отсутствии данных о должнике, отметили авторы законопроекта.
Таким образом, возможности организаций ЖКХ при взыскании задолженности за ЖКУ значительно ограниченны. Одним из востребованных механизмов внесудебного взыскания долгов может стать исполнительная надпись нотариуса, считают авторы изменений. Нотариусы обладают правом получать необходимые сведения из государственных информационных систем, в том числе из ЕГРН. Учитывая специфику взыскания задолженности в сфере ЖКХ, законопроект устанавливает особый порядок совершения исполнительной надписи для такой задолженности, который обеспечит высокий уровень защиты прав должника.
Законопроект предлагает обязать нотариусов предварительно, до совершения исполнительной надписи, уведомлять должника о поступившем требовании взыскателя. А должник получит срок для ответного реагирования — частично или полностью погасить задолженность, направить возражение нотариусу на представленный расчет долга, подать иск в суд. Важно, что исполнительная надпись не должна совершаться, если нотариусу поступили письменные возражения должника относительно расчета задолженности. До того как направить уведомление должнику о поступившем требовании и совершить исполнительную надпись, нотариус должен запросить необходимые сведения в ЕГРН и государственных информационных ресурсах. Это необходимо, чтобы исключить вероятность предъявления требования к лицу, которое не отвечает за долг, рассказали авторы изменений.
Использование исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности за ЖКУ позволит повысить платежную дисциплину в сфере ЖКХ, сократить общий объем задолженности и снизить нагрузку на судебную систему, считают авторы законопроекта.
Депутаты Госдумы от партии «Новые люди» предложили запретить управленцам проводить шумные работы рано утром и поздно вечером. Изменения предусмотрены к статье 161 ЖК. Соответствующий законопроект № 673000-8 внесли в Госдуму 16 июля 2024 года.
Как указано в пояснительной записке, в настоящее время на шумные работы управляющих МКД организаций не распространяются ограничения, которые установлены законами субъектов РФ о тишине. Это касается, например, использования газонокосилок, уборки снега, спиливания деревьев, вывоза строительного мусора. Из-за отсутствия запрета жители часто жалуются на сильный шум от газонокосилок и других работ с раннего утра, в том числе и в выходные дни. В результате граждане вынуждены испытывать стресс из-за недосыпа. Чрезмерный шум или недосып из-за его регулярного воздействия может стать причиной появления физиологических и психологических болезней у граждан, отметили авторы изменений.
Поэтому авторы законопроекта предложили ввести запрет для управленцев на проведение шумных работ с 22 вечера до 8 утра по аналогии с региональными законами. Это необходимо для соблюдения покоя граждан и тишины. В некоторых регионах для управляющих МКД организаций уже действуют подобные ограничения. Например, это предусмотрено законом Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», указали авторы изменений.
Депутаты Госдумы предложили всем управляющим МКД организациям представлять годовой отчет по общей форме. Перечень сведений для отчета утвердит Минстрой. Изменения предусмотрены в ЖК. Они должны повысить прозрачность деятельности управленцев и усилить контроль собственников. Соответствующий законопроект № 651434-8 планируют рассматривать в Госдуме в осенняя сессию.
В настоящее время ЖК обязывает УО ежегодно в течение I квартала представлять собственникам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Однако требование о форме такого отчета ни ЖК, ни подзаконные документы не содержат. В настоящее время перечень ежегодной отчетности установлен исключительно приказом № 74/114/пр, по которому управленцы размещают информацию в ГИС ЖКХ. Но для граждан без специальных знаний сложно разобраться в данной информации, составить объективное представление о характере, стоимости и качестве выполненных работ. Кроме того, в ЖК нет требований к представлению отчетов о деятельности ЖСК. Зачастую это приводит к злоупотреблению со стороны этих организаций, отметили авторы изменений.
Законопроект призван устранить правовые пробелы — обязать УО, а также ТСЖ и ЖСК предоставлять собственникам информацию о своей работе по единой форме. Ее должен утвердить Минстрой. Принятие законопроекта сделает процедуру получения информации об управлении МКД более прозрачной и понятной, а также позволит защитить собственников помещений от финансовых рисков, что будет способствовать снижению социальной напряженности, пояснили авторы законопроекта.
Законодатели предложили установить особый порядок выбора УО и управления МКД, которые признали аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Изменения предусмотрены в ЖК. Соответствующий законопроект № 665863-8 внесли в Госдуму 8 июля и планируют рассматривать в осенняя сессию.
Законодательство сейчас не предусматривает особенностей управления аварийными МКД, в которых проживают граждане. Факт признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не становится основанием для снижения платы за содержание общего имущества или для освобождения от такой платы, а также не исключает обязанность содержать общее имущество в этом доме. При этом содержание аварийного МКД весьма затратно и связано с большой ответственностью, поскольку в этом случае риск нештатных ситуаций существенно выше, чем в домах с допустимым уровнем износа. Чтобы поддерживать несущие конструкции такого дома в работоспособном состоянии для безопасности проживания граждан, требуются дополнительные работы и значительные затраты на них. Повышенная изношенность объектов общего имущества и финансовая неспособность собственников в аварийном доме вносить экономически обоснованный и достаточный размер платы за содержание приводят к ухудшению состояния таких МКД.
При этом УО часто отказываются управлять аварийными домами в связи с убыточностью такой деятельности. По этой причине большинство открытых конкурсов по выбору УО, которые проводят органы МСУ, не завершаются определением победителя. УО экономически не выгодно управлять ветхим и аварийным жилищным фондом, поскольку затраты на выполнение обязательств по договору управления превышают размер вносимых собственниками денежных средств. Также экономически невыгодно организовывать и проводить открытые конкурсы. В результате в аварийных МКД услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества не оказывают или делают это в ненадлежащей форме, отметили авторы изменений.
Чтобы решить проблемы, авторы законопроекта предлагают внести в ЖК ряд изменений для случаев, если в аварийном МКД собственники не выбрали способ управления или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Управлять такими МКД по решению органа исполнительной власти субъекта РФ будет УО, у которой есть лицензия и которую региональный орган включил в реестр организаций для управления аварийными МКД. В этом случае предлагают заключать договор управления аварийным МКД без открытого конкурса. Таким УО могут возмещать недополученные доходы за счет средств субъекта РФ.
Депутаты Госдумы предложили увеличить срок действия договора управления МКД между УО и застройщиком. Также хотят определять размер платы за содержание жилого помещения на основании технической документации на МКД. Изменения предусмотрены в части 7 статьи 156, части 5 статьи 162 ЖК. Соответствующий законопроект № 634320-8 рассматривают в Совете Госдумы.
Увеличение срока договора управления МКД с застройщиком
В первые три месяца с даты ввода МКД в эксплуатацию домом управляет УО, с которой застройщик заключил договор управления (ч. 14 ст. 161, п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК). Этот срок необходим для фактического заселения МКД, выбора способа управления и управляющей МКД организации. Причем практика показывает, что в это время собственники в приобретенных помещениях не проживают, а только проводят ремонт. В первые месяцы еще не образуются социальные коммуникации, которые позволяют сформировать волеизъявление собственников о способе управления МКД, в результате невозможно провести ОСС. Часто это приводит к тому, что УО определяет орган МСУ либо домом продолжает управлять УО, с которой застройщик заключил договор, указали авторы законопроекта.
УО по договору с застройщиком фактически не приступает к управлению МКД. Полномочия такого управленца, как правило, ограничиваются выполнением аварийных работ, реагированием на заявки граждан, направлением платежных документов за ЖКУ. Таким образом, установленный трехмесячный срок для определения способа управления МКД-новостройкой недостаточен, считают авторы изменений. Законопроект предлагает увеличить срок действия договора УО с застройщиком с трех месяцев до одного года. Изменения позволят обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан с даты ввода дома в эксплуатацию и до даты его фактического заселения.
Изменение в определении размера платы за содержание
Важным является также вопрос стоимости услуг по управлению МКД-новостройкой. Размер платы за жилое помещение, который определяют застройщик и УО, носит договорной характер и, как правило, не имеет финансово-экономического обоснования. Собственники помещений в таких домах часто выражают недовольство относительно необоснованного завышения стоимости услуг. Также отсутствует правовое регулирование расчета размера платы в том случае, если срок договора между застройщиком и УО истек, а орган МСУ не провел конкурс по выбору новой УО, отметили авторы законопроекта.
Вместе с тем в состав технической документации на МКД, которую застройщик передает участнику долевого строительства, собственнику, УО, входит инструкция по эксплуатации МКД. Она в том числе содержит рекомендации застройщика, подрядчиков по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества. Поэтому законопроект предлагает определять размер платы за содержание жилого помещения не только с учетом предложений УО, но и на основании технической документации. Такой подход расчета размера платы авторы изменений считают наиболее объективным, он учитывает все характеристики дома и предотвратит установление необоснованного размера платы.
Депутаты Госдумы предложили ввести по всей стране общие требования к соблюдению тишины и покоя граждан. Для управляющих МКД организаций предусмотрели дополнительные обязанности по этим вопросам. Соответствующий законопроект № 299053-8 внесли в Госдуму. По решению ответственного Комитета по строительству и ЖКХ инициаторы законопроекта доработали его текст. Измененный законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию, иные сроки пока не указаны.
Какие требования сейчас
В настоящее время вопросы тишины и покоя граждан в ночное время регулируют региональные и местные нормативные акты. Однако они содержат разные требования к определению ночного времени суток, к видам действий, которые нарушают тишину и покой граждан, к мерам наказания за такие действия, указали авторы изменений. Законопроект разработали, чтобы унифицировать законодательство и ввести единые требования для физических и юридических лиц по вопросам соблюдения тишины и покоя граждан.
Какие предлагают изменить требования ко времени
Законопроектом предлагают установить время тишины с 22:00 до 7:00 местного времени. При этом строительные и ремонтные работы можно будет проводить с 9:00 до 19:00 в будние дни с обязательным перерывом с 14:00 до 16:00.
Законопроект предусматривает закрытый перечень объектов, на которых нужно соблюдать тишину и покой граждан. К таким объектам предлагают отнести все жилые объекты, объекты социальной инфраструктуры и прилегающую к ним территорию.
Новые случаи-исключения
Также предлагают ввести случаи, когда нормы закона о тишине не будут применять:
Дополнительные права и обязанности для управленцев
Управляющие МКД организации должны получить право проводить профилактические мероприятия путем информирования граждан о требованиях к тишине. Также они смогут принимать меры, чтобы привлечь нарушителей тишины и покоя к ответственности, в том числе составлять акты о нарушении тишины и передавать их в соответствующие органы власти. Такой акт станет дополнительным основанием для возбуждения административного производства в отношении нарушителя и подтвердит повторные нарушения.
Депутаты от партии ЛДПР предложили проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности управляющих МКД организаций. Изменения предусмотрены в статью 155 ЖК. Такой законопроект № 629008-8 рассматривают в Совете Госдумы. Предполагают, что он вступит в силу 1 января 2025 года.
Несмотря на возможность госжилнадзора в отношении платежей за ЖКУ, а также ограничения размера платы за КУ в рамках предельных индексов, сохраняется проблема недостаточной открытости сведений для потребителей услуг. Также отсутствует реальная возможность проверить как правильность расчетов в отношении своего помещения, так и правильность финансово-хозяйственной деятельности управляющей МКД организации, указали авторы изменений.
Поэтому законопроект предусматривает обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности УО, ТСЖ, ЖСК, которые получают платежи за ЖКУ. Аудит будет проводить аудиторская организация, которую предлагают выбирать субъектам РФ на конкурсной основе. Также субъект должен установить порядок принятия решения о проведении аудита и утверждения договора с аудиторской организацией. Аудиторское заключение должно содержать:
Оплачивать услуги аудиторской организации авторы изменений предлагают управляющим МКД организациям. Региональные власти могут установить случаи-исключения. Также управленцы будут обязаны размещать аудиторские заключения на своих официальных сайтах в сети Интернет. Порядок и сроки размещения установит субъект РФ.
Изменения позволят повысить гарантии граждан в отношении установления, изменения и расчета платы за ЖКУ, защитить права собственников с учетом повышения тарифов. Публикация аудиторского заключения в открытом доступе поможет гражданам более полно и эффективно реализовывать предоставленные им права, в том числе на выбор оптимального способа управления МКД, на принятие решений о текущем ремонте общего имущества, пояснили авторы законопроекта.
Депутаты от фракции ЛДПР предлагают ввести возможность пересмотра начислений за ЖКУ, если при расчете допустили ошибку, и уточнять период, после которого перерасчет с увеличением суммы невозможен. Изменения предусмотрены в ЖК. Соответствующий законопроект № 534661-8 рассматривают в Совете Госдумы.
Если есть обстоятельства, которые повлекли увеличение платы за ЖКУ за прошлый период, размер этих платежей может подлежать перерасчету. При этом такая возможность пересчета в большую сторону ограничена сроком в 90 календарных дней до наступления срока оплаты. Новые нормы касаются только добросовестных плательщиков. Такие дополнения разработчики законопроекта предлагают прописать в статье 155 ЖК о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В настоящее время граждане в том числе не защищены от возможных изменений размера платы за истекший период и перерасчета их платежей в большую сторону. При этом ЖК детально регулирует обязанность граждан по оплате ЖКУ. Предусмотрена соответствующая ответственность за образование задолженности и начисление процентов за каждый день просрочки начиная с 31 дня, отметили авторы изменений. Но не закреплена какая-либо ответственность УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, РСО и иных лиц или ИП, которым вносится плата, за неверный расчет и последующее увеличение платежей по истекшим периодам.
Существующее положение нарушает баланс прав и интересов между собственниками (нанимателями) жилых помещений и получателями платы за ЖКУ, указали депутаты. Предлагаемые изменения предоставят дополнительные гарантии жилищных прав граждан, позволят предупредить возможные нарушения. Изменения положительно отразятся и на финансовом положении граждан, придадут стабильность и определенность отношениям с получателями платы за ЖКУ, считают авторы инициативы.
Предоставление субсидий на оплату ЖКУ хотят упростить. С инициативой выступили группа депутатов от фракции ЛДПР и сенатор Елена Афанасьева. Они предлагают уменьшить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ. Изменения предусмотрены в статью 159 ЖК. Соответствующий законопроект № 625427-8 рассматривают в Совете Госдумы.
По данным Росстата, общая сумма долгов населения за ЖКУ в 2023 году выросла на 8,7 процента. Растущие неплатежи оказывают влияние на деятельность предприятий ЖКХ и негативно сказываются на состоянии отрасли в целом. Рост долгов связан с повышением тарифов на КУ и не учитывает динамики доходов населения. В таких условиях у малоимущих граждан часто нет возможности заплатить за ЖКУ, указали авторы законопроекта.
Граждане вправе получать субсидии по оплате ЖКУ. Но для этого их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны превышать максимально допустимую долю расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи. Регионы утверждают размер регионального стандарта такой допустимой доли. При этом федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов установлен в размере 22 процентов. Региональные стандарты обычно ниже федерального и зависят от финансовой обеспеченности бюджета субъекта РФ, напомнили авторы изменений.
С учетом текущей ситуации в стране законопроект предлагает установить федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов одиноких пенсионеров и многодетных семей на оплату ЖКУ в размере 10 процентов, для всех остальных граждан — 15 процентов. Это позволит большему числу граждан получать помощь и снизит количество неплательщиков за ЖКУ, считают авторы законопроекта.
Депутаты Госдумы предложили устранить пробел в законодательстве и ввести понятие «нецентрализованная система водоотведения». Также урегулировать отношения, которые связаны с работой этой системы. Такой законопроект № 652508-8 внесли в Госдуму 20 июня и планируют рассматривать в осеннюю сессию.
Законопроект предлагает урегулировать отношения, которые связаны с использованием нецентрализованной системы водоотведения, когда объекты абонентов не имеют подключения к централизованной системе водоотведения и сбрасывают сточные воды в выгребные ямы, септики и иные подобные устройства и сооружения. Во избежание коллизии в законодательстве понятие «жидкие бытовые отходы» хотят заменить на «сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения».
Законопроект предусматривает изменения в Законе о водоснабжении и водоотведении, в том числе следующие:
Предлагают также иные изменения в Законе о водоснабжении и водоотведении. В частности, законопроект предусматривает включить в состав процесса водоотведения сброс сточных вод, очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения, ввести определение понятия «осадок сточных вод и осадок водоподготовки». Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды будут включаться в состав вод, принимаемых от абонентов в централизованные системы водоотведения. Это будет независимо от того, предназначена ли централизованная система водоотведения для приема таких вод.
Депутаты Госдумы предложили освободить УО, ТСЖ, ЖСК от обязательств по долгам жителей МКД перед РСО, регоператором по обращению с ТКО, если таких жителей признали банкротами. Изменения предусмотрены в статью 155 ЖК. Соответствующий законопроект № 575490-8 рассматривают в Совете Госдумы.
Граждане вправе воспользоваться процедурой банкротства, которая предусмотрена Законом о несостоятельности (банкротстве). Порядок внесудебного банкротства позволяет помочь социально незащищенным гражданам с небольшим долгом освободиться от него и вернуться к нормальной жизни. Но при этом затрагиваются права кредиторов, которые рассчитывали получить плату, в том числе за потребленные коммунальные услуги, отметили авторы законопроекта.
Также авторы изменений напомнили, что УО, ТСЖ, ЖСК заключают договоры от имени собственников с РСО, регоператорами ТКО и выставляют потребителям счета на оплату соответствующих услуг, вносят плату организациям от имени потребителей, но сами эти услуги не потребляют. При банкротстве гражданин освобождается от исполнения требований кредиторов. Следовательно, управленец обязан списать задолженность за потребление им коммунальных услуг. Хотя у управляющей МКД организации не прекращается обязанность оплаты выставленных ресурсниками счетов, в том числе за признанного банкротом гражданина, хотя деньги от него не поступили. Вместе с тем РСО списывают долги у должников-банкротов, с которыми заключены прямые договоры. Если же договоры заключены через управленца, то такая обязанность в законе не предусмотрена.
Законопроект предлагает освободить управленцев от обязательств по задолженности за КУ перед РСО, регоператором ТКО, если такую задолженность признали безнадежной или в отношении нее гражданин освобожден от требований кредиторов на основании судебного акта. Для этого УО, ТСЖ, ЖСК должны представить РСО, регоператору подтверждающие размер долга документы, а также исполнительные документы в отношении такого долга. Изменения помогут устранить необоснованную нагрузку на управляющие МКД организации, считают авторы законопроекта.
Заксобрание Краснодарского края предложило направлять собственникам платежки за капремонт в электронной форме, если фонд формируют на счете регоператора. Полностью отказываться от бумажных квитанций не предлагают. Изменения предусмотрены в статьях 171 и 182 ЖК. Соответствующий законопроект № 571379-8 рассматривают в Совете Госдумы.
Если собственники помещений формируют ФКР на счете регоператора, он обязан собирать с них взносы на капремонт. Для этого он ежемесячно направляет таким собственникам платежные документы на адреса их помещений (ст. 180, 182 ЖК). То есть закон предусматривает направлять платежки только на бумажном носителе. При этом место нахождения помещения часто не совпадает с местом фактического проживания собственников помещения, что затрудняет возможность получения ими платежных документов. Формирование и доставка платежек требуют значительных финансовых затрат, отметили авторы изменений.
Законопроект предлагает ввести наравне с существующим способом доставки платежек на бумаге альтернативный вариант — направлять их в электронной форме на электронные адреса собственников. Регоператор сможет это делать, только если получит заявление собственника, что он согласен получать платежки в электронной форме. Внедрение альтернативного способа поможет снизить финансовую нагрузку и увеличить процент доставки платежных документов собственникам помещений. Это позволит повысить объем поступающих платежей собственников в счет уплаты взносов на капитальный ремонт. Кроме того, изменения будут способствовать и сохранению лесных насаждений, которые используют для изготовления бумажных платежек, указали авторы законопроекта.
Минстрой опроверг информацию о полном отказе от бумажных платежных документов за ЖКУ — такие сведения распространили СМИ. В министерстве указали, что инициатива заксобрания Краснодарского края предусматривает электронный формат лишь в качестве одного из возможных вариантов получения квитанции для уплаты взносов на капремонт. Если законопроект будет принят, вариативность получения платежных документов будет сохранена для удобства граждан, подчеркнули в Минстрое.
Депутаты Госдумы предлагают рассчитывать пени по долгам УО, ТСЖ, ЖСК перед ресурсниками в том же порядке, как и пени для жителей. Изменения предусмотрены к отраслевым законам — о водоснабжении, теплоснабжении, электроэнергетике и газоснабжении. Такой законопроект № 321577-8 рассматривают в Госдуме в первом чтении.
Своевременность и полнота взаиморасчетов между управляющими МКД организациями и РСО за коммунальные ресурсы напрямую зависит от поступления денежных средств от населения за коммунальные услуги. Но при этом управленцы находятся в неравных условиях с потребителями. Начислять пени потребителям можно только с 31-го дня просрочки и в размере 1/300 ставки, в то время как управленец обязан уплатить пени поставщику ресурса уже с первого дня просрочки и в большем размере, указывают авторы законопроекта.
Управляющие МКД организации вправе снизить начисленные пени в судебном порядке. Такую возможность предусматривает ГК. Однако суду необходимо доказать необоснованность выгоды РСО и несоразмерность неустойки, а это довольно сложно, также отмечают авторы изменений.
Законопроект предлагает установить единый порядок расчета пеней для всех участников жилищных правоотношений. И рассчитывать пени для УО, ТСЖ, ЖСК по тем же правилам, что и для потребителей. Это позволит защитить управляющие МКД организации от несправедливой финансовой нагрузки и освободить их от длительных судебных тяжб с ресурсниками. Также это поможет снизить уровень задолженности перед РСО.
6 апреля операторы связи получили право бесплатно размещать свое оборудование в МКД. Изменения внесли Законом от 06.04.2024 № 67-ФЗ. В дополнение к закону Минцифры разработало проект правил взаимодействия операторов связи и управленцев. Проект размещен на федеральном портале проектов нормативных актов. Публичное обсуждение закончилось 22 апреля. Проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект Правил взаимодействия предусматривает, в том числе:
Контрольными полномочиями в отношении доступа оператора связи к объектам общего имущества предлагают наделить ФАС. До 2015 года отношения между операторами и управляющими МКД организациями регулировал Роскомнадзор, затем аналогичные полномочия никому не передали.
Инициативу Минцифры положительно оценили в Госдуме. Контроль за деятельностью операторов связи в МКД нужен, отметила депутат Галина Хованская. Контроль со стороны ФАС поможет сделать конкуренцию среди провайдеров более прозрачной и справедливой, считают эксперты в сфере телекоммуникации. Эксперты также отмечают, что в КоАП обязательно должен быть прописан состав правонарушений со стороны управленцев. Сейчас у ФАС нет оснований, по которым можно было бы выписывать штрафы.
Минстрой предложил дополнить перечень грубых нарушений лицензионных требований по управлению МКД, а также уточнить процедуру продления лицензии. Изменения предусмотрены в положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД № 1110. Соответствующий проект постановления Правительства размещен на федеральном портале проектов НПА. Проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Новое грубое нарушение лицензионных требований
В министерстве предложили ввести еще одно грубое нарушение лицензионных требований — наличие у лицензиата признанной или подтвержденной судебным актом задолженности перед регоператором ТКО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору. Сейчас аналогичное нарушение касается только долгов перед РСО.
Изменение нужно, чтобы обеспечить своевременность и полноту расчетов за услуги по обращению с ТКО, снизить размер долга по таким услугам, а также риски злоупотреблений недобросовестных УО при расходовании средств потребителей, указали авторы проекта.
Изменение порядка продления лицензии
Чтобы устранить правовые пробелы, проект постановления также дополняет и корректирует процедуру продления лицензии.
Для продления лицензии нужно будет представлять заявление в лицензирующий орган только в электронной форме через портал «Госуслуги» либо региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Это нужно будет делать не ранее 90 календарных дней и не позднее 60 календарных дней до дня окончания лицензии. Заявление будут рассматривать не более 10 рабочих дней со дня поступления. При отказе в продлении лицензии лицензиат сможет повторно подать заявление, если устранит выявленные нарушения и срок подачи заявления при этом не истек.
Оценку соответствия УО лицензионным требованиям будут также проводить на основе объема сведений, которые управленец разместил в ГИС ЖКХ. Внесение в ГИС ЖКХ 80 и более процентов сведений согласно отчету системы будут считать соответствием требованию пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК.
Отказать в продлении лицензии также смогут, если у лицензиата в течение года до даты ее окончания есть два и более:
Минстрой подготовил проект изменений к Порядку внесения изменений в реестр лицензий, который утвержден приказом от 25.12.2015 № 938/пр. Порядок привели в соответствие с действующими законами. Такой проект приказа Минстроя размещен на федеральном портале проектов НПА, он проходит оценку регулирующего воздействия. Новый документ должен вступить в силу 1 сентября 2024 года.
C 24 июня 2023 года одним из оснований прекращения действия лицензии на управление МКД стало истечение срока ее действия. Это позволило управлять МКД до выбора новой УО после окончания действия лицензии. Изменения внесли в статьи 199 и 200 ЖК Законом от 24.06.2023 № 273-ФЗ. Однако приказ Минстроя № 938/пр соответствующие изменения до сих пор не содержит. В проекте нового приказа учли эти недочеты.
Также в проекте приказа предусмотрели запрет требовать от заявителя документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов власти и получить которые возможно с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. То есть документ привели в соответствие с частью 1 статьи 7 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, проект приказа больше не обязывает прилагать дополнительные документы к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий при заключении договора управления МКД и при реорганизации УО. Также не нужно будет прилагать копию устава ТСЖ, ЖСК, ЖК, если изменения в реестр вносят в связи с заключением товариществом, кооперативом договора управления с УО, при выборе способа управления МКД товариществом либо кооперативом.
Также на портале проектов нормативных правовых актов размещен проект изменений в приказ № 938/пр, где также скорректировали порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект предусматривает следующие поправки:
Минстрой разработал проект технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Он предназначен, в том числе для потребителей (приобретателей) строительных материалов и изделий, а значит, понадобится и управляющим МКД организациям. Проект размещен на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект регламента предусматривает обязательные требования к строительным материалам и изделиям, а также правила оценки соответствия. Когда регламент вступит в силу, их необходимо будет применять на таможенной территории Евразийского экономического союза при возведении, реконструкции, реставрации, эксплуатации и капитальном ремонте зданий и сооружений различного назначения, в том числе МКД. Также документ содержит требования к производству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозкам, реализации и утилизации материалов и изделий, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.
Источник: проект технического регламента от 04.07.2023.
Минстрой подготовил проект изменений в постановление о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД № 1110. Постановление должны скорректировать в соответствии с обновленными статьями 193, 195 ЖК. Соответствующий проект постановления размещен на портале проектов НПА. Публичное обсуждение закончилось 10 июня 2024 года.
Напоминаем, что 1 сентября вступят в силу изменения, которые внесли в статьи 193 и 195 ЖК Законом от 25.12.2023 № 662-ФЗ. Законодатели увеличили количество лицензионных требований к управлению МКД и расширили перечень сведений, которые будут вносить в реестр дисквалифицированных лиц. Однако действующее постановление № 1110 не учитывает в себе эти изменения, что, как следствие, может повлечь правовую неопределенность, отметили авторы проекта.
С учетом обновленных статей 193, 195 ЖК проект предусматривает изменения:
Субсидию на оплату ЖКУ можно будет оформить через портал госуслуг. Минтруд подготовил проект соответствующих изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Проект разместили на федеральном портале проектов НПА, он проходит оценку регулирующего воздействия.
В настоящее время, чтобы получить субсидию, необходимо представить подтверждающие документы на бумажном носителе в органы социальной защиты. Для продления выплат через шесть месяцев процедура повторяется. По новым правилам достаточно будет только электронного заявления на портале госуслуг. Возможность обратиться лично сохранят. Все необходимые документы, например информацию от управляющих МКД организаций о выставленных и оплаченных счетах, социальные органы смогут получать с помощью межведомственного взаимодействия. По истечении шести месяцев, если право на соцподдержку сохранится, субсидию продлят автоматически. Дополнительных заявлений и справок не потребуется.
Доля жителей, которые обращаются за субсидией на оплату ЖКУ, последние годы уменьшилась, указали в фонде «Институт экономики города». Во многом это связано с действующим неудобным порядком оформления, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Необходимо собрать и лично предоставить множество бумажных документов. При этом период выплаты всего шесть месяцев, и через полгода этот путь нужно снова повторять.
Роспотребнадзор официально упразднит обязанность УО, ТСЖ ЖСК проводить ежедневную влажную уборку МОП. При этом закрепят обязанность собственников проводить дератизацию и дезинсекцию в своих помещениях. Такие изменения предусмотрены в СанПиН 2.1.3684-21. Соответствующий проект размещен на федеральном портале проектов НПА. Публичное обсуждение проекта закончилось, он проходит оценку регулирующего воздействия.
1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21 обязал УО, ТСЖ ЖСК ежедневно убирать МОП с помощью моющих и чистящих средств. Но большинство управленцев оказались к этому не готовы — не было достаточно финансовых и трудовых ресурсов. Тогда Роспотребнадзор разъяснил, что периодичность уборки все-таки устанавливают с учетом жилищного законодательства и определяют решением ОСС, условиями договора управления или планом работ в ТСЖ, ЖСК (письмо от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23). Но норма в СанПиН осталась.
Поэтому Роспотребнадзор подготовил изменения, которые официально предусматривают проводить влажную уборку МОП с кратностью, которая установлена жилищным законодательством. Периодичность влажной уборки может составлять от одного раза в неделю или в месяц в зависимости от времени года. Это должно значительно уменьшить финансовые затраты как для управляющих МКД организаций, так и для собственников помещений, указали авторы проекта.
Кроме того, проект закрепляет обязанность управленцев проводить дератизационные и дезинсекционные работы только в местах общего пользования МКД. Дератизацию и дезинсекцию в жилых помещениях должны проводить собственники этих помещений.
Минприроды подготовило новые правила обращения с ТКО. Действующие правила предлагают отменить. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления закрепляет:
Источник: Минприроды.
Минстрой подготовил проект постановления с масштабными изменениями к Правилам № 354 — они касаются большинства разделов нормативного документа. Проект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Авторы проекта указали, что проект предусматривает следующие изменения:
Кроме того, Минстрой освобождает себя от обязанности разъяснять Правила № 354. Такая обязанность затрудняла применение разъяснений, которые давали органы ГЖН, считают в министерстве.
ФАС предложила изменить срок, на который устанавливают тарифы на КУ, и утверждать их на пять лет. Тарифы можно будет корректировать, но в исключительных случаях — их установит Правительство. Такой законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке.
Законопроект предлагает рассчитывать тарифы четырьмя методами. Авторы изменений считают, что новые методы сделают расчет прозрачнее. При этом потребители смогут рассчитать и определить правильность тарифа. Сейчас ФАС фиксирует большое количество жалоб из-за разногласий между гражданами, управляющими МКД организациями и коммунальщиками. Нововведение должно снизить их число и сделать расчет тарифов более понятным.
Тарифы по-прежнему будут расти в рамках установленного для региона индекса платы граждан либо выше инфляции при реализации масштабных инвестиционных программ.
Минстрой подготовил проект приказа, который меняет требования энергетической эффективности МКД и порядок определения класса энергоэффективности. Документ должен устранить формальные противоречия между разными актами, указал замминистра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко.
Проект приказа исключает необходимость подтверждать нормируемые энергетические показатели с помощью инструментально-расчетных методов. Также прописали новые требования к определению класса энергоэффективности МКД.
Проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных актов и проходит оценку регулирующего воздействия.
Читайте также: Как разработать и утвердить мероприятия по энергосбережению в МКД
Минстрой предлагает всем регионам перейти на оплату и расчеты за отопление в течение отопительного периода. Изменения предусмотрены в Правила № 354. Такой проект постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления предусматривает поэтапный переходный период, который длится до 1 января 2024 года. Региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода.
Новый порядок оплаты будут применять с начала отопительного периода года, в котором приняли решение, либо со следующего календарного года. Исключение предусмотрено только для Москвы. Московские власти смогут устанавливать особенности определения способа и порядка оплаты отопления. Аналогичные изменения Правительство внесло в Госдуму законопроектом № 340155-8. Изменения предусмотрены в статье 157 ЖК и Законе о статусе столицы.
Также проект уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии при выходе прибора учета из строя. Предлагают порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. Для этого среднемесячный объем нужно будет рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней отопления с поправкой на температуру наружного воздуха.
Минприроды продолжает обсуждать с заинтересованными организациями новые Правила коммерческого учета ТКО. Госорган предложил установить среднюю плотность ТКО 0,1 тонн/куб. м. Однако учитывать ли отходы в килограммах или тоннах, пока не решили. Также в правилах планируют уточнить требования к средствам измерений ТКО и подходы к учету раздельно накапливаемых ТКО.
Согласно правилам коммерческий учет ТКО осуществляется либо расчетным путем, либо исходя из измерений. По новым правилам регоператор сможет отказать в выборе способа учета ТКО средствами измерения, если не ведется раздельный сбор ТКО. При этом должны будут соблюдаться два параметра. Во-первых, региональные и муниципальные власти должны создать возможность раздельного сбора ТКО. Во-вторых, организация или собственники многоквартирного дома должны официально подтвердить, что ТКО будут накапливать раздельно.
Расчетный метод допускает использование нормативов накопления или расчета объема или массы отходов. Сложность в расчете массы ТКО связана с отсутствием данных о плотности ТКО. Теперь предлагают утвердить единую для всей России среднюю плотность ТКО.
Правилами установят и требования к средствам измерения массы ТКО. Перед эксплуатацией средство измерения должно быть допущено специальной комиссией. При проверке внимание обращается на соответствие заводских номеров, схем установки, на работоспособность оборудования. Если оборудование выйдет из строя, расчет будет произведен по формуле.
Новый документ заменит постановление Правительства от 03.06.2016 № 505. С документом и этапами согласования также можно ознакомиться на портале проектов НПА. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке.
Минстрой предложил разрешить властям городов федерального значения самостоятельно определять величину повышающих коэффициентов для потребителей, которые не установили ИПУ или просрочили их поверку. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.
Сейчас для всех субъектов РФ Правила № 354 устанавливает повышающий коэффициент за отсутствие ИПУ воды в размере 1,5. Проект постановления предоставляет право Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю устанавливать другие величины коэффициентов. Они могут быть и выше.
Собственники помещений в МКД обязаны были установить ИПУ до 1 июля 2012 года, а в Крыму и Севастополе — до 1 января 2019 года. Однако в городах федерального значения часть помещений в МКД до сих пор не оборудована приборами учета. При этом в квартирах фактически проживает значительно больше людей по сравнению с зарегистрированными, указывают авторы проекта постановления. В результате растут начисления на общедомовые нужды и вероятность дополнительных расходов управляющих МКД организаций. Для решения проблемы проект предлагает усилить ответственность за отсутствие ИПУ воды либо их несвоевременную поверку.
© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 06.08.2024