|
Союз профессиональных управляющих недвижимостью в сфере ЖКХ 109341 г. Москва, ул. Люблинская 151 оф.304 тел/факс (495)223-48-30 |
№ 119/2015 8
от « 29 » октября 2015 г.
Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации
Д. Н. Козаку
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
Основные проблемы управления многоквартирными домами (МКД) стали возникать с 1991 года, когда закон о приватизации жилищного фонда в РФ (№1541-1) привел к возникновению в одном МКД двух видов собственности – частной и публичной, но не определил владельца МКД и не предусмотрел передачи общего имущества из публичной собственности новым собственникам жилья.
В значительной мере эти проблемы сохранились и при введении в действие Жилищного кодекса РФ (2005 г.), в котором был введен институт управления МКД, но не были установлены требования к управляющим организациям, что и стало одной из причин появления ряда недобросовестных управляющих.
Экономические аспекты деятельности управляющих (уставный капитал, оборотные средства и прочие) не регулируются и в условиях очевидной, часто несвоевременной или неполной оплаты цены договора управления собственниками жилья, это стало одной из причин для возникновения цепочки неплатежей и за коммунальные услуги, и за коммунальные ресурсы (в настоящее время, по оценке экспертов, боле 1 трлн. руб. – из них около 20% долги собственников жилья и организаций жилищной сферы).
Практика создания территориальных саморегулируемых организаций (СРО) недостаточно эффективна – даже объединившись малые и средние предприятия этой сферы не имеют возможности обеспечить финансирование разработки проектов норм новых законов и нормативно-правовых актов, не имеют законных методов и форм отставания своих интересов в отношениях с ресурсоснабжающими организациями (это может привести к снижению платы собственников жилья за коммунальные услуги) и органами публичной власти (с последними они часто аффилированы).
За 10 лет действия Жилищного кодекса РФ было принято более 30 законов, вносящих в него изменения и дополнения, принято множество новых НПА, но количество жалоб электората на качество жилищных и коммунальных услуг снижается недостаточно эффективно, как и долги по оплате коммунальных ресурсов, поставляемых РСО в МКД.
Во многих городах уже возникает недовольство собственников жилья новыми нормами – об оплате части ресурсов, поступающих в МКД и используемых для общедомовых нужд (ОДН).
Нет уверенности, что изменить положение сможет институт лицензирования деятельности управляющих МКД – нормы этого института не меняют основы их экономики, не обеспечивают реальной защиты их прав и законных интересов в отношениях с РСО (особенно, в претензиях управляющих по качеству ресурсов), с органами публичной власти, а также и с собственниками помещений.
Одной из ключевых проблем этого положения является отсутствие объективного отражения и представления руководству страны со стороны СРО проблем института управления МКД, недостаточный учет мнений и предложений профессионального сообщества управляющих организаций местными, региональными и федеральными органами публичной власти.
Союз СРО в жилищной сфере готов взять на себя функции разработки и применения (поэтапно, начиная с пилотных проектов) новых форм взаимоответственных отношений управляющих с собственниками жилья с тем, чтобы основные проблемы качества управления гарантированно решались на уровне исполнения норм договоров управления, а не переносились по жалобам жителей на уровень органов публичной власти.
Новые формы отношений с собственниками потребуют изменений в уставах объединений собственников (наличие оборотных средств, обеспечение получения кредитов банков на остро необходимые ремонтные работы вместо ожидания капитальных ремонтов, ответственность собственников перед их объединениями и проч.). Необходимы также изменения норм и условий договоров управления МКД.
Деятельность, на наш взгляд, будет необходима и полезна объединениям ресурсоснабжающих организаций – в его лице они получат квалифицированного партнера, с которым можно будет решать любые сложные вопросы взаимодействия (условия договоров поставки ресурсов, объективный контроль качества ресурсов, взаимовыгодные условия их предоплаты и проч.).
Также деятельность Союза будет необходима и полезна органам публичной власти всех уровней за счет обеспеченного новыми нормами и договорами управления МКД снижения потоков претензий электората, отвечать на которые органы публичной власти могут лишь административными мерами с их очень ограниченной финансовой поддержкой.
Работа Союза СРО в жилищной сфере направлена на координацию своей деятельности с заинтересованными министерствами и ведомствами, структурами Общероссийского народного фронта, с другими общественными объединениями, деятельность которых направлена на решение проблем жилищной сферы экономики (НП «ЖКХ контроль» и др.).
Все это позволит руководству страны получать оценки хода и результатов реформирования не только со стороны уполномоченных к тому органов федеральной власти, но получать и альтернативные оценки и предложения со стороны профессионального сообщества организаций, управляющих МКД.
С учетом изложенного, просим Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, поддержать и оказать содействие в реализации инициатив Всероссийской общественной организации «Союз профессиональных управляющих недвижимостью».
Председатель Совета В. Г. Семенов