Автор: С.А. Киракосян, канд. юрид. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин филиала КубГУ, независимый эксперт при Минюсте по антикоррупционной экспертизе НПА, медиатор (г. Новороссийск)
Тема: Ресурсоснабжение
Во многих многоквартирных домах (МКД) с количеством квартир более 16 выбран способ непосредственного управления, который в силу произошедших изменений в Жилищном кодексе должен быть изменен на управление посредством управляющей организации (УО).
В МКД сложились следующие договорные взаимоотношения, которые УО желала бы сохранить:
Подобная схема договорных правоотношений по предоставлению коммунальных ресурсов устраивает как УО, так и РСО, и конечных потребителей (собственников и иных законных пользователей жилых помещений).
Предоставляет ли действующее законодательство возможность заключения собственниками жилых помещений с РСО прямых договоров по предоставлению коммунальных услуг при наличии способа управления посредством УО? Существуют ли правовые и финансовые риски для УО за непредоставление коммунальных услуг?
Какова специфика прямых платежей за коммунальные услуги согласно п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ и в чем их отличие от прямых договоров? Какова в данном случае ответственность УО за неплатежи?
ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ДОГОВОРОВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО
При наличии в МКД способа управления посредством УО именно она в силу закона является исполнителем коммунальных услуг и обязана в интересах собственников помещений заключать договоры ресурсоснабжения с РСО. Данное требование вытекает из ряда императивных норм жилищного законодательства:
УО стараются избежать «навязывание» им со стороны РСО или собственников статуса исполнителя коммунальных услуг. Тем самым, УО пытаются освободить себя от ответственности за качество коммунальных ресурсов и их оплату в адрес РСО, за работу с дебиторской задолженностью неплательщиков.
Жилищное законодательство содержит четкое указание на то, что заключение прямых договоров между собственниками жилых помещений и РСО возможно только при способе непосредственного управления, при невыбранном способе управления или со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг УО либо ТСЖ (п. 17 Правил № 354).
В обоснование изложенной позиции приведем несколько примеров из судебной практики.
Более подробно о позиции судов по вопросу прямых договоров собственников помещений с РСО, об обязательности договора УО и РСО на поставку коммунальных ресурсов в МКД, о возможности оплаты коммунальных ресурсов напрямую в РСО читайте в №5 2015 журнала "Управление многоквартирным домом".