Рассмотрим судебное дело, в котором ВС РФ ответил на вопрос, должен ли собственник здания на придомовой территории многоквартирного дома платить за содержание и ремонт общего имущества МКД. И если должен, то в каких случаях и в каком размере. Читайте мнение юристов, когда тезисы, изложенные судом, будут полезны УО и ТСЖ.
На придомовой территории МКД Пермского края располагалось нежилое административное здание, принадлежавшее юридическому лицу. Домом по решению собственников управляло ТСЖ. Товарищество считало, что нежилое здание составляет единый комплекс строений с МКД, у дома и пристройки общие коммуникации, поэтому её владелец должен платить за содержание общего имущества.
ТСЖ направило ему претензию с требованием оплатить долг в 570 тыс. рублей – его доля расходов на содержание ОИ дома за год. Но собственник не стал платить, полагая, что не имеет отношения к МКД и общедомовому имуществу. Здание стояло от дома отдельно, смежных конструкций – стен, кровли, плит или перекрытий – у них не было.
Товарищество подало в суд иск с требованием взыскать с владельца здания задолженность за содержание общедомового имущества, текущий ремонт, ХВС, ГВС, КР на СОИ по электроэнергии, за теплоэнергию, вывоз ТКО и расходы за опрессовку теплового узла. Разбирательства дошли до Верховного суда России (дело № А50-179/2019).
Суд первой инстанции отметил, что плату за жилищно-коммунальные услуги, которые указаны в иске ТСЖ, должны оплачивать собственники помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, п. п. 28, 30 ПП РФ № 491).
Судья обозначил главные вопросы, которые нужно было решить в ходе разбирательства:
Согласно п. 3.42 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37, здания едины, если у них есть общие конструктивные элементы, одинаковое назначение и, или единое архитектурное решение.
Чтобы разрешить эти вопросы, суд назначил экспертизу. Она показала, что дом и пристрой не имеют общих строительных конструкций, зато у них одни инженерные сети тепло- и водоснабжения и общий тепловой пункт, один ОДПУ на всех. Также эксперты указали, что согласно техплану у МКД и пристройки общее техническое помещение – центральный тепловой пункт (ЦТП) в подвале многоквартирного дома.
Согласно проектной документации здание на придомовой территории возводилось как встроенно-пристроенная часть. По техническому паспорту нежилого здания – пристроенные офисные помещения. При этом между пристроем и домом существует неразрывная связь: при отсоединении трубопроводов теплоснабжения и водоснабжения здания от систем, расположенных в ЦТП дома, поставка ресурсов в административное офисы прекратится.
Первая инстанция, получив результаты экспертизы, заострила внимание на том, что между домом и пристройкой нет общих конструкций, они не соприкасаются. Это не единый объект с МКД. При этом собственник здания получает коммунальные услуги через сети дома. Участником долевой собственности на общедомовое имущество он не является. Значит, ТСЖ не вправе требовать с ответчика плату за содержание и ремонт, за КР на СОИ.
Общий тепловой пункт и тот факт, что коммуникации пристроя проходят через помещения МКД, также не доказывают единство двух строений. Но при этом суд признал, что истец вправе предъявить ответчику плату за использование коммуникаций и ЦТП, представив мотивированный расчёт.
Суд взыскал с владельца административного здания плату за вывоз мусора, теплоснабжение и опрессовку теплоузла около 48 тысяч рублей. Остальные требования ТСЖ были отклонены.
Суды апелляционной и кассационной инстанций сделали те же выводы из экспертизы, что и первый суд, и тогда ТСЖ обратилось в Верховный суд РФ. Товарищество указало, что три предыдущих суда не приняли во внимание, что ответчик пользуется общим имуществом многоквартирного дома – коммуникациями и тепловым пунктом, техническим подпольем, но не платит за это. Эти траты легли на плечи собственников помещений в МКД, что является неосновательным обогащением ответчика.
ВС РФ, разрешая спор, отметил, что коллеги неправильно подвели итоги экспертизы и не дали им оценки исходя из нормативных требований к определению состава общего имущества:
Экспертиза показала, что у МКД и офисного здания есть отдельные общие элементы, которые соответствуют п. 2 ПП РФ № 491 о составе общедомового имущества.
При этом именно ТСЖ предоставляет услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению, ГВС. Также оно обслуживает и ремонтирует нежилые помещения и ВДИС, тепловой пункт, поддерживает санитарное состояние помещений и придомовой территории. Также суд указал на то, что предыдущий собственник пристроя платил за содержание общего имущества.
ВС РФ отметил, что собственник пристроя заинтересован в поддержании дома в надлежащем состоянии и должен наряду с жителями МКД вносить соответствующие платежи соразмерно доле в праве общей собственности.
Товарищество представило суду протоколы ОСС, на которых ответчику установили отдельную плату за содержание и ремонт общего имущества, более чем в два раза меньше, чем у собственников помещений в МКД. Собрание не включило тариф плату за лифты и их обслуживание, за уборку подъездов и территории возле МКД. В размер платы для владельца офисного здания вошли содержание теплового пункта, работа персонала ТСЖ, который обслуживает инженерные сети.
ВС РФ сделал вывод, что такой подход к определению размера платы отвечает позиции КС РФ из постановления от 29.01.2018 № 5-П: бремя расходов на содержание ОИ дома распределяется в зависимости от доли каждого собственника в праве на такое имущество с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.
ВС РФ посчитал, что предыдущие суды не учли всех этих обстоятельств, и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Итоги дела №А50-179/2019 в контексте пользы для управляющих домами организаций подвёл Алик Зеленков, ведущий юрист «МКДЭКСПЕРТ»:
«В определении рассматривается частный случай применения ст. ст. 153, 154, 156 ЖК РФ, когда спорный объект не только конструктивно не соединён с многоквартирным домом, но и использует лишь определённую часть общего имущества – систему ЦТП.
Суды первой, апелляционной, кассационной инстанций отказали ТСЖ в иске в связи с тем, что обязанность по внесению платы за содержание включает плату за все элементы общего имущества. Возложение бремени содержания на владельца здания, которое технологически не связано с иными элементами общего имущества МКД (лестницы, лифты и т.п.), противоречит действующему законодательству.
Верховный суд РФ с такой позицией не согласился. В определении имеется ссылка на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2018 №-5, в котором суд приходит к выводу о возможности дифференцировать плату за содержание, т.е. устанавливать различный размер для разных категорий собственников. При этом различия в правовом положении собственников, относящихся к одной категории, недопустимы.
Определение ВС РФ соответствует духу постановления от 29.01.2018 № 5: общество должно вносить платежи, но в ином размере, т.к. относится к иной категории собственников.
Есть много ситуаций, когда общее имущество используется не только собственниками жилых и нежилых помещений в МКД. При этом плату «сторонние» лица не вносят, ведь ст. ст. 153, 154, 156 ЖК РФ регламентируют обязанность для собственников помещений в МКД.
Ссылаться на это определение можно не только в случае наличия какой-либо технологической связи с тем же ЦТП. Верховный Суд РФ говорит: “используешь общее имущество МКД – участвуй в расходах на его содержание, пусть даже и по иному тарифу”».