Минстрой предлагает обязать население расплачиваться с поставщиками коммунальных услуг и управляющими компаниями через информационно-расчетные центры. Это должно решить проблему неплатежей управляющих компаний: расщеплять платежи между поставщиками должен банк. Но поставщики тепла, электроэнергии и воды, долг перед которыми достигает сотен миллиардов рублей, не верят в эффективность схемы.
В комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ обсуждается концепция создания информационно-расчетных центров (ИРЦ) для улучшения платежной дисциплины в ЖКХ, следует из документов комитета. Передача расчетов в ИРЦ должна решить давнюю проблему неплатежей управляющих компаний (УК) ресурсоснабжающим организациям (РСО). Центры могут создавать регионы, а расщепление платежей населения целесообразно производить на уровне банков, тогда деньги не смогут задерживаться на счетах УК, считают авторы идеи. Пока не решено, будут ли центры и банки выбираться на конкурсе.
Поправки готовится внести в Госдуму Минстрой, правительство поддержало идею, рассказал заместитель главы министерства Андрей Чибис. По его словам, единый платеж ИРЦ будет включать все коммунальные услуги, в том числе газ, воду и электричество, но решение о его создании должен принять регион: если у губернатора нет проблем с платежной дисциплиной, он не обязан открывать ИРЦ. Замминистра напоминает, что в трети регионов уже есть расчетные центры, но ни у УК, ни у ресурсных организацией нет обязанности собирать через них платежи. Если решение примут, переход на платежи через ИРЦ станет обязательным и, возможно, войдет в лицензионные условия для УК, пояснил господин Чибис. Предполагается, что ИРЦ будет и отчислять УК ее долю за управление жилищным фондом, пояснил чиновник. Минэнерго уже начало работу по своим предложениям по расщеплению платежей, наработки появятся к концу лета, заявил замминистра Вячеслав Кравченко.
Из банков интерес к сотрудничеству с ИРЦ проявляет Банк Москвы, где заявили, что заинтересованы в создании системы расщепления платежей на основе ИРЦ в регионах и поддерживают концепцию правительства. Оператор платежей с участием банка уже 12 лет действует в Москве, что привело к росту платежей до 100%, утверждают в Банке Москвы. Расщепление через банк дает РСО возможность кредитования с погашением за счет потока платежей, отмечают в банке, добавляя, что определяющими при выборе банка должны быть технологии и госучастие в капитале.
На схему с ИРЦ согласны в "Россетях": у компании есть проект по созданию единого оператора расчетов в Карачаево-Черкесии. Но другие поставщики коммунальных услуг скептически смотрят на идею Минстроя и не верят, что она решит проблему долгов. Директор НП "Совет производителей энергии" Игорь Миронов считает, что создание операторов по решению региона навязывает участникам рынка услуги оператора, и называет результаты работы расчетных центров негативными: нет прозрачности и ответственности перед РСО за своевременную оплату.
Дебиторская задолженность ТГК за тепло на 1 марта достигла 180 млрд руб., прибавив с начала года 25,7 млрд руб., уровень оплаты — всего 70%, говорят в НП. Принудительное расщепление средств на счетах ИРЦ не решит проблему неплатежей в ЖКХ, уверена глава НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. Проблема в том, что средства, направляемые в ИРЦ, все равно принадлежат УК, поясняет она, рыночную услугу они смогут предоставлять только при прямых отношениях поставщиков и потребителей, тогда центр может агрегировать средства.
Долги на розничном рынке электроэнергии — 207 млрд руб.(с учетом юрлиц), еще 64 млрд руб.— долги сетей за потери. В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) считают, что если процесс сбора платежей организован качественно, то изменение системы может не привести к оптимизации и, вероятно, будет накладно для населения. Основной проблемой в РАВВ называют не механизм сбора средств, а непрозрачный учет ресурсов в многоквартирных домах. Дебиторская задолженность от населения водоканалам — чуть менее 58 млрд руб., уровень платежей — 92%.
Анастасия Фомичева
http://www.kommersant.ru/Doc/2710425