5 мая 2015 года, в Верховном суде РФ вынесено решение по делу об обжаловании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Речь идёт о Приказе Минстроя РФ от 28.10.2014 № 658/пр «Об утверждении методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами».
ОЗПП через суд требовало признать противоречащим Жилищному кодексу РФ приказ Минстроя о порядке формирования лицензионных комиссий, проводящих лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Поводом для обращения послужили многочисленные жалобы региональных объединений потребителей, представителей которых вопреки нормам Жилищного кодекса отказываются принимать в состав лицензионных комиссий.
Согласно приказу, в комиссии, лицензирующие управляющие компании, по сути могли войти только «удобные» участники – представители самих лицензируемых организаций, а участие иных заинтересованных лиц, которые могли бы осуществлять «внешний», независимый контроль, например, правозащитники, исключалось даже теоретически. Таким образом, декларировавшийся общественный контроль над лицензионными комиссиями сводился к фикции.
На первом, предварительном, заседании, которое прошло 2 апреля 2015 года, в качестве привлеченного судом органа с собственной позицией выступило Министерство юстиции РФ. Представители ведомства настаивали на отмене обжалуемого приказа и сообщили, что уже направили в Минстрой соответствующее письмо. В частности, Минюст сообщил, что приказ Минстроя России от 28.10.2014 №658/пр не представлялся на государственную регистрацию, поэтому не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке. То есть данный приказ не влечёт правовых последствий и не служит основанием для регулирования правоотношений, на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вообще не определены полномочия Минстроя РФ на утверждение рекомендуемой формы положения о Комиссии.
На заседании 5 мая представители Минстроя предъявили суду подтверждение, что ведомство под давлением ОЗПП и Минюста вынуждено было отменить данный приказ до вынесения вердикта Верховного суда. Хотя в связи с данной отменой у Верховного суда не осталось оснований для признания отмены приказа незаконным, дело фактически было разрешено в пользу ОЗПП.
Любые ограничения для правозащитников и иных заинтересованных лиц на участие в лицензионных комиссиях на настоящий момент сняты. Есть надежда, что данные лицензионные комиссии станут более независимы, от местных властей, а их деятельность более прозрачной для общественности.
О лицензировании и информационной «открытости» управляющих компаний в сфере управления жильём
Первые итоги посвящённой Первомаю долгой и упорной работы Минстроя по лицензированию управляющих компаний подведены. Согласно заявлениям должностных лиц ведомства, заветный документ в предусмотренные Законом сроки не получили 15% злых волшебников, управляющих жильём.
С учётом того, что дать неправильные ответы на разработанные Минстроем вопросы квалификационного экзамена должностному лицу, проработавшему в этой сфере хотя бы полгода, достаточно сложно, а нарушители и обвиняемые превращаются в дисквалифицированных и осужденных крайне редко, для 99,9% соискателей лицензии единственным препятствием для её получения являлось неисполнение Стандарта раскрытия информации о деятельности по управлению жильём.
Причём нарушением Стандарта является как отсутствие информации, так её неполное раскрытие.
Оценить принципиальность ГЖИ в любом регионе в процессе проверки соблюдения стандарта при подготовке документов для лицензионной комиссии достаточно просто, рассмотрев итоги рейтинговой оценки управляющих организаций, подведённые недавно Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Согласно представленным данным, средний оценочный балл в стране составил 25,82, максимальный – 80,5 из 100 возможных. Интересны средние показатели по регионам, лидер которых – Белгородская область – имеет 40,86 балла.
Переходя от общего к частному, следует отметить, что из почти 40 000 участвовавших в рейтинге организаций лишь 1,7% из них получили более 70 баллов, а 74% не набрали и 40. И совсем уж не увязывается с пятнадцатью процентами не получивших лицензии УК (при том, что многие и заявки не подавали) 37% тех, кто не набрал и 10 баллов, поскольку в рамках оцениваемых показателей эти 10 баллов можно было получить исключительно за полноту раскрытия информации…
Конечно, мои возможные оппоненты могут сказать о том, что существенный отпечаток на такой результат наложило участие в рейтинге ТСЖ и ЖСК. Может быть. Но дубины, которой яростно и долго размахивали инициаторы Закона, почти никто не убоялся.
Переходя к оценке ситуации местной, следует отметить, что Республика Адыгея со 2 – го места в рейтинге 2012 года перекочевала на 54 – е, и этот относительно высокий результат достигнут благодаря городу Майкопу и Тахтамукайскому району. В четырёх районах Республики отсутствуют управляющие организации, перешагнувшие рейтинговый результат «неудовлетворительно».
А с лицензиями вроде всё в порядке. И, на мой взгляд, это, хоть и не вполне законно, но разумно, поскольку при отсутствии конкуренции при низких платежах на содержание и ремонт жилья в относительно небольших муниципальных образованиях, а так же отсутствии как внутренних, так и внешних конкурентов на этот вид деятельности, уничтожение в них тех, кто хорошо или не очень, но несёт на своих плечах эту ношу, не добавит авторитета власти, счастья собственникам и надёжности конструктивным элементам многоквартирного дома. Принципиальность ГЖИ Бурятии, заставившей ОМС, овечающий за ситуацию на конкретной территории, обращаться с нижайшей просьбой о пересмотре итогов лицензирования, никому на таких территориях не нужна…
И, как итог, следует сказать, что принятый документ обязателен снова не для всех, потому что принят на основе анализа ситуации в крупных городах.
Закон о лицензировании (поправки в ЖК РФ), разрекламированный как спасительное лекарство от всех болезней сферы ЖКХ, стал очередным документом, степень исполнения которого определяется на местах. И целью его исполнения во многих случаях будет передел рынка управления жильём в чьих – либо интересах там, где этот рынок реально существует, а результатом – более высокий уровень коррупции в сфере ЖКХ.
…Возвращаясь к открытости… А ГИС ЖКХ – это так интересно…