Общественный совет при Минстрое России разработал законопроект о введении обязательного саморегулирования (системы СРО) в сфере эксплуатации недвижимости, охватывающего все виды объектов, включая нежилую недвижимость и социальную инфраструктуру.
На данный момент в российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие управление нежилыми объектами. Идея обязательного саморегулирования обсуждается более десяти лет, начиная с законопроекта 2011 года о саморегулировании в управлении многоквартирными домами, который так и не был принят.
Новая инициатива содержит важные моменты, такие как отсутствие законодательных норм для нежилой недвижимости. Это подчеркивает необходимость привлечения квалифицированных специалистов для разработки стандартов эксплуатации и организации контроля, в качестве дополнительной цели разработчики ставят перед собой задачу повышение качества жизни граждан через создание комфортной среды.
Основные цели реформы декларируют унификацию требований к управляющим компаниям, устранение недобросовестных участников и создание стандартов качества услуг. Система СРО, которая существует уже более 10-ти лет в строительной отрасли, подтвердила свой статус эффективности и может стать примером для будущей системы координат СРО в системе управления объектами капитального строительства для УК.
Общественный совет рекомендовал Минстрою рассмотреть возможность введения обязательного саморегулирования для управляющих недвижимостью и подготовить законопроект к IV кварталу 2024 года. Ответственность возложена на Ассоциацию предприятий ЖКХ «Объединенный Жилищно-коммунальный совет», возглавляемую Анваром Шамузафаровым.
В течение года анонсировались задачи по переходу от лицензирования к саморегулированию для участников рынка, обслуживающих МКД и другие объекты капитального строительства.
В рамках обсуждения новой законодательной инициативы в конце сентября 2024 года, направленной на улучшение управления многоквартирными домами и зданиями общественного назначения, был разработан и предложен ряд мер, которые могут значительно изменить подход к этой сфере.
1. Сокращение непрофильного функционала: Упрощение работы органов государственной власти, в частности государственных жилищных инспекций, для повышения их эффективности.
2. Установление требований к управляющим организациям (УО): Введение строгих критериев для допуска организаций на рынок, включая квалификацию, опыт, деловую репутацию и наличие материально-технической базы.
3. Внедрение стандартов предоставления услуг: Разработка и внедрение стандартов для управляющих компаний, что позволит улучшить качество предоставляемых услуг.
4. Текущий контроль и механизм дисквалификации: Определение правил для контроля за деятельностью УК и возможность их дисквалификации при нарушении стандартов.
5. Механизм возмещения вреда: Создание компенсационных фондов или страхование для возмещения ущерба собственникам и третьим лицам в случае действий или бездействия УК.
6. Передача объектов недвижимости квалифицированным участникам: Установление четких правил передачи объектов недвижимости профессионалам на рынке эксплуатации.
7. Защита интересов УК: Разработка мер, направленных на защиту прав управляющих компаний.
Авторы инициативы стремятся решить несколько ключевых проблем:
— Сокращение задолженности управляющих организаций перед ресурсными организациями.
— Остановка количества жалоб на качество услуг в сфере ЖКХ.
— Обеспечение цифровизации процессов эксплуатации объектов капитального строительства.
Контроль за соблюдением новых правил предполагается возложить на национальное объединение СРО, а региональные СРО будут отвечать за входной и текущий контроль деятельности УК. Важно, что участие региональных органов власти в этой системе должно способствовать повышению качества работы управляющих компаний.
Презентация законопроекта и его первое публичное обсуждение состоялось 19 сентября 2024 года на круглом столе комитета Государственной думы по строительству и ЖКХ. В повестку круглого стола включены следующие вопросы:
— Правовое регулирование содержания и эксплуатации объектов капитального строительства.
— Доступ на рынок управления многоквартирными домами.
— Квалификационные требования к управляющим организациям.
— Реестры объектов капитального строительства.
— Технический учет и актуализация документации.
— Эффективность инструментов для продления жизненного цикла зданий.
— Ответственность специалистов на всех стадиях работы с объектами.
По мнению авторов законопроекта предлагаемые изменения могут значительно повысить качество управления объектами капитального строительства и создать более прозрачную и эффективную систему взаимодействия между управляющими компаниями, собственниками и государственными органам.