Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Какие вопросы Минстрой включил в проект положения о жилнадзоре ГЖИ

Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре.

В дни, когда в Санкт-Петербурге при поддержке Минстроя России проходила конференция о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ, ведомство разместило на портале проектов НПА текст положения о правилах проведения регионального госжилнадзора (ID 02/07/08-21/00119585).

Разработка такого документа требование новых НПА: Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Именно № 170-ФЗ внёс такую норму в ч. 3 ст. 20 ЖК РФ. Когда новое положение «Об общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора» будет утверждено, утратит силу постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493.

В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.

Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора

Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности. Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).

Что и какими методами проверяют органы ГЖН

Задача контрольных мероприятий предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований (п. 9 проекта). В п. п. 5, 6 проекта Минстрой России прописал, что является предметом контрольно-надзорной деятельности органов ГЖН. Так, юрилиц, ИП и граждан инспекторы проверяют на соблюдение требований:

  • к использованию и сохранности жилых помещений, общего имущества собственников в МКД;
  • к переводу жилого помещения в нежилое помещение и обратно, к их перепланировке, переустройству; к формированию фондов капремонта;
  • к созданию и деятельности управляющими домами организаций;
  • к предоставлению коммунальных услуг потребителям;
  • к порядку изменения размера платы в случае некачественного оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества;
  • к порядку индексации размера платы за жилое помещение;
  • к процедуре ограничения коммунальных услуг;
  • к энергоэффективности и оснащённости помещений домов приборами учёта;
  • к порядку размещения РСО, УО, ТСЖ, кооперативами обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.

Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.

Что относится к профилактическим мерам

В III разделе проекта положения Минстрой России прописал принципы работы по профилактике нарушений. В п. 18 к профилактическим мерам отнесены информирование неопределённого круга лиц и обобщение правоприменительной практики органов ГЖН, а также:

  1. Объявление предостережения в соответствии со ст. 49 № 248-ФЗ (п. 23 проекта). Если объект контроля с полученным предостережением не согласен, он в течение 15 рабочих дней после его получения вправе подать в ведомство возражение. В нём нужно указать название ЮЛ, ИП или данные гражданина, ИНН, а также дату и номер полученного от органа ГЖН документа.
  2. В возражении следует обосновать свою позицию в отношении содержания предостережения. Возражение можно отправить по почте или в электронном виде. С момента его получения у органа ГЖН есть 20 рабочих дней на ответ.
  3. Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ (п. 24 проекта).

Инспекторы и руководители органа ГЖН консультируют юридических и физических лиц, предпринимателей по телефону, по ВКС, на личном приёме, а также в ходе профилактического или контрольного визита. Круг вопросов для консультации указан в п. 25 проекта: порядок проведения госнадзора и профилактических мероприятий, обязательные требования, установленные НПА.

  1. Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ (п. 27 проекта).

По сути это беседа проверяющего с проверяемым по ВКС или же на месте, «в гостях» у объекта надзора. Профилактические визиты обязательны в отношении лиц, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска, и лиц, приступающих к управлению домом. Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие есть виды проверок, и какими методами они проводятся

В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок.

Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).

Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым.

Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).

Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).

Если в орган Госжилнадзора поступает жалоба на нарушения в муниципальном жилфонде, то ведомство должно перенаправить её в соответствующий орган власти в течение семи дней с момента поступления письма (п. 34 проекта).

В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия

Согласно п. 38 проекта, в отношении государственного жилищного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, который установлен гл. 9 № 248-ФЗ. В соответствии с п. 41 проекта положения, орган ГЖН должен рассмотреть поступившую на его действия жалобу в течение 20 рабочих дней с даты её регистрации.

От редакции: в проекте положения не прописаны требования и порядок обжалования действий или решений органов Госжилнадзора. Они подробно изложены в гл. 9 № 248-ФЗ:

  • Юрлицо или ИП обязан подать досудебную жалобу в надзорный орган в электронном виде через Госуслуги или аналогичные региональные порталы (ч. 1 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Срок направления жалобы на действия или бездействие надзорного ведомства тридцать календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 5 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Если лицо оспаривает полученное предписание, то срок подачи жалобы составит десять рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 № 248-ФЗ).

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.

Что орган ГЖН обязан размещать на своём сайте

В проекте положения есть несколько пунктов, которые устанавливают требования к органам ГЖН, его сотрудникам. Например:

  • Пункт 7 проекта. Инспекторы при контрольно-надзорной работе несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
  • Пункт 37 проекта. Орган ГЖН обязан размещать на своём сайте и поддерживать в актуальном состоянии:
  • список НПА в с указанием статей и пунктов, содержащих обязательные требования;
  • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
  • ежегодный план проведения плановых проверок;
  • программу профилактики рисков причинения вреда из-за невыполнения обязательных требований;
  • доклады с результатами обобщения правоприменительной практики;
  • рекомендации и информацию, которые содействуют соблюдению лицами требований законодательства.

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора напрямую касается не только органа ГЖН, но и проверяемых им лиц управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проверять их, кто может их проверить, выполнение каких именно норм НПА вправе контролировать госжилнадзор.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не вправе проверить выполнение УО лицензионных требований: это не входит в предмет проверок согласно п. 5 проекта положения.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован. Будем следить за обновлениями.

С 1июля 2021года изменения всфере надзора заработойУО иТСЖ ГЖИ

Вступит в силу новый закон о проведении государственного надзора и муниципального контроля, в том числе жилищного 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах.

В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных.

Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного.

В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2021 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

В ст. 20 ЖК РФ разграничат полномочия госжилнадзора и муниципального жилищного контроля

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2021 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений.

Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ).

Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию.

Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований.

Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

В рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение УО лицензионных требований

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ здесь и далее в ред. № 170-ФЗ).

Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований:

  • к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах;
  • к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки;
  • к формированию фондов капремонта;
  • к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД;
  • к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это;
  • к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта;
  • к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ;
  • к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
  • к предоставлению жилых помещений по соцнайму.

При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

  • О признании недействительным решения ОСС или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.
  • О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.
  • О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.
  • В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
  • О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок.
  • О понуждении к исполнению предписания.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2021 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля».

В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ).

До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Будут внесены изменения в НПА о проведении надзорных мероприятий Роспотребнадзором, МЧС и другими ведомствами

В № 170-ФЗ включены 137 статей, которые вносят коррективы в десятки нормативно-правовых актов в области проведения надзорных мероприятий. Рассмотрим несколько изменений, с которыми управляющие домами могут столкнуться в своей работе.

Согласно ст. 4 № 170-ФЗ, при проведении госнадзора в области прав потребителей Роспотребнадзор могут давать разъяснения по вопросам применения НПА в области защиты прав потребителей. При этом ведомство уполномочено перепоручить подведомственным госучреждениям консультирование, профилактический визит, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

В сферу Госпожнадзора входят проверки выполнения организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на земельных участках, которыми они владеют или пользуются, а также оценка соответствия таких объектов нормам пожарной безопасности (ст. 12 № 170-ФЗ).

Предметом санитарно-эпидемиологического контроля являются реализация соответствующих требований, содержащихся в НПА и в разрешительных документах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Также санэпиднадзор проверяет, как юридические и физические лица выполняют противоэпидемические профилактические мероприятия, что актуально в условиях усиливающихся мер по борьбе с коронавирусом в России (ст. 41 № 170-ФЗ).

На заметку

С 1 июля 2021 года надзорные мероприятия в различных сферах будут проводиться в соответствии с новым № 248-ФЗ, в том числе в тех областях, которые касаются управляющих домами.

В тот же день начнёт действовать новая редакция ст. 20 ЖК РФ о государственном жилищном и муниципальном контроле, полномочия которых разделены:

  • Муниципальный орган жилищного контроля не вправе проводить проверки лиц и организаций по соблюдению требований жилищного законодательства в отношении частного и федерального жилфонда. Также такое ведомство не может проводить лицензионный контроль работы управляющих организаций.
  • Орган ГЖН, проводя проверки в рамках госжилнадзора, не может наказать УО за нарушение лицензионных требований: такие нарушения фиксируются только в рамках лицензионного контроля.

Обязательное досудебное обжалование действий и решений надзорных органов вводится с 1 июля 2021

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ устанавливает, что предприниматели обязательно должны пройти досудебное обжалование решений надзорных органов до того, как обратиться с этим вопросом в суд (ч. 2 ст. 39 № 248-ФЗ). Эксперимент по такой схеме подачи жалобы на действия или бездействие надзорных органов уже начался и действует в отношении 62 видов контроля. Порядок досудебного обжалования и проведения эксперимента прописаны в:

  • глава 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ;
  • постановлении Правительства РФ от 28.04.2021 № 663;
  • постановлении Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108.

Заявитель подаёт досудебную жалобу через Госуслуги в течение 30 дней с момента нарушения его прав

Согласно ч. 1 ст. 40 № 248-ФЗ, юрлицо или ИП обязан подать досудебную жалобу в надзорный орган в электронном виде через Госуслуги или аналогичные региональные порталы. Жалоба организации должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Срок направления жалобы на действия или бездействие надзорного ведомства тридцать календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 5 ст. 40 № 248-ФЗ). Если лицо оспаривает полученное предписание, то срок подачи жалобы составит десять рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 № 248-ФЗ). Срок направления жалобы может быть восстановлен, если он пропущен по уважительной причине (ч. 7 ст. 40 № 248-ФЗ).

В ст. 41 № 248-ФЗ содержатся требования к форме и содержанию досудебной жалобы лиц на надзорный орган.

Согласно ч. 1 ст. 41 № 248-ФЗ, в письме указываются:

  • наименование контрольного (надзорного) органа и данные должностного лица, решение или действие которых обжалуются;
  • данные о заявителе в зависимости от того, физическое или юридическое лицо подаёт жалобу;
  • сведения об обжалуемых решении или действии надзорного органа, которые привели или могут привести к нарушению прав заявителя;
  • основания и доводы в пользу позиции заявителя, в том числе документы или их копии;
  • требования заявителя по факту обращения.

В обращении запрещено использовать нецензурные или оскорбительные слова, угрозы в адрес должностных лиц или членов их семей.

Срок рассмотрения досудебной жалобы 20 рабочих дней

Порядок рассмотрения досудебной жалобы прописан в ст. 43 № 248-ФЗ. Надзорный орган должен рассмотреть обращение в срок, не превышающий 20 рабочих дней с момента её регистрации (ч. 2 ст. 43 № 248-ФЗ). Срок может быть продлён ещё на 20 рабочих дней, но не более.

При этом при рассмотрении жалобы ведомство, получившее её, не вправе требовать у заявителя предоставить документы или данные, которые есть в госорганах, органах ОМС или подведомственных им организациях. Законность и обоснованность своих решений или действий доказывает контрольный, надзорный орган, на который подана жалоба, а обратившееся с жалобой лицо (ч. 5 ст. 43 № 248-ФЗ).

После рассмотрения жалобы ведомство может оставить её без удовлетворения, отменить решение или принять новое решение, признать действия или бездействие должностного лица незаконным (ч. 6 ст. 43 № 248-ФЗ). Если заявитель получил отказ после досудебного обжалования, то получает право обратиться с иском в суд.

Перечень видов надзора для обязательного обжалования до суда утверждён ПП РФ № 663

В постановлении Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 закреплён полный перечень видов федерального госконтроля или надзора, в отношении которых с 1 июля 2021 года будет действовать обязательный порядок досудебного обжалования. В список вошли 62 вида надзора: с многими из них УО и ТСЖ могут столкнуться при управлении многоквартирными домами. Среди них Федеральный государственный надзор или контроль:

  • пожарный;
  • в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • санитарно-эпидемиологический;
  • за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
  • за деятельностью юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности и включёны в государственный реестр.

Проверки, включённые в перечень ПП РФ № 663, проводят МЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роструд, ФССП, Росстандарт и другие ведомства.

Заявитель вправе обжаловать назначение проверки, предписание или действия надзорного органа

Требование № 248-ФЗ об обязательном порядке досудебного обжалования решений и действий надзорных органов вступит в силу с 1 июля 2021 года. Но до этого срока действует экспериментальный порядок такого обжалования по отдельным видам надзора. Он утверждён постановлением Правительства РФ от 24.07.2021 № 1108.

В документе указано, что участниками эксперимента, уполномоченными на рассмотрение поступающих жалоб, являются министерства, ведомства, Федеральные службы и агентства по надзору и контролю. В ПП РФ № 1108 приведена схема обжалования документов надзорно-контрольных органов. В ней во многом повторяются требования ст. ст. 40, 41 № 248-ФЗ.

В п. 4 ПП РФ № 1108 указано, что контролируемое лицо подаёт жалобу добровольно через Госуслуги. Пожаловаться можно на:

решение контрольного органа о назначении плановой, внеплановой проверки;

выданное предписание об устранении выявленных нарушений;

меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ;

действия или бездействие должностных лиц надзорного органа.

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу

Согласно п. 12 ПП РФ № 248-ФЗ, орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в её рассмотрении, если пропущен срок её подачи в 30 дней и принято решение его не восстанавливать. Также заявитель может отозвать обращение. Отказ будет в случаях, если лицо ранее уже подавало такую жалобу или суд принял решение по озвученным в ней вопросам.

Иными основаниями для отказа являются наличие в письме нецензурных или оскорбительных выражений, угроз в адрес должностных лиц, а также если законодательством предусмотрен только судебный порядок обжалования.

Заявитель вправе повторно подать жалобу по тому же вопросу, если основанием для отказа стали нецензурные выражения в тексте обращения или же автор обращения обратился не в тот надзорный орган (п. 13 ПП РФ № 1108). При этом податель жалобы должен устранить причины отказа.

На заметку

Согласно рассмотренным документам, по ряду видов надзора в России уже действует, хоть и в виде эксперимента, порядок обязательного досудебного обжалования решений или действий контрольных органов и служб. С 1 июля 2021 года он станет обязательным в отношении указанных в ПП РФ № 663 видов надзора.

В списке нет органов ГЖН и муниципального жилищного контроля. Но работа управляющих домами контролируется и иными службами, в том числе в отношении УО проводится пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор. Также их проверяет Роструд, Ростехнадзор и Роспотребнадзор.

В случае, когда УО или ТСЖ не согласны с проведением надзорных мероприятий, включённых в перечень ПП РФ № 663, с действиями или решениями проверяющих, то им до обращения в суд нужно следовать процедуре досудебного обжалования действий должностных лиц и предписаний.