На проходящем в Калининграде V Всероссийском форуме контрольных органов обсудили сразу несколько значимых законотворческих инициатив, которые призваны усилить контроль за деятельностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые из них уже подготовлены к рассмотрению в ближайших заседаниях Госдумы.
Анонсирован законопроект, согласованный с Минстроем России и направленный в профильный Комитет Госдумы об обязательном претензионном порядке подачи жалобы на "свою" УК/ТСЖ. Его суть в том, что любая подобная жалоба, поданная через государственный информационный ресурс, сначала будет переслана в УК.
Если управляющая компания/ТСЖ проигнорирует ее, либо ответит (о том, что жалоба жителя МКД удовлетворена – например, отремонтирован участок стены или устранена течь), но с этим ответом не согласится автор жалобы, – орган ГЖН сможет провести КНМ.
Если обращение поступило устно, на приеме, или почтой, – его рассмотрят в рамках Закона № 59-ФЗ об обращениях граждан, но КНМ (контрольно-надзорные мероприятия) со взаимодействием провести будет нельзя.
Минэкономразвития России полагает, что он будет принят в весеннюю сессию и начнет работать с 1 июля 2025 г.
Помимо этого поступило предложение о противодействии "профессиональным жалобщикам" – обязать орган контроля во всех случаях, когда КНМ не выявило нарушений, взыскивать с авторов жалоб расходы на проведение КНМ, а также ввести для подачи жалоб в госорганы государственную пошлину (но возвращать ее, если акт нарушения прав жалобщика подтвердится). Представитель Минэкономразвития не поддержал эту идею, но отметил, что проблема "профессиональных жалобщиков" находится "в работе" у Министерства.
Постановление Правительства РФ № 336 о моратории на проверки не будут продлевать на следующий год. Следовательно, с 1 января 2025 г. органам ГЖН придется работать исключительно в рамках Закона о госконтроле. Основной упор придется делать на индикаторы риска.
Контролирующим органам по-прежнему необходимо согласование с прокуратурой внеплановых КНМ, которые организуются в связи с выявлением индикаторов риска. Между тем, каких-либо изменений законодательства по данному направлению не анонсировалось.
При этом Минстрой России не сообщает о планах по утверждению общефедеральных индикаторов риска для жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере управления МКД.
Участники форума представили наиболее "перспективные" региональные индикаторы, например, отсутствие в ГИС ЖКХ в течение 5 лет документов, доказывающих проведение штукатурно-малярных работ в МКД (может указывать на непроведение ремонта подъездов в установленные сроки), или внезапное начисление платы за отопление по нормативу (может указывать на ненадалежащее исполнение обязанности по своевременной поверке и вводу в эксплуатацию ОДПУ теплоэнергии).
Дополнительно контролирующим органам и УО была обещана интеграция ГИС ЖКХ с единым реестром КНМ.