Каждый месяц нам приходят квитанции для оплаты ЖК услуг, но много ли потребителей хотя бы раз задали вопрос: что может подразумевать под собой пункт, обозначенный в документе под «оплатой за содержание жилья».
Российское законодательство говорит нам о том, что начисление по оплате за содержание жилья происходит при соблюдении положений Жилищного кодекса РФ. Это обозначение упоминается в статье 154.
В структуру оплаты должна быть включена стоимость, начисляемая за содержание и ремонт (капитальный/текущий) в многоквартирном доме. Если в пункте ремонта, проводимого в жилом доме, все предельно ясно, то при упоминании управления/содержания дома, возникает масса вопросов, по крайней мере, у простого жильца.
Какие виды работ включены в структуру услуги содержания имущества, размещенного в МКД:
Перечисленные пункты являются лишь основой структуры услуг, оказание которых жильцам, проживающим в многоквартирном доме, предусматривается такой статьей как «содержание жилья». Со всем списком услуг с указанием множества подпунктов можно ознакомиться, просмотрев статью 154 ЖК РФ.
Для того чтобы перечень оказываемых услуг приобрел юридическую полноту, необходимо составить протокол, с проставлением в нем подписей обеих сторон (документ должны подписать представители жильцов дома и конкретная УК).
Весь перечень тарифов по содержанию жилья должен согласовываться с владельцами жилых помещений в доме. Часто бывает так, что УК обходят законодательные требования, единолично устанавливая тарифы, не проводя при этом общих собраний жильцов.
У каждого владельца жилья в подобном доме есть полное право проверки тарифов, которые непосредственно формируют цены за оказываемые услуги.
К несчастью, переплаты по тарифам, дело довольно распространенное. Так, каждый из жильцов оплачивает ежемесячно суммы по услугам, которые на самом деле не предоставляются совсем или предоставляются, но не полностью.
Если окажется, что общее собрание владельцев помещений не было проведено, то следует взять на себя инициативу организации срочного созыва собственников. УК не может выразить отказ от законодательно предусмотренного проведения собраний, инициированных жильцами.₽
КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МОЖЕТ ПОДНЯТЬ ТАРИФЫ
Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?.
Определение оплаты за проведение ремонтных работ и содержание помещений, предназначенных для проживания, выполняется с учетом статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Плата по содержанию определяется в объеме, который гарантирует должный уровень содержания имущества, относящегося к общему в многоквартирном доме, в порядке, обозначенном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.
Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья
Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом. Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам.
Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении?
Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154). В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное).
В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст. ст. 45-48 действующего Кодекса.
Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.
Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества.
УК могут предложить собственникам определенный уровень тарифа, но не устанавливать его без ведома жильцов.
Нужны веские основания для поднятия тарифа по содержанию и текущему ремонту.
УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья. Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ.
11₽ за реестр собственников!
И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов. В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.
УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать.
Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот. Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу. Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений.
Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.
Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств. Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.
Вниманию Управляющих Компаний и ТСЖ
Жители многоквартирных зданий часто интересуются, может ли управляющая компания повышать тарифы. Расценки обслуживающей организации устанавливаются с тем расчетом, чтобы гарантированно обеспечить потребителям ЖКХ-услуг надлежащий уровень содержания общего имущества, имеющего непосредственное отношение к конкретному многоквартирному зданию. Порядок такого содержания строго регламентируется определенными положениями ЖК РФ, а именно – статьями 45-48 данного документа.
Услугой содержания жилплощади подразумеваются следующие работы, регулярно осуществляемые управляющей компанией:
Чтобы юридически закрепить (оформить) список ЖКХ-услуг, предоставляемых конкретной управляющей компанией, следует подготовить соответствующий протокол, подписанный обеими сторонами договорных отношений. Бумага подписывается уполномоченными представителями конкретной обслуживающей организации и сообщества жителей дома.
Вправе ли обслуживающая организация поднимать свои расценки
Регулярно получая платежные квитанции, счета от своей управляющей компании, владельцы квартир нередко вынуждены констатировать факты повышения расценок за определенные услуги – содержание и текущий ремонт жилого здания. Обслуживающие организации обычно объясняют данную меру очередным увеличением ЖКХ-тарифов, инициированным официальными властями. Возникает резонный вопрос – вправе ли обслуживающие организации поднимать собственные расценки, ссылаясь на правительственные нормативно-правовые акты? И вообще, к чьей компетенции относится утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья?
Правилами статьи 156, прописанной в ЖК РФ, регламентируется определение платы за содержание-ремонт жилых объектов, расположенных в многоквартирном здании, на всеобщем собрании обладателей квартир конкретного дома. Порядок проведения такого собрания предусматривается нормами ЖК РФ для многоквартирных зданий, в которых имеется жилищный кооператив (ЖК), товарищество владельцев (ТВ) или, как вариант, потребительский кооператив (ПК).
Расценки за обслуживание, в рамках которого управляющая компания должна содержать жилые объекты и своевременно выполнять их текущий ремонт, устанавливаются на период, продолжительность которого составляет минимум 1 (один) год. При этом учитываются пожелания уполномоченной управляющей компании, оказывающей по договору соответствующие услуги жильцам многоквартирного здания.
Кто может пересматривать установленные тарифы
Пересматривать данные тарифы вправе лишь совет многоквартирного здания, специально созданный жильцами и официально обладающий соответствующими полномочиями. Такая общественная структура может принимать решения, касающиеся изменения расценок за ЖКХ-услуги, связанные с деятельностью по эксплуатации и содержанию имущества, пребывающего в законной собственности всех жителей конкретного дома.
Кроме того, владелец жилплощади вправе затребовать у руководства обслуживающей организации копии протоколов, составленных по итогам проведения общего сбора жильцов, на котором по закону могло быть принято подобное решение.
Получив соответствующий документ (протокол), внимательно ознакомившись с его содержанием, собственник жилья в многоквартирном здании вправе поинтересоваться у соседей – предоставляли ли они личное согласие на повышение платы, которая регулярно взимается управляющей компанией за содержание жилплощади и её ремонт. Безусловно, обслуживающая организация, уполномоченная жильцами многоквартирного здания, имеет право предложить свой тариф, сделав это исключительно в порядке рекомендации. Однако она не вправе устанавливать данную плату единолично – без разрешения потребителей (жильцов).
Нормами ЖК РФ четко установлено отсутствие у обслуживающей организации права на самостоятельное определение расценок за предоставляемые ЖКХ-услуги. Этот момент регламентируется статьей 157 данного законодательного акта. Кроме того, этой же нормой предусматривается, что определение платы за конкретные ЖКХ-услуги осуществляется согласно тарифам, регламентированным официальными органами власти отдельных субъектов РФ, порядку, предусмотренному законом. Конкретные полномочия государственных органов в сфере установления тарифов для ЖКХ-услуг, обозначенных ЖК РФ (статья 154), могут передаваться муниципалитетам согласно нормам действующего законодательства.
Как собственники квартир могут отстаивать свои интересы
Очевидно, что действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного определения расценок управляющими компаниями. Полномочия, позволяющие принимать соответствующие решения для услуг содержания-ремонта жилья, предоставляются нормами ЖК РФ непосредственно собственникам квартир и совету многоквартирного здания. По сути, обслуживающая организация относится к категории наемных работников. Владельцы жилья вправе определять условия работы для обслуживающих организаций.
Следует отметить, однако, что сегодня взаимоотношения между собственниками квартир и управляющими компаниями, уполномоченными обслуживать конкретные многоквартирные здания, складываются несколько иначе, нежели так, как это предусмотрено законодательством. Часто получается, что именно жители дома вынуждены соблюдать условия и требования, фактически навязываемые управляющими компаниями.
Изменить эту ситуацию могут исключительно сами жильцы, проявляя нужные инициативы:
Для чего и как может повышать тарифы управляющая компания и имеет ли право вообще это делать?.
Сейчас очень немногие представляют себе, как формируются тарифы управляющей компании.
Большинство из нас просто оплачивают свои счета за ЖКУ, редко даже возмущаясь повышениям.
Зачастую формирование тарифов происходит правильно, зачастую нет.
В статье мы постараемся дать как можно больше информации, посвящённый тарифам УК.
Из чего формируется размер оплаты за услуги ЖКХ?
Это стало уже настолько привычно, что мы перестаем обращать на это внимание, расценивая как данность
Сюда входит потребление электроэнергии, использование воды, газа, канализационных систем.
К ЖКУ также будет относиться и техническое обслуживание близлежащей территории самого дома и, разумеется, различных помещений многоэтажного строения.
К остальным услугам относятся:
Всё это требует регулярного поступления платежей на счёт управляющей компании. И обязанности эти лежат непосредственно на собственниках жилья. Стоимость любой услуги формируется на основе так называемых единиц. Расчёт потребления воды ведется в кубометрах и литрах, электричества — в киловаттах в час.
Всё это необходимо для того, чтобы ни одна управляющая организация не имела возможности самостоятельно назначать стоимость ЖКУ, что, несомненно, привело бы к регулярным неоправданным повышениям. Фиксированные тарифные планы (далее — ТП) держат УК в рамках. Но иногда даже это не мешает компании повышать их. Но речь в этом пойдет немного далее.
Кем и как в настоящее время определяются расценки?
Действующее законодательство предполагает, что регуляторами является собственники жилья в многоквартирных домах.
Об этом четко говорится в Жилищном кодексе Российской Федерации, а именно — в статье номер 156. Согласно ей, именно общее собрание жильцов может утвердить перечень работ и услуг, как обязательных, так и дополнительных, а также расценки на них.
В действительности дело обстоит несколько иначе. Представитель управляющей компании выносит на голосование определенные тарифные сетки, а собственники попросту за них голосуют. Анализом расходов, как правило, не занимается никто из жильцов. Это же касается и контроля над закупками, которые осуществляет УК.
Софт для проведения общего собрания
Чтобы сделать всё перечисленное, необходимо тщательно изучать договоры, заключаемые УК со сторонними организациями. Следовательно — обладать определенными знаниями и опытом, а также определенным количеством свободного времени.
Тарифные планы для жильцов должен рассчитывать специалист. И он будет делать это, исходя из следующих параметров:
Профессионал будет заниматься расчетами также с учетом анализа вероятности дальнейшего роста цен, то есть с учетом инфляции. Естественно, УК обязана получать какую-то прибыль, иначе ее существование для ее учредителей становится бессмысленным.
С коммунальными услугами все происходит несколько иначе. Расценки на предоставляемые жильцам ресурсы находится под контролем государственных и муниципальных органов. В качестве примера можно привести расчёт стоимости потребления тепла. Здесь вступает в силу закон «О теплоснабжении».
В нем описывается необходимость формирования минимальных и максимальных цен на тепло в течение одного года. Поставщики ресурсов во всех регионах и субъектах РФ предлагают собственные варианты тарифов. Последние подаются в офисы региональных регуляторов цен на ЖКУ.
Каждое предложение имеет определённое экономическое обоснование. Все отчеты тщательно анализируются специалистами, которые учитывают особенности региона, затраты самой организации, региональный производственный уровень и ряд других факторов.
Назначение конкретного ТП происходит по итогам экспертизы. Это касается и регулирования тарифных сеток на канализацию и подачу воды.
Что же касается электричества, то здесь единый ТП распространяется на все регионы. Его установкой занимается специальная Федеральная служба. Причина этого заключается в том, что цена на 1 киловатт в час будет основываться на топливных расценках.
И совершенно неважно, в каком именно регионе расположена электростанция, вырабатывающая энергию. Так же формируются тарифные планы на поставки газа для жителей субъектов Российской Федерации.
Как проверить тарифы ЖКХ управляющей компании?
Чтобы проверить, насколько ТП управляющей компании юридически обоснован, необходимо подать запрос на получение документации, раскрывающий данные о тратах на работы и услуги. Руководство и сотрудники УК обязаны предоставить полную информацию о том, сколько средств было вложено в покупку материалов, а также, сколько именно стоили проведённые работы.
Если со стороны УК последовал отказ, ее руководство понесет ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации в соответствии со статьей 5.39.
Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Крайне важно, чтобы в договоре, который был заключён между собственниками квартир в многоквартирном доме и управляющей компанией, были прописаны сроки отчётности о проделанных действиях.
Полученные отчёты позволяет жильцам быть в курсе того, как именно расходуются поступающие от них средства.
Как может повышать тарифы управляющая компания и имеет ли право на это?
Ответить на это вопрос просто: определённо, нет.
Управляющие организации не имеют на это никакого права, что четко прописано в статье номер 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Даже незначительные изменения, либо введение платы за какие-либо дополнительные услуги, будут расценены, как прямое нарушение государственного законодательства, что влечет за собой ответственность.
УК несет расходы, однако, последние не были оплачены в соответствии с существующими тарифными планами. Тогда управляющая компания имеет право подать на жильцов в суд. И, скорее всего, решение судебного органа будет именно в ее пользу.
Это оформляется юридически заключением договора. Однако, именно собственники жилья утверждают расценки. Оптимальные ТП будут гарантировать не только стабильную прибыль управляющей организации, но и благополучие собственников жилья.