Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Должна ли управляющая организация утилизировать батарейки?

Самым первым среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" названа охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Для реализации данного принципа необходимо минимизировать разрушительное воздействие, которое оказывают опасные отходы на природу и здоровье человека.

Достижению этой цели может помочь раздельный сбор отходов, при котором опасные отходы будут переработаны либо утилизированы способом, оказывающим наименьший негативный эффект на окружающую природную среду.

Батарейки представляют собой компактные химические источники тока, используемые для работы цифровой, бытовой техники, игрушек и других устройств, т.е. пользуются ими все и повсеместно.

Проблема заключается в том, в химический состав батареек (элементов питания) входят такие вещества как ртуть, никель, кадмий, свинец, цинк, марганец, литий и т.д., которые представляют реальную угрозу для окружающей природной среды и человека.

Поскольку батарейки содержат в себе вредные химические вещества и соединения, то отработавшие батарейки в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду относят ко II и III классам опасности (высокоопасные и умеренно опасные отходы), а если они содержат ртуть, то к I классу как чрезвычайно опасные отходы.

Ввиду того, что огромное количество использованных батареек образуется именно в процессе обычной жизнедеятельности людей, т.е. в жилых помещениях, где они проживают и пользуются техникой и приборами, работающими от элементов питания, то возникает вопрос о том, каким образом в многоквартирном доме должен быть организован прием и накопление батареек и их последующее транспортирование к месту переработки или утилизации.

Более того, в управляющие организации начали поступать запросы от местных органов власти о том, организован ли ими сбор батареек и каким образом он осуществляется.

Общеизвестным фактом, вытекающим из ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ, является то, что именно управляющая организация при управлении ею многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.

Согласно п. 26(2) Минимального перечня в состав работ и услуг по содержанию общего имущества входит организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Из содержания приведенного положения следует, что требования по организации накопления опасных отходов относится не только к накоплению использованных ртутьсодержащих ламп, порядок обращения с которыми установлен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, но и к накоплению иных отходов I - IV классов опасности.

Напомним, что под накоплением, согласно ст. 1 Закона №89-ФЗ, понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Такая деятельность не является сбором отходов и не подлежит лицензированию.

В настоящее время на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru размещен проект приказа Минприроды России (дата создания 8 октября 2019) «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности» (в настоящее время находится на стадии общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы), который устанавливает условия обращения с видами отходов, отнесенных к отдельным группам однородных отходов, и включает требования к 6 группам однородных отходов, включая группу «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств».

Названным проектом Приказа к отходам батарей и аккумуляторов относятся виды отходов, включенные в группу отходов с кодом 4 82 200 00 00 0 «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств, вошедших в Блок 9» ФККО.

Требования, предусмотренные проектом Приказа, распространяются в т.ч на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по накоплению отходов батарей и аккумуляторов, и предусматривают:

Понятно, что пока этот документ существует только в виде проекта, установленные в нем требования не могут предъявляться в качестве обязательных к лицам, на которых они впоследствии будут распространяться.

Поскольку уже сегодня у управляющей организации в рамках деятельности по управлению многоквартирным домом в части надлежащего содержания общего имущества имеется обязанность организовать накопление отходов I - IV классов опасности и отсутствует право осуществлять деятельность по транспортированию таких отходов, если у нее нет соответствующей лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами, считаем, что в целях минимизации рисков получения предписания ГЖИ и привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (за несоблюдение требований ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ о надлежащем содержании общего имущества и ответственности за все на свете – пп. а) п. 3 Положения о лицензировании №1110) УО необходимо:

Обращаем внимание, что на территории некоторых муниципальных образований на сегодняшний день разработаны документы, регулирующие порядок организации сбора, накопления, транспортирования, хранения и обезвреживания отходов I и II класса опасности на территории соответствующего муниципального образования, в т.ч. определяющие систему безопасного обращения с отходами I и II класса опасности в целях предотвращения загрязнения помещений и природной среды опасными элементами, относящимися к I и II классу опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные приборы с ртутным заполнением, отработанные марганцово-цинковые батарейки и аккумуляторные батареи и т.д.).

Соответствующие документы носят рекомендательный характер, но ознакомиться с их содержанием имеет смысл, поскольку они содержат достаточно подробную регламентацию вопросов организации накопления опасных отходов в МКД, включая вопросы определения места накопления, порядка информирования населения о месте и порядке накопления таких отходов (месте приема отработанных батареек), документов, оформляемых в процессе деятельности по накоплению опасных отходов (инструкция по организации накопления опасных отходов, приказ о назначении ответственного лица, журнал учета отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц, договор с организацией, имеющей лицензию на транспортирование опасных отходов и т.д.).