Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Какие требования законодательства управления МКД остались обязательными для УО, ТСЖ, ЖСК.

Письмо месяца

Какие требования законодательства управления МКД остались обязательными для УО, ТСЖ, ЖСК. Что вправе оценивать проверяющие

«Я прочитала, что с 1 января действуют только те нормативные документы, которые включили в постановление Правительства № 2467. Говорят, что жилищный инспектор не может ссылаться на законы, постановления и приказы Минстроя, которые не упоминаются в этом перечне. Но в перечне нет ни Жилищного кодекса, ни основных правил сферы управления МКД. Какие права сейчас есть у ГЖИ в части проверок? На что они могут ссылаться, а на что нет?»

На вопрос отвечает Екатерина Кожекина, редактор-эксперт Справочной системы «Управление МКД»
С 1 января 2021 года надзорники должны оценивать соблюдение обязательных требований по-новому. Власти обеспечивают единообразный подход к проверкам и пытаются исключить незаконные требования проверяющих к проверяемым. Что изменилось, читайте в статье.

С чего все началось

С 1 января 2021 года надзорные органы не вправе оценивать соблюдение обязательных требований по нормативным правовым актам, которые вступили в силу до 01.01.2020. Такое требование установили частью 5 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ).
Но в разных сферах есть нормативные документы, которые утвердили до 1 января 2020 года, и они актуальны. Для таких документов сделали исключение — их объединили и получившийся перечень утвердили постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2467 (далее — Перечень № 2467). У тех, кто работает в сфере управления МКД, возникли вопросы к Перечню № 2467: в нем отсутствуют практически все нормативные правовые акты (НПА), используемые при оценке соблюдения обязательных требований органами госжилнадзора, муниципального контроля. Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль в Перечне вообще не упоминаются. При этом, например, постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 указано в рамках раздела «Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии». В связи с чем не ясно, будут ли надзорные органы ссылаться на него при оценке соблюдения обязательных требований только в отношении РСО, которые заключили прямые договоры с потребителями.

Что сделал Минстрой

Минстрой приказом от 30.12.2020 № 912/пр утвердил два перечня нормативных документов, содержащих обязательные требования.
Один перечень — для оценки соблюдения требований в рамках госжилнадзора, второй — для оценки в рамках лицензионного контроля. Мы показали, какие НПА Минстрой назвал обязательными (таблица).
Свои перечни Минстрой составил на основании положений части 5 статьи 8 Закона № 247-ФЗ. Там установлено, что контрольно-надзорные органы размещают на своих сайтах перечни НПА, которые используются в том числе при оценке соблюдения обязательных требований и привлечения к административной ответственности. Как размещать такие перечни, Правительство указало в постановлении от 22.10.2020 № 1722 (далее — Правила № 1722). В перечне от Минстроя уже предусмотрено большинство НПА, на которые опираются органы государственного жилищного надзора и муниципального контроля в сфере управления многоквартирными домами.

Редакция попросила разъяснения у Минстроя

Редакция журнала «Управление много- квартирным домом» направила в Минстрой запрос с просьбой пояснить, как теперь надзорные органы должны проводить проверки УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК в рамках лицензионного контроля и жилищного надзора.

1. Можно ли считать, что перечень из приказа Минстроя от 30.12.2020 № 912/пр содержит обязательные требования наравне с теми, что есть в Перечне № 2467? Если да, то на основании чего?
2. Какими нормативными документами должны руководствоваться органы, в том числе госжилнадзора и муниципального контроля, при оценке соблюдения обязательных требований и привлечении к административной ответственности? Если приказом Минстроя от 30.12.2020 № 912/пр, то как тогда относиться к Перечню № 2467?
3. Правильно ли полагать, что нормативные правовые акты, которые не упомянуты в приказе Минстроя от 30.12.2020 № 912/пр, не утратили силу и формально обязательны, не могут использоваться надзорными органами при оценке соблюдения управленцами обязательных требований и привлечении к административной ответственности? Например, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства от 28.12.2020 № 2314, Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442.

4. Как управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК могут понять, что проверка надзорного органа правомерна и за несоблюдение каких НПА их могут привлечь к административной ответственности?

Источник: https://e.mk-dom.ru/