Правительство РФ подготовило поправки в КоАП РФ, которые направлены на повышение эффективности лицензионного контроля. Всё идёт к тому, что работу управляющих компаний будут проверять строже.
Когда примут поправки, чем они грозят управляющим компаниям и как спать спокойно ночью, зная такую информацию.
Орган государственного жилищного надзора в рамках контроля за работой управляющих организаций проводит документарные и выездные проверки их деятельности.
Какими каналами связи может пользоваться ГЖИ для направления запросов и уведомлений и в какие сроки на них следует отвечать.
Проверка органом ГЖИ за двадцать рабочих дней
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, жилищный надзор осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным в регионе порядком. Содержание и сроки проверок устанавливаются в каждом субъекте РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (п. 12 ПП РФ № 493).
Например, административные регламенты ГЖИ Санкт-Петербурга от 09.08.2017 № 23-р, ГЖИ Воронежской области от 14.05.2014 № 13, ГЖИ Костромской области от 28.06.2012 № 719.
К проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимым органом ГЖН, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В главе 2 № 294-ФЗ выделяются плановые и внеплановые проверки юридических лиц, среди них – выездные и документарные (ст. ст. 9-12 № 294-ФЗ). Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 № 294-ФЗ).
Если юридическое лицо ведёт деятельность в нескольких регионах РФ, то срок в 20 дней устанавливается для каждого его обособленного структурного подразделения или филиала, но не может превышать в общей сумме 60 рабочих дней (ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).
О едином реестре проверок, проводимых органами надзора и контроля
Орган ГЖН, проверяя управляющие организации на предмет соблюдения лицензионных и иных требований нормативно-правовых актов, обязан размещать сведения о проверках и их результатах в открытом доступе – в едином реестре проверок.
Уведомление о проверке за один или три дня до её начала
Проведение органом ГЖН плановых и внеплановых проверок регламентированы ст. ст. 9, 10 № 294-ФЗ. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании составленного органом надзора плана проверок. План должен быть согласован прокуратурой (ч. ч. 2, 3, 6 ст. 9 ПП РФ № 294-ФЗ).
Перед внеплановой проверкой может проводиться предварительная проверка: она нужна в случае, если у органа ГЖН отсутствует достоверная информация о лице, которое допустило нарушение, или нет достаточных данных о допущенных нарушениях (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).
При предварительной проверке сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы. Делать это они могут как по устному запросу, так и направив письменное обращение. При этом в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).
О проведении плановой проверки орган ГЖН предупреждает не позднее чем за три рабочих дня до её проведения (ч. 12 ст. 9 № 294-ФЗ). Если проверка внеплановая, то предупредить ведомство должно не позднее чем за 24 часа до её начала (ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ).
Документ с предупреждением о проверке может быть направлен почтой с обязательным уведомлением о вручении или по адресу электронной почты проверяемого, если адрес содержится в ЕГРЮЛ либо заранее был предоставлен в орган ГЖН. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ).
Проведение внеплановых проверок ГЖИ
Направление запросов органа ГЖН с надлежащим уведомлением
Среди плановых и внеплановых проверок, которые проводит орган госжилнадзора, выделяют выездные и документарные (ст. ст. 11, 12 № 294-ФЗ). Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего ведомства, выездная – по адресу размещения юридического лица (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12 № 294-ФЗ).
При документарной проверке уполномоченный сотрудник органа ГЖН вправе направить в адрес проверяемого юридического лица мотивированный запрос, потребовав предоставить необходимые для рассмотрения в ходе проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения о проведении проверки (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).
При этом законодательство не указывает, что запрос может быть направлен любым доступным способом, в том числе по электронной почте, как в ситуации с уведомлением о проведении проверки. Следовательно, запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).
Юридическое лицо обязано направить требуемые документы в орган ГЖН в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 № 294-ФЗ). Если юридическое лицо имеет квалифицированную электронную подпись, то закон разрешает направить в надзорное ведомство заверенные такой подписью копии по электронной почте (ч. 6 ст. 11 № 294-ФЗ). Нотариального удостоверения копий не требуется (ч. 7 ст. 11 № 294-ФЗ).
Если в ходе проверки орган ГЖН находит противоречия или недостоверность сведений , то, согласно ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ, вправе требовать от проверяемого лица письменных пояснений. Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.
При этом орган ГЖН не имеет права требовать предоставить документы, которые он может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).
Как управляющим компаниям взаимодействовать с ГЖИ
Внеплановые проверки органа ГЖН, проводимые без уведомления
Если в ходе документарной проверки госжилинспекция установит нарушения обязательных требований, проводится выездная проверка. Такой вид проверки назначается также, если во время документарной проверки невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица требованиям (ч. 3 ст. 12 № 294-ФЗ).
О проведении выездной проверки орган ГЖН уведомляет юридическое лицо согласно ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ в зависимости от того, плановая она или внеплановая.
Надзорное ведомство не обязано соблюдать требования ч. 16 ст. 10 №294-ФЗ о сроке уведомления юридического лица о внеплановой выездной проверке:
Следует учесть, что общий срок проведения выездных проверок субъектов малого предпринимательства не может превышать 50 часов (ч. 2 ст. 13 № 294-ФЗ).
Если в ходе проверки возникает необходимость в сложных, длительных исследованиях и экспертизах, то руководитель органа ГЖН может продлить срок выездной проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов (ч. 3 ст. 13 № 294-ФЗ).
Пост-релиз вебинара «Административная ответственность в сфере управления МКД»
Направление в адрес УО акта с результатами проверки
В соответствии с ч. 1 ст. 16 № 294-ФЗ, орган ГЖН оформляет акт в двух экземплярах непосредственно после завершения проверки. Один экземпляр под подпись вручается руководителю проверяемого юридического лица или его представителю. Если руководитель или уполномоченный отсутствуют либо отказываются дать расписку об ознакомлении с актом, то акт направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если проверяемое лицо давало согласие на взаимодействие с органом ГЖН в электронной форме, то акт проверки может быть направлен руководителю по электронной почте. При этом он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью составителя (ч. 4 ст. 16 №294-ФЗ).
Что делать управляющей компании, если на неё поступила жалоба в ГЖИ
Запросы – с надлежащим уведомлением, сроки – исполнимые
При информационном обмене с органом ГЖН в рамках мероприятий по надзору и контролю управляющие организации должны помнить:
1. Если в законодательстве не оговорена возможность направления запросов или копий документов по электронной почте, то они должны быть направлены с надлежащим уведомлением: почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручены лично под подпись.
2. Для информационного обмена с органом ГЖН посредством электронной почты УО сначала должна дать письменное согласие на взаимодействие в электронной форме, а также должна обладать квалифицированной электронной подписью для заверения документов. Информационный обмен с помощью электронной почты должен проводиться в рамках, оговорённых в письменном согласии.
3. Орган ГЖН может направить по электронной почте в адрес управляющей организации уведомление о планируемой проверке только в том случае, если адрес электронной почты УО содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП или сама УО сообщила его надзорному ведомству.
4. Сроки предоставления информации на запросы органа ГЖН в ходе документарной проверки определены в ст. 11 № 294-ФЗ и составляют 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Срок устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, не регламентирован нормативно-правовыми актами. Он должен соответствовать принципу исполнимости – быть не меньше минимально необходимого периода времени, которое тратится на устранение нарушений.
Если УО получила предписание со сроками, в которые невозможно исполнить его требования, то следует:
Правительство РФ подготовило поправки в КоАП РФ, которые направлены на повышение эффективности лицензионного контроля. Всё идёт к тому, что работу управляющих компаний будут проверять строже.
Когда примут поправки, чем они грозят управляющим компаниям и как спать спокойно ночью, зная такую информацию.
Грубое нарушение лицензионных требований
Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ на рассмотрениезаконопроект N 269843-7. Название – «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Вот только поправки касаются работы управляющих компаний и связаны с новым термином «грубое нарушение лицензионных требований».
Законопроект вводит отдельный новый состав правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Что такое грубые нарушения лицензионных требований, Правительство РФ пока не решило. Перечень разработают дополнительно. Зато уже определён размер административного штрафа за подобные правонарушения:
Это не все предполагаемые нововведения, призванные улучшить эффективность лицензионного контроля. Правительство РФ предлагает дела по статьям
Уточняются принципы проведения внеплановых проверок. Главный Государственный жилищный инспектор получит полномочия по изданию приказа о проведении органами ГЖН внеплановой проверки в соответствии с поручением президента РФ или Правительства РФ.
Что касается заявлений в органы жилищного надзора о проведении внеплановой проверки, их смогут подавать только собственники помещений в отношении своего дома.
Сейчас внеплановая проверка проводится по:
Органы ГЖН не согласовывают внеплановую проверку с прокуратурой и предварительно не уведомляют лицензиата (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ).