Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Отчет о работе управленцев опять изменили: как заполнить новую форму № 22-ЖКХ

Начиная с отчета за 2022 год вводится новая форма статнаблюдения № 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы». Изменения утвердил Росстат приказом от 30.07.2021 № 464.

Кто обязан заполнять форму 22-ЖКХ (жилище)

Новую форму должны сдавать:

Организации с обособленными подразделениями заполняют форму для всех подразделений:
— по каждому обособленному подразделению;
— по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

В какие сроки нужно отчитаться в Росстат

Статистическую отчетность по новой форме № 22-ЖКХ (жилище) организации должны представлять до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информацию указывают нарастающим итогом с начала отчетного периода — за квартал, полугодие, девять месяцев и год. Первый отчет по новой форме нужно сдать до 30 апреля 2022 года — за I квартал.

Какие показатели указывать в отчете

В новой форме № 22-ЖКХ (жилище) всего 87 строк. Состоит она из трех разделов. Раздел, в котором ранее отражали объем коммунальных ресурсов и услуг в натуральном выражении, в новой форме упразднили.

Раздел 1 «Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности»

В разделе 1 отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности УО и жилищных объединений: доходы и расходы, использование финансовых средств, дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Если организация находится на общей системе налогообложения, то доходы указывают без учета НДС. Если компания применяет УСН, то доходы записывают полностью.

Показатели отражают методом начисления и не уменьшают на величину дебиторской/кредиторской задолженности. В строку доходов включают также суммы льгот и субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета.
ТАБЛИЦА 1 Как заполнять строки 01–15 раздела 1 формы № 22-ЖКХ (жилище)

Информацию о расходах компании вносят по данным бухучета и налоговых регистров.

По строке 16 «Общая сумма расходов по реализации услуг» указывают затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Затраты признаются в расходах в соответствии с главой 25 или 26.2 Налогового кодекса и зависят от применяемой системы налогообложения.
Для УО, ТСЖ, ЖСК и ЖК следует использовать аналитический учет расходов по видам оказываемых услуг и статей затрат. На отдельных счетах или субсчетах к сч. 20 или сч. 26 учитываются затраты:
  • по видам коммунальных ресурсов: холодная и горячая вода, водоотведение, электроэнергия, газ, тепло на отопление и на подогрев воды;
  • на содержание и ремонт общего имущества по статьям: управление МКД, содержание общего имущества, текущий, капитальный ремонт общего имущества, фактические расходы на КР на СОИ.

Данные по строкам 18–29 соответствуют обороту по дебету счетов учета расходов 20, 26. Жилищные организации могут также использовать для составления формы сведения управленческого учета, например, отчет об исполнении сметы расходов ТСЖ, ЖК, ЖСК.

По строке 30 отражают фактически поступившие за отчетный период деньги из бюджетов всех уровней. Информацию об объеме финансирования можно взять из бухгалтерского учета — оборот по кредиту сч. 86 «Целевое финансирование».
В величину финансирования не нужно включать:
— финансирование целевых программ — энергосбережения и повышения энергетической эффективности, антикризисной, внедрения приборов учета, ликвидации стихийных бедствий и пр.;
— бюджетные средства в рамках софинансирования капитального ремонта в МКД.

Строку 31 заполняют, если в отчетном периоде на счет УО, ТСЖ и ЖК поступали компенсации из бюджета разницы между экономически обоснованными ценами (тарифами) и ценами (тарифами), установленными для населения. Например, если в договоре управления МКД установлен размер платы больший, чем плата за содержание жилого помещения, которую вносит наниматель, наймодатель возмещает УО образующуюся разницу.

В строках 32–59 отражают задолженность жилищной организации перед кредиторами и ее дебиторскую задолженность. Показатели заполняют на основании данных по счетам расчетов в бухгалтерском учете. При этом сумму НДС в величину задолженности не включают. Если же организация находится на УСН, она указывает полную задолженность.

В оборотно-сальдовой ведомости бухучета на конец отчетного периода берут остатки по счетам расчетов.

Дебиторскую задолженность отражают как дебетовое сальдо на конец месяца по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.

Общую сумму дебиторской задолженности перед жилищной организацией всех групп потребителей указывают в строке 32.

Из этого показателя отдельно указывают суммы дебиторской задолженности граждан:

  • по оплате КУ (строка 33) по видам КУ (строки 34–40);
  • за содержание жилого помещения (строка 41) с разбивкой на долги физлиц за затраты по управлению МКД, содержание и ремонт, КР на СОИ (строки 42–44).
Если в бухгалтерском учете на счетах учета расчетов с собственниками организация не ведет аналитику по дебиторской задолженности в разрезе видов КУ и статей расходов платы за жилое помещение, то данную информацию берут из отчетов по начислениям, которые представлены ИРЦ либо сформированы из программы расчета квартплаты.
Отдельный блок в строках 45–47 посвящен безнадежной дебиторской задолженности из суммы всей дебиторки по строке 32. Выделяют безнадежную задолженность граждан по оплате КУ и за содержание жилого помещения.
Кредиторскую задолженность определяют как кредитовое сальдо на конце периода по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 и указывают в строке 48. Сюда включают общую кредиторскую задолженность организации перед поставщиками, бюджетом, работниками, перед остальными кредиторами.
Отдельным показателем в строке 49 указывают долги организации перед РСО, с которыми заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
В строках 50–56 расшифровывают задолженность перед РСО в разрезе коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ собственникам и потребляемых при содержании общего имущества в МКД.
Сумма просроченной кредиторской задолженности перед всеми кредиторами, которую не оплачивали более 12 месяцев с даты, указанной в договоре, отражают в строке 58.
Просроченную долгосрочную кредиторскую задолженность ресурсникам указывают отдельно — в строке 59.

Раздел 2 «Средства на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (фонд капитального ремонта)»

Таблицу со сведениями о капремонте заполняют владельцы спецсчета, открытого УО, ТСЖ, ЖК или региональным оператором по капремонту в целях формирования фонда капитального ремонта.

Если квитанции по взносам на капремонт рассчитывают ИРЦ, то сведения о начислениях и оплатах предоставляют они.
В показатели не включают:
  • целевые бюджетные поступления на проведение капремонта;
  • оплату взносов на капремонт ОМСУ за квартиры в муниципальной собственности.

Где брать данные для заполнения строк 60–63, смотрите в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2 Источники информации для заполнения раздела 2

Раздел 3 «Оплата населением жилого помещения и коммунальных услуг»

В этом разделе величины указывают кассовым методом по фактически поступившим средствам и включают НДС. Данные заполняют в разрезе статей начислений и фактически собранных платежей за ЖКУ, сумм компенсаций и субсидий из бюджета, возмещения населением затрат на оплату услуг организации.
Сведения в разделе важны для составления государственного бюджета и должны соответствовать ГИС ЖКХ и платежным квитанциям.
Раздел заполняет организация, которая производит начисление. Если УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК заключили договор на услуги по начислению и сбору платы за ЖКУ с расчетным центром, то заполнять сведения раздела 3 будет именно этот центр.
Если собственники заключили прямые договоры с РСО на поставку коммунальных ресурсов и ТСЖ, УО, ЖК не делает расчеты по таким коммунальным услугам, то жилищная организация данные по этим видам КУ не указывает.
Не указывайте:
— пени и штрафы, полученные за несвоевременную оплату ЖКУ;
— начисление повышающего коэффициента к размеру платы за КУ;
— платежи за капремонт по муниципальным жилым помещениям;
— начисления за содержание радиоточек, домофонов, ТВ-антен, если они не включены в состав общего имущества МКД;
— суммы скидок населению на ЖКУ, предоставляемые в рамках соцподдержки и субсидий непосредственно жилищной организации.

Графа 3 отражает суммы начисленных собственникам платежей:

  • за жилое помещение в строке 64, по строкам 64–69 — по видам платежей;
  • за КР на СОИ — по строке 69. Размер расходов определяют в зависимости от выбранного варианта их начисления (по нормативам, по фактическому объему);
  • за взносы на капитальный ремонт — по строке 70. Сумма должна быть меньше или равна показателю граф 3 и 4 строки 60 раздела 2.
  • за коммунальные услуги всего — в строке 71, по видам услуг — строки 72–84.

Графа 4 включает фактические оплаты населения за ЖКУ. Если потребители оплатили задолженность за КУ за предыдущие годы, эти деньги дополнительно включают в графу 5.

По графе 6 следует указывать стоимость жилищных и коммунальных услуг, рассчитанных по утвержденным органом МСУ или собственниками помещений тарифам и размерам платы.
В графе 7 отражают поступившую от населения плату за ЖКУ с учетом регионального стандарта уровня платежей граждан.
Если льготы и субсидии гражданам предоставляют в виде скидок и бюджет возмещает эти средства непосредственно УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то данные в графе 7 меньше показателей графы 3 на сумму предоставленных скидок.
Если льготы и субсидии граждане получают в виде компенсаций из бюджета на свои банковские счета, то показатели граф 3 и 7 равны.
Для ТСЖ, ЖК и ЖСК должны быть равны показатели по графам 6 и 7.
В графе 8 указывают общую площадь жилых помещений в МКД на конец отчетного периода. Размер площади должен соответствовать информации, размещенной в ГИС ЖКХ.

Справочный раздел

Данные по объему поданной тепловой энергии без учета отпуска на ГВС (строка 87 графа 3) и электроэнергии на использование и содержание общего имущества (строка 86 графа 4) заполняют в отчете за год.

В графе 5 указывают общую площадь жилых помещений, в графе 6 — площадь общего имущества в МКД.

Информацию вносят по данным договоров ресурсоснабжения для целей оказания коммунальных услуг.

Как самостоятельно проверить правильность заполнения формы

+

Форма статистического отчета объемная, есть множество контрольных соотношений. Если их нарушить, получите логическую ошибку в протоколе сдачи. Для удобства приводим перечень контрольных соотношений из приказа Росстата от 30.07.2021 № 464 (рисунок).

РИСУНОК Контрольные соотношения для проверки формы № 22-ЖКХ (жилище)

Можно ли не сдавать отчет

Если в списке статформ жилищной организации указана форма № 22-ЖКХ (жилище), то сдавать ее нужно. Если организация не ведет деятельность, то сдает «нулевой» отчет.

Если не представить статистическую отчетность или опоздать со сроками сдачи, придется отвечать по статье 13.19 КоАП. Нарушителю грозит штраф: для должностного лица — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организации — от 20 тыс. до 70 тыс. руб.