Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Правда ли, что собственники утратят право выбирать УО?

Правда ли, что собственники утратят право выбирать УО. Разбираем проект Стратегии развития строительства и ЖКХ до 2030 года

Вывести на рынок управления регионального оператора, перевести 80 процентов собраний в онлайн и утвердить единые стандарты в управлении МКД. Такие цели заявил Минстрой в новом проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Российской Федерации до 2030 года, о котором рассказали в статье.

Меняют объект управления

В Стратегии используют понятие «управление жильем», а не многоквартирными домами. Эксперты говорят о том, что это свидетельство новой модели управления. Использование слова «жилье» говорит о том, что власти хотят большего вовлечения собственников помещений в процессы управления. Так, в Конституции используется понятие «жилище». По Конституции жилище может быть не всегда пригодно для постоянного проживания. В Жилищном кодексе речь пока идет не о жилище, а об управлении многоквартирными домами. Управление «жильем» — это частный вопрос и интерес самих собственников помещений.

Придумали региональных операторов по управлению жильем

На местном рынке управления домами Минстрой планирует ввести организации, отобранные региональными властями, — регоператоры по управлению жильем. Они будут гарантировать возмещение ущерба от нарушений, приводящих к авариям в домах. Вероятно, средства для возмещения планируют собирать с граждан по принципу создания «общего котла», который работает в схеме с капремонтом.

Пока не ясно, какие полномочия получат регоператоры — это будет понятно позже, если Стратегию утвердят. Но уже сейчас эксперты предостерегают, что собственники могут утратить право свободного выбора управляющей организации.
Региональный оператор, у которого будет поддержка от власти, может вытеснить многих участников рынка управления.

Оставили лицензирование

Мнение и Минстроя, и экспертов по поводу лицензирования менялось, но в новой Стратегии лицензирования деятельности по управлению МКД оставили.

За время действия лицензирования были попытки взять курс на переход от лицензирования к саморегулированию, но пока они затихли. В Стратегии указано, что сформированная система лицензионного контроля обеспечивает публичность и прозрачность процесса смены способа управления. При этом происходит смешение противоположных форм регулирования деятельности в сфере управления МКД — лицензирование и саморегулирование.

Задумали цифровую клиентоцентричную систему управления ЖКХ

Авторы Стратегии считают, что пора развивать клиентоцентричную систему управления в ЖКХ. Клиентоцентричной система должна стать за счет единых стандартов управления, мотивации активности и ответственности собственников. А цифровой — за счет нового проекта «Новый умный дом» на базе ГИС ЖКХ.

В рамках проекта «Новый умный дом» жителям могут предоставить возможность управлять МКД, проводить электронные голосования и пользоваться разными сервисами.

Хотят оставить общее собрание только как заочное голосование через ГИС ЖКХ

Эксперты фиксируют, что в Стратегии вытесняют волеизъявление собственников помещений в привычной им форме. Минстрой дает прогноз, что 80 процентов общих собраний собственников помещений в МКД к 2030 году будут проводить в виде электронного голосования.

Данный прогноз вряд ли сбудется. Заочное голосование через ГИС ЖКХ или другую информационную систему действительно удобно, но не должно отменять иные формы и способы проведения общих собраний.
Модель, которую Минстрой закладывает в Стратегии, не укладывается в концепцию Гражданского кодекса. В главе 9.1 Гражданского кодекса законодатель установил различные формы собраний и способы их проведения. В частности, с 1 июля 2021 года заседание собственников можно провести не только путем совместного присутствия, но и дистанционно, по видеосвязи.

Заложили профессиональную трансформацию в сфере ЖКХ

Ведомство отмечает, что возрастает потребность в специалистах ЖКХ, которые умеют работать с современными технологиями и инструментами. Предлагают развивать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ЖКХ. Цель — снизить дефицит кадров в ЖКХ.

Обучать предлагают и новые кадры, и действующих руководителей в сфере ЖКХ. Для обучающихся запланируют меры стимуляции.

Фиксируют неразвитость института жилищных объединений как способа управления МКД

В Стратегии Минстрой делает вывод о низкой мотивации жителей принимать решения в области управления жильем. Это приводит к тому, что институт управления МКД жилищными объединениями нельзя считать сформированным, а самих собственников помещений — ответственными.

По тексту Стратегии авторы предлагают повышать профессионализм специалистов и руководителей УО, РСО, но не упоминают о развитии жилищных объединений. Эксперты допускают, что это связано с курсом на управление только профессиональными участниками рынка, то есть УО.

В прежнем проекте Стратегии авторы указывали на важность такого института самоорганизации собственников помещений, как ТСЖ, ЖК ЖСК.

Признают, но не решают проблему платежной дисциплины

В Стратегии зафиксировали: в стране нет сформированной культуры оплаты ЖКУ. В итоге накопился большом объем дебиторской и кредиторской задолженности, и со временем проблема только нарастает.

К сожалению, авторы Стратегии не предложили, как решать проблемы долгов в ЖКХ. Хотя именно это направление нуждается в особой концептуальной проработке и введении альтернативных способов работы с долгами. Если быть точным, работы с оплатами, а не с долгами.