Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

РЕЗОЛЮЦИЯ V Всероссийского форума в сфере ЖКХ «Управление многоквартирными домами: векторы развития»

V Всероссийский форум в сфере ЖКХ «Управление многоквартирными домами: векторы развития» (далее – Форум) прошел 26-27 октября 2023 г.  
в г. Москве.

Организаторами Форума выступили Общественная палата города Москвы, Фонд «Институт экономики города», Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-коммунальный Совет», Ассоциация «НП СРО «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в ЖКХ», Ассоциация управляющих организаций «Новое качество».

Основными целями Форума были:

- обсуждение достигнутых результатов существующего регулирования в сфере управления, оценка этих результатов с точки зрения качества управления многоквартирными домами, формирования ответственного коллективного собственника многоквартирных домов и устойчивой рыночной среды по оказанию профессиональных услуг по управлению многоквартирными домами;

- обсуждение сценариев развития системы управления многоквартирными домами и необходимых для этого изменений в действующем законодательстве.

В работе Форума приняли очное участие:

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Г.П. Хованская;

Сенатор Российской Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.Г. Высокинский;

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.В. Разворотнева;

Исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по строительству и ЖКХ
И.А. Булгакова;

Президент Фонда «Институт экономики города», председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы Н.Б. Косарева;

Заместитель губернатора Челябинской области С.В. Шаль;

Заместитель губернатора Ненецкого автономного округа В.В. Соков;

Министр государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области А.А. Кузнецова;

Директор Департамента отраслевого регулирования и тарифов
ООО «Метеор Лифт» Е.П. Солнцева;

Директор АНП «Национальный жилищный конгресс» Т.П. Вепрецкая.

 

На открытии Форума прозвучало приветствие депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомова, который отметил важность обсуждаемых вопросов для повышения качества управления, обслуживания  и эксплуатации жилого фонда и создания благоприятных условий как для проживания граждан, так и развития рынка услуг по управлению многоквартирными домами.

В целом в Форуме приняли участие более 400 участников: представители Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,  
АО «Оператор информационной системы», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов государственного жилищного надзора, банковского сообщества, а также руководители организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, представители некоммерческих организаций, объединяющих как граждан, так и бизнес-сообщества.

Работа Форума проводилась в рамках Пленарной сессии, а также дискуссионных сессий с освещением отдельных тематик спикерами и обсуждением вопросов в контексте этой тематики с участниками Форума, в том числе путем проведения интерактивного опроса.

Пленарная сессия Форума «Оценка результатов десятилетия административного регулирования системы управления многоквартирными домами: нужно ли что-то менять?» была посвящена обсуждению существующей ситуации в сфере управления многоквартирными домами, эффектов, которых удалось достичь благодаря институту лицензирования предпринимательской деятельности в сфере управления, о проблемах, а также о возможных решениях проблематики в сфере управления.

В рамках Дискуссионной секции «Что можно изменить для продвижения к сбалансированным отношениям собственников и бизнеса?», обсуждались следующие темы:

Тема 1: Рыночные модели управления многоквартирным домом, обеспечивающие баланс экономических интересов собственников и бизнеса.

В рамках данной темы обсуждалось введение такой рыночной модели управления многоквартирным домом, в основу которой будет положено обособление на отдельном счете платежей собственников помещений в многоквартирном доме на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для формирования «фонда содержания дома» – общих денежных средств собственников.

Тема 2: Принятие решений по управлению многоквартирным домом: распределение полномочий и упрощение процедур.

В рамках данной тематики обсуждалась тема, касающаяся необходимости разделения вопросов общего собрания собственников на те, которые важно отнести к исключительной компетенции общего собрания, и те, по которым принятие решений общим собранием могут быть делегированы представительному органу – совету многоквартирного дома или правлению ТСЖ. Также был затронут вопрос смягчения требований к количеству голосов, которыми принимаются решения общего собрания.

Тема 3: Создание благоприятных условий для предпринимательства в сфере управления многоквартирными домами.

В ходе дискуссии по данной теме обсуждались существующие проблемные вопросы в сфере управления, в том числе необходимость создания условий для повышения качества обслуживания  и эксплуатации жилого фонда, стимулирования инвестиций в его модернизацию, отсутствие конкурентных преимуществ у добросовестных участников рынка и механизмов эффективного, оперативного и непрерывного контроля со стороны потребителя и отраслевого сообщества за выполнением правил и регламентов, а также то, что институт лицензирования с решением этих вопросов не справляется. Участниками дискуссии была отмечена необходимость проработки вопроса развития сферы управления комплексно, а не точечно как происходит сейчас.

Также обсуждался вопрос необходимости перехода к саморегулированию в сфере управления, ввиду того, что за последние 10 лет сформировался рынок управления.

Для его дальнейшего развития необходимо обеспечивать повышение уровня ответственности бизнес-сообщества в лице управляющих организаций за качество жизни граждан и экономическую стабильность самих организаций, в том числе, за счет введения коллективной ответственности членов СРО в сфере управления, совместного их участия в процессе нормотворчества, направленного не только на регулирование деятельности управляющих организаций, но и на развитие сферы управления в целом.

Кроме того, среди участников Форума были проведены интерактивные опросы, по итогам которых:

  1. За то, что нужно дать возможность собственникам помещений в МКД формировать на отдельном счете общие средства для несения общих расходов («фонд содержания дома») высказались 59,8% участников;
  2. За целесообразность передачи полномочий общего собрания по принятию решений по управлению, содержанию и ремонту общего имущества Совету дома или Правлению ТСЖ - 70,7%);
  3. За необходимость понизить кворум повторно созываемого общего собрания, в случае если первое не имело кворума - 86,8%;
  4. Считают, что обязательное саморегулирование позволит решить проблемы в сфере управления, с которыми не справилось лицензирование - 58,6%.

В результате участниками Форума была отмечена важность и необходимость принятия именно комплексных системных мер, направленных на переформатирование подходов к сфере управления, что позволит повысить уровень доверия и лояльности собственников, улучшить качество жилищного фонда, а также создать условия для обновления и укрепления рынка управления, имея ввиду смещение фокуса внимания государственной власти с решения точечных проблем в сфере управления на создание сбалансированной системы правоотношений между всеми участниками.

Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего развития сферы управления жилой недвижимостью, участники Форума признали целесообразным обратиться:

 

  1. I. Управляющим организациям, объединениям управляющих организаций.
  2. Рассмотреть возможность создания на территориях субъектов РФ региональных профессиональных объединений управляющих организаций в виде СРО в целях:

- обмена опытом для формирования единых подходов профессионального сообщества по вопросам формирования стандартов деятельности по управлению, обеспечения контроля исполнения таких стандартов участниками СРО в лице управляющих организаций, а также введение ответственности управляющей организации за неисполнение таких стандартов;

- выработки и обсуждения предложений по совершенствованию законодательства, в том числе для введения обязательного саморегулирования в сфере управления.

  1. Рассмотреть предложение о введении в законодательство положений о праве собственников формировать общие средства собственников помещений в многоквартирном доме, предназначенные для исполнения обязанности по несению бремени общих расходов на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на отдельном банковском счете («фонда содержания дома»).

 

  1. II. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РоссийскойФедерации предложить:
  2. Сформировать и направить предложения в части совершенствования законодательства по вопросам управления жилищным фондом, в том числе с учетом отражения опыта деятельности существующих сегодня на территории субъекта РФ объединений управляющих организации в виде СРО;
  3. Содействовать на территории субъектов РФ объединению управляющих организаций в профессиональные сообщества (СРО) и созданию региональных СРО.

 

III. Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» совместно с Ассоциацией управляющих организаций «Новое качество» и СРО НП «Управляющих компаний жилищно-коммунального комплекса Югры»:

  1. Обобщить поступившие от управляющих организаций и объединений управляющих организаций предложения;
  2. Организовать на площадке Рабочей группы по решению вопросов совершенствования системы управления многоквартирными домами и повышения эффективности ее регулирования при Комитете ГД по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству обсуждение поступивших предложений в целях формирования единого мнения участников рынка управления;
  3. Вынести обобщенные материалы по совершенствованию сферы управления на рассмотрение на площадки Экспертного совета по ЖКХ при Комитете ГД по строительству и ЖКХ и непосредственно Комитета ГД по строительству и ЖКХ.

 

  1. IV. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
  2. В целях решения обозначенных профессиональным сообществом вопросов рассмотреть возможность:

- изменения порядка допуска на рынок управляющих организаций, имея ввиду переход от лицензирования к  обязательному  саморегулированию в сфере управления;

- возложения на органы государственного жилищного надзора в качестве основной функцию осуществления контроля за техническим состоянием жилищного фонда, имея ввиду своевременное осуществление оценки рисков связанных с ухудшением состояния жилищного фонда и возможным причинением вреда жизни и здоровью проживающих в нем собственников;

  1. Продолжить работу по совершенствованию законодательства по вопросам управления жилищным фондом, в частности:

- необходимость упрощения правил принятия и реализации решений общих собраний, имея ввиду определение (минимизацию) перечня вопросов отнесенных к исключительному ведению общего собрания собственников;

- обеспечить формирование дифференцированных перечней работ по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов исходя из состояния многоквартирного дома и возможности и потребности проживающих в нем собственников, а также формирования на основе таких перечней системы ценообразования в сфере управления.

  1. V. Совету Федерации Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации:
  2. Уделить особое внимание и поддержать внесение изменений в законодательство в части совершенствования сферы управления жилищным фондом имея ввиду, в том числе, введение обязательного саморегулирования в сфере управления.