Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Какие локальные документы по охране труда должны быть на предприятии

Какие локальные документы по охране труда должны быть на предприятии

Ольга Гревцева, руководитель направления «Охрана труда» Актион-МЦФЭР

Игорь Иванников, главный редактор Системы Охрана труда

Пакет документов по охране труда, которые должны быть на каждом предприятии. В сборнике – все формы: от положения о СУОТ до акта о расследовании несчастного случая. Документы разложены по обязанностям специалиста: организация службы, медосмотры, обучение, инструктажи. Для каждой формы эксперты Системы составили образец и рекомендации по заполнению.

Чтобы проверить, все ли документы по охране труда есть в организации, выделите специальные дни. Для проверки всех документов за месяц, используйте график рабочих дней от Системы Охрана труда.

График проверки документов по охране труда за месяц

Организация службы ОТ

Организовать службу охраны труда можно тремя способами – назначить штатного специалиста по охране труда, создать службу охраны труда как отдельное структурное подразделение, привлечь стороннюю организацию или специалиста по договору.

Чтобы назначить штатного специалиста, оформите приказ. Для организации структурного подразделения оформите положение о службе охраны труда. Чтобы привлечь стороннюю организацию или специалиста, оформите с ними гражданско-правовой договор.

 Как организовать службу охраны труда, читайте в рекомендации.

Организация СУОТ 

Чтобы организовать систему управления охраной труда, разработайте и утвердите приказом директора положение о СУОТ на основании типового положения, которое утвердил Минтруд приказом от 19.08.2016 № 438н. Далее утвердите политику по охране труда – она может быть частью положения о СУОТ и программу действий по улучшению условий и охраны труда.

Для проверки эффективности СУОТ оформите приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ и план аудита. По итогам проверки эффективности СУОТ оформите отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ и зарегистрируйте его в специальном журнале, если он ведется на предприятии.

Как организовать СУОТ, читайте в рекомендации

Ситуация

Нужно ли ежегодно переутверждать документы по охране труда

Нет, не надо, если документ не утратил актуальности и не истек срок пересмотра.

Работодатель сам решает, когда переутверждать документы (п. 66 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Такой же позиции придерживается Роструд (п. 1 письма от 22.03.2012 № 428-6-1).

Пересмотрите документ, если он утратил актуальность или истек установленный законодательством плановый срок пересмотра. Например, инструкции по охране труда пересматривают не реже одного раза в пять лет (п. 6 Методических рекомендаций Минтруда от 13.05.2004).​​​​​​

Это указано в пункте 67 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н.

Совет

Как не упустить срок пересмотра документов

Чтобы не упустить срок пересмотра документов, назначьте лицо, ответственное за пересмотр каждого документа. Пропишите в приказе о назначении ответственных срок пересмотра и хранения для каждого документа по охране труда.

Оценка профрисков

Для организации оценки профессиональных рисков пропишите регламент оценки в положении организации о СУОТ. Далее сформируйте реестр опасностей по результату выявления этих опасностей на предприятии (п. 34 типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Чтобы устранить или уменьшить выявленные риски, составьте план мероприятий по корректировке рисков. Кроме того, результаты оценки рисков и всех ее промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

План мероприятий и отчет о профрисках – это необязательные документы, но если их оформить, они помогут подтвердить в случае необходимости, что на предприятии надлежащим образом проведена оценка профессиональных рисков (п. 38 типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Как организовать оценку профессиональных рисков, читайте в рекомендации

Контроль по ОТ

Результаты контроля по охране труда в структурных подразделениях предприятия зафиксируйте в акте проверки и журнале учета проверок состояния охраны труда. Затем выдайте виновному работнику предписание об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда (приказ Минтруда от 04.08.2014 № 524н).​​​

Как специалисту по охране труда контролировать соблюдение работниками требований безопасности, читайте в рекомендации

Обучение по ОТ

Чтобы провести инструктажи и обучение по охране труда, разработайте и утвердите инструкции по охране труда, программы инструктажей и программы обучения по охране труда. Оформите перечень действующих инструкций в произвольной форме.

Далее разработайте программу обучения работников оказанию первой помощи.

Для регистрации инструктажей и обучения работников по охране труда оформите журналы:

Если на предприятии освободили работников от первичного инструктажа на рабочем месте, оформите перечень профессий и должностей этих работников и подпишите его у директора.

Для проверки знаний работников оформите приказ о проведении проверки знаний требований охраны труда. По результатам проверки знаний издайте протокол заседания комиссии по проверке знаний и выдайте работникам удостоверения о проверке знаний.

Если по результатам обучения необходима стажировка на рабочем месте, оформите положение о проведении стажировки на рабочем месте и по результатам издайте распоряжение о допуске к самостоятельной работе.

Ситуация

Обязательно ли утверждать перечень инструкций по охране труда приказом по предприятию

Нет, не нужно. Достаточно оформить только сам перечень.

Инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения (п. 9 Методических рекомендаций Минтруда от 13.05.2004). При этом нет обязательных требований к оформлению этого перечня. То есть работодатель оформляет перечень в произвольной форме и сам решает, утверждать ли его приказом или нет.

Организация медосмотров

Выдайте работникам перед медосмотром направления. Выдачу направлений фиксируйте в журнале учета выдачи направлений на предварительный медицинский осмотр.​​​​​​

Для периодического медосмотра оформите список контингента работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и на его основе – поименные списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.

Чтобы провести предрейсовые медосмотры, оформите положение об организации предрейсовых медосмотров.

Факт проведения медосмотров фиксируйте в журнале регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров, журнале регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.

Организовать медицинские осмотры поможет рекомендация

Выдача профилактического питания 

Утвердите перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и т. д.).

Если от работника поступит заявление о замене молока денежной компенсацией, то издайте приказ о замене выдачи молока денежной компенсацией.

Оформить выдачу работникам бесплатного профилактического питания поможет рекомендация

Выдача смывающих и обезвреживающих средств

Утвердите перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств.

Издайте два приказа. Один – об утверждении норм бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств, второй – об организации бесплатной выдачи этих средств работникам.

Выдачу работникам смывающих средств зафиксируйте в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Оформить выдачу работникам смывающих и обезвреживающих средств поможет рекомендация

Выдача СИЗ 

Оформите положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты и утвердите перечень профессий и должностей, на которых выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

После приобретения СИЗ храните на предприятии заверенные копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ.

СИЗ выдавайте работникам по приказу об утверждении норм бесплатной выдачи СИЗ и фиксируйте факт выдачи в личной карточке учета выдачи СИЗ.​​​​

Организовать выдачу СИЗ поможет рекомендация

Расследование НС

При расследовании несчастного случая направьте запрос в лечебное учреждение о тяжести травмы. Получите заключение о тяжести производственной травмы. Затем издайте приказ о создании комиссии по расследованию НС.

Направьте сообщение о произошедшем несчастном случае в ФСС и извещение в ГИТ, в прокуратуру по месту происшествия НС, в территориальное объединение профсоюзов, в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности.​​​​​

По результатам расследования в зависимости от вида НС составьте акт о расследовании группового НС (тяжелого НС, НС со смертельным исходом) и акт расследования НС по форме Н-1.​​​​​

Направьте сообщение о последствиях производственной травмы в ФСС и ГИТ после того, как пострадавший принесет закрытый больничный листок. Далее зарегистрируйте НС в специальном журнале.

Расследовать несчастные случаи – легкий, тяжелый, групповой и со смертельным исходом – поможет рекомендация

Организация спецоценки

Чтобы провести спецоценку условий труда, утвердите приказами состав комиссии по проведению СОУТ и график проведения СОУТ.

Далее составьте перечень рабочих мест, которые надо оценить, и ​​подпишите отчет о результатах СОУТ.

Подайте декларацию в трудовую инспекцию, если на рабочих местах не выявлено вредных или опасных производственных факторов и установлены допустимые и оптимальные условия труда. 

Провести специальную оценку условий труда поможет рекомендация

Проведение мероприятий по ОТ

Издайте приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и утвердите программу действий по улучшению условий и охраны труда. 

Чтобы определить, какую сумму нужно потратить на расходы по охране труда, составьте смету.

На основе перечня мероприятий и сметы расходов на охрану труда разработайте план мероприятий по охране труда.

Чтобы согласовать план мероприятий, направьте руководителю служебную записку. 

Как разработать план мероприятий по охране труда, читайте в рекомендации

Обучение неэлектротехнического персонала

Назначьте приказом ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу группы I по электробезопасности. Утвердите перечень должностей и профессий, которым нужно присвоить группу I по электробезопасности. Зафиксируйте инструктаж в специальном журнале.

Как присвоить группу I по электробезопасности, читайте в рекомендации

© Материал из Справочной системы «Охрана труда»
https://vip.1otruda.ru
Дата копирования: 15.02.2021