Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

10 популярных вопросов августа

Актуально на 1 авг 2025

Екатерина Кожекина, редактор-эксперт справочной системы «Управление МКД»

Мы выбрали самые интересные вопросы ваших коллег, над которыми работали в последнее время. Подготовили по ним короткие ответы с обоснованиями и собрали в один материал.

1. Могут ли по новым правилам отказать в выдаче паспорта готовности к зиме, если у управленца долг перед РСО?

Да, могут.

Оценку готовности к отопительному периоду проводит комиссия. В рамках такой оценки комиссия проверяет, как управленец выполнил требования, которые установлены Правилами обеспечения готовности к отопительному периоду (далее – Правила № 2234). Это предусмотрено пунктами 4, 8 Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденному приказом Минэнерго от 13.11.2024 № 2234.

Чтобы подтвердить готовность к отопительному периоду, нужно подготовить и представить комиссии документы, которые подтверждают выполнение требований, установленных подпунктами 11.1–11.4 пункта 11 Правил № 2234. К таким документам относят в том числе акт сверки расчетов за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, горячую воду, оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности на дату проверки, подтверждающий отсутствие задолженности, либо подписанный сторонами документ об урегулировании порядка погашения задолженности.

Подробнее – в рекомендации Как подготовить МКД к отопительному периоду и получить паспорт готовности

2. Как взыскать долг, если собственника-должника признали недееспособным?

Взыскивайте долг с опекуна недееспособного собственника.

Гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, суд может признать недееспособным. Над ним устанавливают опеку. Опекуны становятся представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Такие правила предусмотрены статьей 29 ГК, статьей 32 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опекун обязан вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги за опекаемого, в том числе погасить долг по платежам. Это следует из части 5 статьи 18 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Обратите внимание на судебные акты, где задолженность взыскивали со специализированных учреждений, в которых находились опекаемые:

Смотрите также рекомендацию Восемь инструментов, чтобы получить оплату долга за ЖКУ в досудебном порядке

3. Что должна сделать УО, если собственники обратились к ней с просьбой провести ОСС?

УО выполняет организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению собрания.

Собственники помещений в МКД, обладающие не менее чем 10 процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в этом доме, вправе обратиться в УО, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК для организации проведения ОСС. Обратиться можно в письменной форме либо с помощью ГИС ЖКХ или региональной информационной системы. В обращении собственники должны сформулировать вопросы повестки дня собрания (ч. 6 ст. 45 ЖК).

По обращению собственников УО выполняет мероприятия, которые необходимы для проведения ОСС:

Такие правила следуют из части 6 статьи 45 ЖК. В сообщении об ОСС необходимо указать сведения, которые перечислены в части 5 статьи 45 ЖК. Итоги собрания доводят до сведения собственников помещений в порядке, установленном частью 3 статьи 46 ЖК.

При этом инициаторами ОСС указывают тех собственников, которые направили обращение в УО.

Подробнее – в рекомендации Как эффективно провести ОСС, чтобы жители утвердили нужное решение

4. Обязан ли диспетчер принять заявку от гражданина, который не назвал свои Ф. И. О. и контактный телефон?

Да, обязан.

Граждане не обязаны сообщать Ф. И. О. и номер телефона, когда обращаются в АДС. Даже если заявка поступила от лица, которое отказывается передавать контактную информацию, нужно зафиксировать эту заявку в журнале учета и провести проверку. Такое правило следует из раздела IV Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416.

Подробнее – в рекомендации Как организовать работу аварийно-диспетчерской службы

5. Может ли правление ТСЖ самостоятельно потратить деньги, которые сэкономили от хозяйственной деятельности товарищества?

Нет, не может. Законодательство не наделяет правление ТСЖ правом самостоятельно решать, как потратить сэкономленные средства.

Правление составляет смету доходов и расходов ТСЖ на год. Устав товарищества или решение общего собрания членов ТСЖ определяют порядок расходования предусмотренных сметой средств, в том числе сэкономленных от хозяйственной деятельности товарищества. Такое правило следует из части 2 статьи 135, пункта 3 статьи 148, части 3 статьи 152 ЖК.

Подробнее – в рекомендациях:

Что такое смета в ТСЖ: зачем нужно, когда составлять и как изменить

Как создать и использовать резервный фонд в ТСЖ

6. Что предпринять, если не нашли свой дом в региональной программе капитального ремонта?

МКД могли не включить в регпрограмму капремонта общего имущества или исключить из нее. Обратитесь для разъяснения ситуации в орган МСУ или уполномоченный орган субъекта РФ (для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя). Например, в местную администрацию или региональное правительство.

В регпрограмму включают все МКД, которые расположены на территории субъекта РФ. Правило касается и тех МКД, в которых все помещения принадлежат одному собственнику. Случаи-исключения, когда МКД не включают в региональную программу капремонта или исключают из нее, устанавливают часть 2 статьи 168, часть 2 статьи 174 ЖК.

Подробнее – в рекомендациях:

Как сформировать фонд капитального ремонта на специальном счете

С кого и когда собирать взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД

7. Обязана ли УО направлять собственникам помещений платежные документы за ЖКУ в запечатанном виде или в конвертах?

Нет, не обязана. Исключение – такую обязанность прописали в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель обязан представлять потребителям платежные документы для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Такое правило предусмотрено частью 2 статьи 155 ЖК, пунктом 67 Правил № 354. В платежном документе указывают информацию, которая предусмотрена пунктом 69 Правил № 354.

При этом законодательство не определяет способы доставки платежных документов в бумажном виде, в том числе обязанность УО доставлять их в запечатанном виде или в конвертах. Но способ доставки можно установить в договоре, который содержит положения о предоставлении коммунальных услуг. Для УО – в договоре управления МКД. Такие правила следуют из пунктов 9, 19 Правил № 354.

Поэтому, если договор управления МКД содержит условие о необходимости доставлять платежные документы в запечатанном виде или в конвертах, такой способ доставки будет обязательным.

Обратите внимание, что доставка управленцем платежных документов в почтовый ящик собственника, ключи от которого есть только у него, не означает нарушение Закона о персональных данных.

Подробнее – в рекомендации Как составить платежный документ на оплату ЖКУ

8. Вправе ли управленец самостоятельно нанять охрану или консьержа в подъезды МКД?

Нет, не вправе.

Услуги охраны и консьержа относят к прочим работам и услугам по содержанию МКД. УО вправе оказывать такие услуги, если их утвердило ОСС. Без согласия собственников помещений выполнять дополнительные работы и услуги за плату нельзя. Запрет следует из части 3 статьи 16 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и подкреплен многочисленной судебной практикой.

Подробнее – в рекомендации Как утвердить прочие услуги и работы при способе управления МКД УО

9. Вправе ли собственники помещений распоряжаться расчетным счетом УО и остатком денежных средств на нем?

Нет, не вправе.

Жители МКД не имеют полномочий распоряжаться расчетными счетами УО как юридического лица. Также они не могут диктовать УО, сколько счетов открывать. УО определяет это самостоятельно.

Расчетный счет открывают в банке, чтобы хранить денежные средства и проводить расчеты с другими юридическими и физическими лицами. Это основной счет организации. По этому счету проходят все платежи, связанные с управлением МКД и иной деятельностью УО:

Об открытии расчетного счета сообщать в налоговые органы и Соцфонд не требуется.

Подробнее – в рекомендации Сколько и каких счетов должно быть у управляющей МКД организации

10. Как реагировать управленцу, если жители жалуются на собственника, который развел антисанитарию?

В такой ситуации управленец может обратиться:

Также соседи собственника вправе обратиться в суд. Так как его действия мешают соседям пользоваться своей собственностью, то можно обратиться с иском в рамках статьи 304 ГК. Однако в этом случае соседям придется доказывать нарушение их прав.

Подробнее – в рекомендации Какие обязанности есть у собственника помещения в МКД и как действовать, если он их не исполняет

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 01.08.2025