Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Как действовать, если потребитель намерен получить штраф за нарушение в расчете платы за коммунальную услугу

Актуально на 19 фев 2024

Анна Лежнина, главный редактор справочной системы «Управление МКД», член подкомитета ТПП РФ по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью

Виталий Перелыгин, главный редактор информационных продуктов для малого бизнеса

Исполнитель коммунальных услуг в МКД (УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК) получил от собственника помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда в таком доме (далее – потребитель) заявление о выплате штрафа. Основание – исполнитель нарушил порядок расчета платы за коммунальную услугу (ч. 6 ст. 157 ЖК).

В сложившейся ситуации нужно сделать две вещи:

Если потребитель прав, необходимо:

Условия и порядок выплаты штрафа за нарушение порядка расчета платы за КУ предусматривают части 6–7 статьи 157 ЖК, пункты 155(1)–155(2) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Ситуация

Как избежать штрафа, если управляющая МКД организация нарушила порядок расчета платы за коммунальные услуги

Если вы обнаружили ошибку в расчетах платы за коммунальные услуги, сделайте перерасчет до того, как пользователь потребует выплатить штраф или оплатит ЖКУ. Тогда штраф можно будет не выплачивать. Если вы докажете, что ошибка в расчетах произошла по вине потребителя, штраф также можно не выплачивать. Это предусматривает часть 6 статьи 157 ЖК.

Этап 1. Зарегистрируйте заявление о выплате штрафа

Поступившее заявление о выплате штрафа зарегистрируйте в реестре входящей корреспонденции.

Отказать в рассмотрении заявления вы не вправе. В частности, рассмотреть его нужно независимо от того, как потребитель назвал документ – обращение, претензия или как-то иначе.

Закон не предусматривает специальных требований к содержанию заявления или способам его направления. Любой потребитель вправе требовать компенсацию за неправильно рассчитанную плату за коммунальные услуги. Для этого он должен направить в УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК письменное заявление о выплате штрафа (ч. 6 ст. 157 ЖК, п. 155(1) Правил № 354).

Этап 2. Проверьте начисление платы за коммунальную услугу

В течение 30 дней с даты, когда вы получили заявление о выплате штрафа, проверьте правильность исчисления размера платы за коммунальную услугу. Для выплаты штрафа должны присутствовать четыре основания:

Если хотя бы одно из оснований отсутствует, то выплачивать штраф вы не должны.

По результатам проверки примите одно из решений:

Признать нарушение и выплатить потребителю штраф вы можете полностью или частично. Эти требования устанавливает пункт 155(1) Правил № 354.

Совет

о результатах проверки и принятом решении сообщите потребителю. Так он увидит, что его заявление действительно рассмотрели.

 

Ситуация

Должна ли управляющая МКД организация выплатить штраф потребителю, если неправильный расчет платы за коммунальные услуги произвел РКЦ

Да, должна.

Вы отвечаете перед потребителями за действия лица, привлеченного к расчету платы за коммунальные услуги (п. 155 (1) Правил № 354).

Однако после выплаты штрафа есть шанс добиться того, чтобы РКЦ вернул вам израсходованную сумму или ее часть. Для этого проверьте условия договора с РКЦ. Так, договор может предусматривать, что РКЦ возмещает расходы на выплату потребителям штрафов за ошибки в расчетах (ст. 421 ГК). Если такое условие есть, вы вправе потребовать возмещения.

Этап 3. Определите размер штрафа

Если по результатам проверки вы решили выплатить штраф, определите его размер.

Сумму штрафа рассчитайте как половину от суммы превышения, которое вы допустили. Например, если правильный платеж за ГВС – 500 руб., а в платежке указана сумма 600 руб., то превышение составляет 100 руб. Значит, штраф составит 50 руб.

Этап 4. Выплатите штраф потребителю

Способ выплаты штрафа зависит от того, есть ли в отношении потребителя вступившее в силу решение суда о непогашенной задолженности за коммунальную услугу. Однако в любом случае штраф нужно выплатить не позднее двух месяцев со дня, когда вы получили заявление от потребителя. Такой порядок предусматривают часть 7 статьи 157 ЖК, пункт 155(2) Правил № 354.

Если судебного решения нет, снизьте размер платы за коммунальную услугу на сумму штрафа. В платежном документе укажите размер и основания перерасчета (подп. «ж» п. 69 Правил № 354). Например, если вы используете форму, утвержденную приказом Минстроя от 26.01.2018 № 43/пр, то информацию о штрафе предусмотрите в разделе 3.

Пример

Пример выплаты штрафа потребителю

4 апреля УО получила обращение потребителя Н. о том, что за март ему выставлен счет за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» с применением повышающего коэффициента 1,5. Потребитель не согласился с расчетом и потребовал выплатить штраф.

Бухгалтер УО проверил расчет платы и установил: повышающий коэффициент 1,5 применен ошибочно, что необоснованно увеличило плату.

Штраф составил 204 руб. Поэтому в платежный документ за апрель бухгалтер включил информацию о перерасчете и снизил размер платы за ГВС на сумму штрафа.

Если судебное решение есть, снизьте размер задолженности на сумму штрафа. Это необходимо сделать вплоть до его выплаты в полном объеме.

© Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»
https://1umd.ru
Дата копирования: 19.02.2024