Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Законопроекты апреля

3 апреля 2024г.
Все проекты законов и других нормативных документов, которые повлияют на работу УО, ТСЖ, ЖСК, мы собрали в едином материале. Здесь вы найдете информацию о самом законопроекте, его номер, статус рассмотрения и сможете перейти к самому тексту проекта.

Коммунальные услуги

1. В Госдуме предложили освобождать от месячной платы за КУ, если отопления не было хотя бы один день

Депутаты от фракции «Новые люди» предложили освобождать граждан от платы за отопление за весь месяц, если в квартире не было тепла даже один день. Изменения предусмотрены в статью 157 ЖК. Такой законопроект № 532884-8 рассматривают в первом чтении.

В настоящее время исполнитель коммунальных услуг, который предоставляет эти услуги ненадлежащего качества или с перерывами больше установленной продолжительности, обязан сделать перерасчет. Однако зачастую такие перерасчеты проводят только за дни, когда коммунальную услугу не оказали. Таким образом, поставщик услуг теряет незначительные средства, что не мотивирует его модернизировать сети и оказывать услуги надлежащего качества, считают авторы законопроекта.

Поэтому необходимо законодательно закрепить дополнительные инструменты по защите прав потребителей: предоставить гражданам право не оплачивать некачественную коммунальную услугу за целый месяц, если температура в квартире в отопительный период упала ниже допустимой хотя бы на один день и более. Усиление ответственности поможет предотвратить злоупотребления со стороны поставщиков услуг, мотивирует их поддерживать коммунальные сети в рабочем состоянии и работать на предупреждение аварий.

2. Роспотребнадзор ограничит сроки планового отключения ГВС

Сроки отключения ГВС для проведения планово-профилактических работ ограничат до 14 суток. Роспотребнадзор подготовил соответствующие изменения в санитарные нормы. В Госдуме в целом поддержали предложения. 

В 2021 году утратил силу СанПиН 2.1.2.2645-10. Он содержал требование отключать ГВС на срок не более 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов, напомнили в Роспотребнадзоре. Теперь региональные органы сами устанавливают продолжительность ремонта, срок в две недели лишь рекомендован Правилами № 170. Но эти рамки не всегда соблюдают – Роспотребнадзор отметил, что получает многочисленные жалобы от граждан и организаций по этому вопросу.

Поэтому в службе решили изменить санитарные требования и установить положение о максимальных сроках отключения горячей воды в 14 суток. Если тепловые компании нарушат требования, им грозят санкции по статье 6.3 КоАП. Максимальное наказание для юрлиц — приостановление деятельности до 90 суток.

Зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева поддержала возврат ограничений в санитарные требования. Она также отметила, что есть регионы, в которых ремонтные работы идут более 14 дней. Но пока невозможно оценить, сколько в них в среднем требуется времени на ремонт. Отслеживать аварийность в системе теплоснабжения только начали, а без этих данных сложно судить о состоянии сетей и времени необходимой профилактики, разъяснила Разворотнева. Как правило, регионы стараются уложиться в две недели. Те, кто превышает эти сроки, на практике сталкиваются с изношенностью инфраструктуры. Это характерно для малых городов, добавила она.

3. Минприроды продолжает обсуждать новые правила учета ТКО

Минприроды продолжает обсуждать с заинтересованными организациями новые Правила коммерческого учета ТКО. Госорган предложил установить среднюю плотность ТКО 0,1 тонн/куб. м. Однако учитывать ли отходы в килограммах или тоннах, пока не решили. Также в правилах планируют уточнить требования к средствам измерений ТКО и подходы к учету раздельно накапливаемых ТКО. 

Согласно правилам коммерческий учет ТКО осуществляется либо расчетным путем, либо исходя из измерений. По новым правилам регоператор сможет отказать в выборе способа учета ТКО средствами измерения, если не ведется раздельный сбор ТКО. При этом должны будут соблюдаться два параметра. Во-первых, региональные и муниципальные власти должны создать возможность раздельного сбора ТКО. Во-вторых, организация или собственники многоквартирного дома должны официально подтвердить, что ТКО будут накапливать раздельно.

Расчетный метод допускает использование нормативов накопления или расчета объема или массы отходов. Сложность в расчете массы ТКО связана с отсутствием данных о плотности ТКО. Теперь предлагают утвердить единую для всей России среднюю плотность ТКО.

Правилами установят и требования к средствам измерения массы ТКО. Перед эксплуатацией средство измерения должно быть допущено специальной комиссией. При проверке внимание обращается на соответствие заводских номеров, схем установки, на работоспособность оборудования. Если оборудование выйдет из строя, расчет будет произведен по формуле.

Новый документ заменит постановление Правительства от 03.06.2016 № 505. С документом и этапами согласования также можно ознакомиться на портале проектов НПА. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке.

4. Плата за воду в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе может увеличиться

Минстрой предложил разрешить властям городов федерального значения самостоятельно определять величину повышающих коэффициентов для потребителей, которые не установили ИПУ или просрочили их поверку. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия. 

Сейчас для всех субъектов РФ Правила № 354 устанавливает повышающий коэффициент за отсутствие ИПУ воды в размере 1,5. Проект постановления предоставляет право Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю устанавливать другие величины коэффициентов. Они могут быть и выше.

Собственники помещений в МКД обязаны были установить ИПУ до 1 июля 2012 года, а в Крыму и Севастополе – до 1 января 2019 года. Однако в городах федерального значения часть помещений в МКД до сих пор не оборудована приборами учета. При этом в квартирах фактически проживает значительно больше людей по сравнению ‎с зарегистрированными, указывают авторы проекта постановления. В результате растут начисления на общедомовые нужды и вероятность дополнительных расходов управляющих МКД организаций. Для решения проблемы проект предлагает усилить ответственность за отсутствие ИПУ воды либо их несвоевременную поверку.

5. Правила обращения с ТКО предлагают изменить

Минприроды подготовило новые правила обращения с ТКО. Действующие правила предлагают отменить. Такой проект постановления опубликован на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Проект постановления закрепляет:

  • порядок накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
  • порядок заключения договора по обращению с ТКО и типовые формы договора и заявки потребителя;
  • обязанность для потребителей разделять ТКО по видам и группам отходов, складировать их в отдельных контейнерах;
  • возможность использовать фото- и видеофиксацию для контроля за состоянием контейнерной площадки и учета количества вывозимых отходов;
  • основания лишения статуса регионального оператора по обращению с ТКО;
  • понятие «мусороперегрузочная станция».

Источник: Минприроды.

6. Минстрой снова предлагает поменять Правила № 354

Минстрой подготовил проект постановления с масштабными изменениями к Правилам № 354 – они касаются большинства разделов нормативного документа. Проект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия. 

Авторы проекта указали, что проект предусматривает следующие изменения:

  • обновляет порядок расчета платы за отопление – учли все варианты конструктивных особенностей МКД;
  • решает проблему перерасчета, если потребители поздно передали показания приборов учета;
  • усиливает ответственность потребителей при непредоставлении данных о временно проживающих, недопуске исполнителя для проверок приборов учета и т. д. – ввели дополнительные повышающие коэффициенты;
  • исключает необходимость вводить ограничение предоставления коммунальных услуг до прекращения их предоставления, оптимизирует процедуру прекращения КУ;
  • регулирует вопросы использования персональных данных исполнителями КУ;
  • исключает необходимость дублировать положения Правил № 354 в договорах управления МКД;
  • вводит возможность для потребителя отказаться от бумажного платежного документа.

Кроме того, Минстрой освобождает себя от обязанности разъяснять Правила № 354. Такая обязанность затрудняла применение разъяснений, которые давали органы ГЖН, считают в министерстве.

7. При прямых договорах санкции за некачественные КУ будут жестче

Власти предлагают повысить штрафы для ресурсников за нарушение качества предоставления коммунальных услуг гражданам. Изменения предусмотрены в статье 7.23 КоАП. Для управляющих МКД организаций санкции за аналогичные нарушения не поменяются. Такой законопроект № 1143914-7 должны были рассмотреть в Госдуме во втором чтении в июне 2022 года, однако рассмотрение перенесли на более поздние сроки. Конкретные сроки переноса не уточняются.

В настоящее время штрафы за нарушение качества КУ составляют от 5 тыс. до 10 тыс. руб. независимо от того, кто виноват в нарушении. Размеры штрафов не пересматривали с 2007 года.

Законопроект вводит отдельные санкции для РСО и одновременно ужесточает их. За первое нарушение предлагают штрафовать до 50 тыс. руб., за повторённое – до 200 тыс. руб. Сейчас для ресурсников штрафы незначительны. Поэтому им проще и дешевле нарушать, чем предоставлять вовремя качественные услуги, указывает председатель Госдумы Вячеслав Володин.

8. Минстрой предлагает платить за отопление только в течение отопительного периода

Минстрой предлагает всем регионам перейти на оплату и расчеты за отопление в течение отопительного периода. Изменения предусмотрены в Правила № 354. Такой проект постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Проект постановления предусматривает поэтапный переходный период, который длится до 1 января 2024 года. Региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода.

Новый порядок оплаты будут применять с начала отопительного периода года, в котором приняли решение, либо со следующего календарного года. Исключение предусмотрено только для Москвы. Московские власти смогут устанавливать особенности определения способа и порядка оплаты отопления. Аналогичные изменения Правительство внесло в Госдуму законопроектом № 340155-8. Изменения предусмотрены в статье 157 ЖК и Законе о статусе столицы. 

Также проект уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии при выходе прибора учета из строя. Предлагают порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. Для этого среднемесячный объем нужно будет рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней отопления с поправкой на температуру наружного воздуха.

9. Тарифы на коммунальные услуги предлагают устанавливать на пять лет

ФАС предложила изменить срок, на который устанавливают тарифы на КУ, и утверждать их на пять лет. Тарифы можно будет корректировать, но в исключительных случаях — их установит Правительство. Такой законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Проект получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, находится на доработке. 

Законопроект предлагает рассчитывать тарифы четырьмя методами. Авторы изменений считают, что новые методы сделают расчет прозрачнее. При этом потребители смогут рассчитать и определить правильность тарифа. Сейчас ФАС фиксирует большое количество жалоб из-за разногласий между гражданами, управляющими МКД организациями и коммунальщиками. Нововведение должно снизить их число и сделать расчет тарифов более понятным.

Тарифы по-прежнему будут расти в рамках установленного для региона индекса платы граждан либо выше инфляции при реализации масштабных инвестиционных программ.

Содержание и ремонт МКД

1. Принудительный перевод ФКР на счет регоператора предлагают упростить

Костромская областная дума предложила упростить процедуру, при которой орган МСУ вправе сменить способ формирования фонда капремонта со спецсчета на регоператора. Для этого уменьшить процент задолженности собственников по взносам, когда возможен принудительный перевод средств. Изменения предусмотрены в статью 173 ЖК. Такой законопроект № 557516-8 внесли в Госдуму 20 февраля и планируют рассматривать в весеннюю сессию. 

Сейчас, если размер поступивших взносов на капремонт МКД со спецсчетом менее 50 процентов от размера начисленных, собственники в таком доме обязаны погасить задолженность в установленные сроки. В противном случае орган МСУ вправе принять решение об изменении способа формирования фонда со спецсчета на регоператора, и владелец счета обязан перечислить ему все собранные деньги (ст. 173 ЖК). Однако установленный уровень собираемости платежей недостаточен, чтобы стимулировать собственников своевременно проводить капремонт, считают авторы законопроекта. Например, в Центральном федеральном округе в большинстве регионов от 5 до 30 процентов МКД, где ФКР формируют на спецсчете, собираемость менее 85 процентов. И это уже не позволяет вовремя провести капитальный ремонт в таких домах.

Поэтому авторы законопроекта предлагают увеличить установленный 50-процентный уровень собираемости взносов на капремонт до 85 процентов. То есть допустимый уровень задолженности собственников уменьшится с 50 до 15 процентов. По мнению авторов изменений, это позволит стимулировать платежи и своевременно проводить капитальный ремонт.

2. Правительство предложило усилить контроль за капремонтом в МКД

Правительство предложило наделить органы ГЖН дополнительными полномочиями по контролю за капремонтом общего имущества в МКД со спецсчетами. Изменения предусмотрены в ЖК и в Закон о ГИС ЖКХ. Такой законопроект № 416434-8 Госдума приняла в первом чтении 17 октября 2023 года и ожидает поправки к законопроекту.

Предлагают усилить контроль за использованием средств на специальных счетах капремонта со стороны владельцев спецсчетов, фондов капремонта и подрядных организаций. Для этого органы ГЖН необходимо наделить дополнительными полномочиями, указывают авторы изменений. Они должны вести реестры:

  • уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капремонта;
  • специальных счетов;
  • протоколов ОСС о проведении капремонта в МКД, где фонд формируют на спецсчете.

Также они будут информировать орган МСУ и регионального оператора о МКД, собственники в которых не выбрали способ формирования фонда капремонта или не реализовали его. При этом в ГИС ЖКХ необходимо будет размещать акт по результатам строительного контроля при капремонте в МКД, в котором фонд формируют на спецсчете.

Правительство подготовило изменения по поручению Президента. Они должны усовершенствовать контроль за использованием средств на специальных счетах. Предполагают, что новые нормы вступят в силу 1 сентября 2024 года.

3. Минстрой разработал требования к безопасности строительных материалов и изделий

Минстрой разработал проект технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий». Он предназначен, в том числе для потребителей (приобретателей) строительных материалов и изделий, а значит, понадобится и управляющим МКД организациям. Проект размещен на федеральном портале проектов НПА. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Проект регламента предусматривает обязательные требования к строительным материалам и изделиям, а также правила оценки соответствия. Когда регламент вступит в силу, их необходимо будет применять на таможенной территории Евразийского экономического союза при возведении, реконструкции, реставрации, эксплуатации и капитальном ремонте зданий и сооружений различного назначения, в том числе МКД. Также документ содержит требования к производству, монтажу, наладке, эксплуатации, хранению, перевозкам, реализации и утилизации материалов и изделий, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования.

Источник: проект технического регламента от 04.07.2023

4. Санкции за ненадлежащее содержание ВДГО и ВКГО могут ужесточить

Группа сенаторов предлагает дополнительные санкции за нарушения при содержании ВДГО и ВКГО. Существующие наказания хотят ужесточить. Изменения предусмотрены в КоАП. Такой законопроект № 395162-8 рассматривают во втором чтении.

Авторы изменений отметили частые аварийные ситуации при использовании газа в быту. Основная причина аварий – неудовлетворительное техническое состояние газового оборудования, дымовых и вентиляционных каналов в МКД. Существующих мер ответственности за такие нарушения недостаточно, они не позволяют предотвратить взрывы газа. Изменить ситуацию поможет ужесточение санкций, указали авторы законопроекта.

Новые наказания

Законопроект предусматривает дополнительные наказания:

  • за невыполнение работ по содержанию дымовых и вентиляционных канав и нарушение таких работ;
  • выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию ВДГО лицом, которое не соответствует требованиям к специализированной организации;
  • исполнение договора о техобслуживании и ремонте ВДГО, ВКГО специализированной организацией в отсутствие соглашения на аварийно-диспетчерское обеспечение с газораспределительной организацией;
  • непредставление специализированной организации информации об изменении состава ВДГО, ВКГО;
  • отказ в допуске представителя организации для проверки технического состояния, очистки и ремонта дымовых и вентиляционных каналов;
  • нарушение требований к выполнению работ по техническому диагностированию ВДГО, ВКГО;
  • самовольную установку, монтаж, демонтаж, замену, перенос или иное переустройство ВДГО, ВКГО и приборов учета газа без привлечения специализированной организации.

Увеличение штрафов

Предлагают также повысить уже существующие штрафы:

  • за незаключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, ВКГО;
  • отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, ВКГО;
  • отказ от замены оборудования в составе ВДГО, ВКГО, если это обязательно.

За такие нарушения штраф увеличится для граждан – до 10 тыс., для должностных лиц – до 100 тыс., для юрлиц – до 500 тыс. руб. Также значительно вырастут штрафы, если нарушения привели к аварии, угрозе вреда жизни и здоровью людей и повторные нарушения.

5. Ежедневная влажная уборка МОП официально станет необязательной

Роспотребнадзор официально упразднит обязанность УО, ТСЖ ЖСК проводить ежедневную влажную уборку МОП. При этом закрепят обязанность собственников проводить дератизацию и дезинсекцию в своих помещениях. Такие изменения предусмотрены в СанПиН 2.1.3684-21. Соответствующий проект размещен на федеральном портале проектов НПА. Публичное обсуждение проекта закончилось, он проходит оценку регулирующего воздействия. 

1 марта 2021 года СанПиН 2.1.3684-21 обязал УО, ТСЖ ЖСК ежедневно убирать МОП с помощью моющих и чистящих средств. Но большинство управленцев оказались к этому не готовы — не было достаточно финансовых и трудовых ресурсов. Тогда Роспотребнадзор разъяснил, что периодичность уборки все-таки устанавливают с учетом жилищного законодательства и определяют решением ОСС, условиями договора управления или планом работ в ТСЖ, ЖСК (письмо от 15.03.2021 № 02/4905-2021-23). Но норма в СанПиН осталась.

Поэтому Роспотребнадзор подготовил изменения, которые официально предусматривают проводить влажную уборку МОП с кратностью, которая установлена жилищным законодательством. Периодичность влажной уборки может составлять от одного раза в неделю или в месяц в зависимости от времени года. Это должно значительно уменьшить финансовые затраты как для управляющих МКД организаций, так и для собственников помещений, указали авторы проекта.

Кроме того, проект закрепляет обязанность управленцев проводить дератизационные и дезинсекционные работы только в местах общего пользования МКД. Дератизацию и дезинсекцию в жилых помещениях должны проводить собственники этих помещений.

6. Минстрой предлагает усилить контроль за средствами на спецсчетах капремонта

Минстрой подготовил законопроект, который должен усилить контроль за использованием средств со спецсчетов капремонта в МКД. Такой законопроект разместили на портале проектов нормативных актов. Проект получил положительную оценку регулирующего воздействия. Сейчас проходит антикоррупционную экспертизу.

Законопроект предусматривает следующие изменения:

  • орган ГЖН ведет реестр протоколов ОСС с решениями о проведении капремонта;
  • собственники, которые формируют ФКР на спецсчете, должны проводить строительный контроль работ по капремонту и размещать акт такого контроля в ГИС ЖКХ;
  • банк должен удостоверить факт размещения в ГИС ЖКХ копии протокола ОСС об оказании услуг, выполнении работ по капремонту;
  • банк перечислит подрядчику средства со спецсчета, если получит в том числе договор услуг по строительному контролю и акт ‎по результатам контроля.

7. УО могут лишиться права быть владельцами спецсчетов на капремонт

В Общественном совете при Минстрое предложили запретить УО быть владельцами спецсчетов капремонта общего имущества в МКД. В совете считают, что УО часто делают ремонт по завышенным ценам или вообще его не проводят. Соответствующий законопроект направили в Минстрой.

Некоторые УО фактически воруют деньги со спецсчетов капремонта. Например, тратят средства на работы по завышенным сметам или платят подставным фирмам, которые ничего не делают, указывают авторы изменений. Часто УО также используют средства со спецсчета на текущий ремонт, за который жители платят отдельно.

Предлагаемые изменения должны уменьшить злоупотребления и помочь бороться с мошенничеством при капремонте. Если предложенный законопроект примут, МКД со спецсчетом придется сменить на регоператоров или создать ТСЖ, которые станут владельцами счета.

Источник: Общественный совет при Минстрое.

8. Провайдеры получат свободный доступ в МКД

Законодатели предоставили операторам связи бесплатный доступ в МКД для размещения и эксплуатации оборудования. Такой законопроект № 237186-8 Госдума приняла в третьем чтении 27 марта. Изменения предусмотрены в ЖК и в Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». 

Законопроект предусматривает, в том числе:

  • безвозмездно размещать сети связи в МКД и допускать к ним операторов связи, за исключением платы за электроэнергию;
  • размещать сети связи в МКД по желанию любого собственника и нанимателя без решения ОСС;
  • установить Правительством единый порядок для размещения сетей связи в МКД оператором связи, который заключил договор с собственником или нанимателем жилого помещения.

Когда собственники заключают с оператором связи договор на оказание услуг, они реализуют таким образом свое конституционное право на доступ к информации. Но на практике граждане часто не могут это сделать – чтобы разместить оборудование связи в МКД, нужно согласие не менее 2/3 собственников на ОСС. Обеспечить присутствие на собрании собственников в таком количестве практически невозможно. Это приводит к злоупотреблениям со стороны управляющих МКД организаций и ущемляет права собственников, указали авторы изменений. Законопроект должен защитить права граждан – создать равные условия доступа всех операторов связи к инфраструктуре МКД.

9. В Госдуме предложили отсрочить изменения по расчетам за КР на СОИ

Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ предложил Правительству отложить до лета 2024 года изменения в правилах расчета за КР на СОИ, которые предусмотрены постановлением № 92. Почти в половине регионов прогнозируют повышение платежей, указали в комитете. Чтобы не допустить увеличения платы в текущей ситуации, депутаты предлагают отсрочить изменения. 

Председатель комитета Сергей Пахомов считает новый порядок расчета правильным, особенно для новостроек. Если в доме есть ОДПУ и индивидуальные приборы учета, то уже понятно, сколько ушло потребителям, а сколько — на общедомовые нужды. Постановление № 92 стимулирует собственников экономить и следить за общим имуществом, отметил Пахомов. Однако расчеты не всегда могут быть справедливыми, считает депутат, так как не все собственники установили ИПУ.

Поэтому, чтобы не допустить подорожания услуг, комитет предложил Правительству несколько мер. В частности, предлагают сдвинуть срок вступления изменений по КР на СОИ в силу на лето 2024 года и установить повышающие коэффициенты при отсутствии ИПУ в границах от 1,5 до 3 по решению субъектов РФ. Также предлагают установить правила, по которым дополнительные доходы управляющих МКД организаций от повышающих коэффициентов можно направлять на погашение общедомовой разницы. Если плата за КР на СОИ превысит три процента, следует разделить платеж на 12 месяцев, считают в комитете.

10. Окна предложили включить в состав общего имущества в МКД

Окна предлагают включить в состав общего имущества, чтобы их можно было поменять в рамках капитального ремонта МКД. С такой инициативой в адрес председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ обратилась Светлана Разворотнева. В Госдуме инициативу в целом поддерживают. 

От качества окон зависит и внешний облик МКД, и его энергоэффективность. Поэтому правильно было бы менять окна централизованно во время капремонта. Меру можно обсудить в ходе подготовки ко второму чтению законопроекта, который предполагает обязательное техобследование домов перед формированием графика работ капремонта, указала Разворотнева. Инициативу поддержал член Комитета по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Такая замена окон может сэкономить гражданам их личные средства, считает депутат.

Сейчас окна не включают в перечень элементов общего имущества в МКД. Поэтому их невозможно заменить в рамках капремонта, отметил руководитель комиссии по контролю имущественных прав собственников квартир НП «ЖКХ Контроль». При этом собственники часто годами не меняют окна, что ухудшает качество жизни во всем доме. Повышается влажность, а постоянный сквозняк увеличивает потребление тепла. Это в том числе приводит к росту платежей за ЖКУ, подчеркнул эксперт.

11. Минстрой обновил требования энергоэффективности МКД

Минстрой подготовил проект приказа, который меняет требования энергетической эффективности МКД и порядок определения класса энергоэффективности. Документ должен устранить формальные противоречия между разными актами, указал замминистра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко.

Проект приказа исключает необходимость подтверждать нормируемые энергетические показатели с помощью инструментально-расчетных методов. Также прописали новые требования к определению класса энергоэффективности МКД.

Проект приказа размещен на федеральном портале проектов нормативных актов. 

Читайте также: Как разработать и утвердить мероприятия по энергосбережению в МКД

Общее собрание собственников

1. Общее собрание можно будет проводить через «Госуслуги»

Законопроект № 78299-8 предлагает проводить общее собрание собственников через портал госуслуг. Изменения предусмотрены в ЖК. 19 мая 2022 года законопроект приняли в первом чтении. Далее законопроект пока не рассматривали.

Если закон примут, через «Госуслуги» можно будет:

  • направлять собственникам предложения по повестке дня общего собрания;
  • проводить голосование.

Также изменения дают возможность собственникам обращаться в УО с просьбой провести ОСС через ГИС ЖКХ. Сейчас это можно сделать только в письменной форме.

Читайте также: Как провести ОСС с помощью ГИС ЖКХ или иной информационной системы

Управление МКД 

1. Процедуру получения субсидий на оплату ЖКУ упростят

Субсидию на оплату ЖКУ можно будет оформить через портал госуслуг. Минтруд подготовил проект соответствующих изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Он размещен на федеральном портале проектов НПА, публичное обсуждение закончится 4 апреля. 

В настоящее время, чтобы получить субсидию, необходимо представить подтверждающие документы на бумажном носителе в органы социальной защиты. Для продления выплат через шесть месяцев процедура повторяется. По новым правилам достаточно будет только электронного заявления на портале госуслуг. Возможность обратиться лично сохранят. Все необходимые документы, например информацию от управляющих МКД организаций о выставленных и оплаченных счетах, социальные органы смогут получать с помощью межведомственного взаимодействия. По истечении шести месяцев, если право на соцподдержку сохранится, субсидию продлят автоматически. Дополнительных заявлений и справок не потребуется.

Доля жителей, которые обращаются за субсидией на оплату ЖКУ, последние годы уменьшилась, указали в фонде «Институт экономики города». Во многом это связано с действующим неудобным порядком оформления, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Необходимо собрать и лично предоставить множество бумажных документов. При этом период выплаты всего шесть месяцев, и через полгода этот путь нужно снова повторять.

2. Минтруд определил, кто из граждан не будет платить комиссию при оплате ЖКУ

Минтруд сформировал перечень лиц, которых освободят от комиссии при внесении платежей за ЖКУ. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на федеральном портале проектов НПА. Общественное обсуждение закончится 29 марта. 

Напоминаем, что с 1 июля 2024 года запрещено брать с граждан комиссию при внесении платы за ЖКУ и уплате пеней. Запрет установлен Законом от 19.12.2023 № 602-ФЗ, но только в отношении лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень таких категорий должно установить Правительство. 

Проект постановления предлагает включить в перечень:

  • многодетных родителей;
  • пенсионеров;
  • инвалидов;
  • ветеранов боевых действий;
  • членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

3. Управленцев могут освободить от долгов жителей-банкротов

Депутаты Госдумы предложили освободить УО, ТСЖ, ЖСК от обязательств по долгам жителей МКД перед РСО, регоператором по обращению с ТКО, если таких жителей признали банкротами. Изменения предусмотрены в статью 155 ЖК. Соответствующий законопроект № 575490-8 внесли в Госдуму 14 марта. 

Граждане вправе воспользоваться процедурой банкротства, которая предусмотрена Законом о несостоятельности (банкротстве). Порядок внесудебного банкротства позволяет помочь социально незащищенным гражданам с небольшим долгом освободиться от него и вернуться к нормальной жизни. Но при этом затрагиваются права кредиторов, которые рассчитывали получить плату, в том числе за потребленные коммунальные услуги, отметили авторы законопроекта.

Также авторы изменений напомнили, что УО, ТСЖ, ЖСК заключают договоры от имени собственников с РСО, регоператорами ТКО и выставляют потребителям счета на оплату соответствующих услуг, вносят плату организациям от имени потребителей, но сами эти услуги не потребляют. При банкротстве гражданин освобождается от исполнения требований кредиторов. Следовательно, управленец обязан списать задолженность за потребление им коммунальных услуг. Хотя у управляющей МКД организации не прекращается обязанность оплаты выставленных ресурсниками счетов, в том числе за признанного банкротом гражданина, хотя деньги от него не поступили. Вместе с тем РСО списывают долги у должников-банкротов, с которыми заключены прямые договоры. Если же договоры заключены через управленца, то такая обязанность в законе не предусмотрена.

Законопроект предлагает освободить управленцев от обязательств по задолженности за КУ перед РСО, регоператором ТКО, если такую задолженность признали безнадежной или в отношении нее гражданин освобожден от требований кредиторов на основании судебного акта. Для этого УО, ТСЖ, ЖСК должны представить РСО, регоператору подтверждающие размер долга документы, а также исполнительные документы в отношении такого долга. Изменения помогут устранить необоснованную нагрузку на управляющие МКД организации, считают авторы законопроекта.

4. Лишение свободы до 10 лет и штраф до 15 млн руб. – новые наказания предлагают за нарушения в обработке персональных данных

Законодатели продолжают ужесточать наказания за нарушения в обработке персональных данных. Предлагают новые административные штрафы уже до 15 млн руб. за утечку персональных данных. Также вводят новую уголовную ответственность за нарушения в обработке компьютерной информации, которая содержит персональные данные. Здесь максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет. Изменения предусмотрены в КоАП и в Уголовный кодекс. Такие законопроекты № 502104-8 и № 502113-8 Госдума приняла в первом чтении 23 января и ожидает поправки к ним.

Ужесточение административной ответственности (законопроект № 502104-8)

Оператор персональных данных обязан уведомлять Роскомнадзор в случае «утечек персональных данных». Но административная ответственность за неисполнение этой обязанности отсутствует. Наказать могут по части 1 статьи 13.11 КоАП, максимальный размер штрафа для юридических лиц – до 100 тыс. руб., при повторном нарушении – до 300 тыс. руб. Однако они не соразмерны возможным последствиям от утечек. В руках злоумышленников персональные данные становятся инструментом для спам-звонков, нежелательных рассылок, шантажа, мошеннических схем и иных, более тяжких преступлений.

Чтобы стимулировать операторов персональных данных инвестировать в развитие инфраструктуры информационной безопасности и защиту персональных данных своих пользователей, авторы изменений предлагают дополнить статью 13.11 КоАП новыми составами административных правонарушений. Они предусматривают административную ответственность за утечки баз данных, которые содержат персональные данные. В зависимости от объема «утекшей» информации предусмотрены такие градации ответственности:

  • информация с персональными данными от 1 тыс. до 10 тыс. субъектов персональных данных, или от 10 тыс. до 100 тыс. уникальных обозначений сведений о физических лицах, необходимых для определения таких лиц (далее – идентификаторы);
  • информация с персональными данными от 10 тыс. до 100 тыс. субъектов персональных данных, или от 100 тыс. до 1 млн идентификаторов;
  • информация с персональными данными более 100 тыс. субъектов персональных данных, или более 1 млн идентификаторов – за нарушения в обработке такой информации для юридических лиц грозит штраф до 15 млн руб.

За повторные правонарушения, которые выражаются в серьезной «утечке» персональных данных, предусмотрены санкции в виде оборотных штрафов.

Новая уголовная ответственность (законопроект № 502113-8) 

На начало 2022 года 130 млн жителей России пользуются сетью интернет. Постоянным «спутником» любых коммуникаций в интернете стали персональные данные – в частности, пользователи размещают их в личных кабинетах на сайтах и в приложениях. Поэтому все более актуальны проблемы защиты данных, которые связаны с угрозами неправомерного доступа к ним, распространения и использования в преступных целях. Существенно выросло число противоправных действий в отношении персональных данных, а также фактов незаконного использования личной информации при совершении преступлений, в том числе мошенничеств.

Законопроект дополняет Уголовный кодекс новой статьей 272.1. Она предусматривает уголовную ответственность:

  • за использование и передачу, а также сбор и хранение компьютерной информации с персональными данными, которая получена любым незаконным путем;
  • создание и обеспечение функционирования информационных ресурсов, которые предназначены для незаконного хранения и распространения персональных данных.

За эти нарушения предусмотрено наказание до лишения свободы на срок до 10 лет.

5. Дочерние организации могут получить право становиться платежными агентами

Группа депутатов и сенаторов предложила разрешить дочерним компаниям РСО становиться платежными агентами. Изменения предусмотрены в Законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Такой законопроект № 536512-8 внесли в Госдуму 24 января и планируют рассматривать в весеннюю сессию.

Сейчас нельзя передать функции единоличного исполнительного органа платежного агента юридическому лицу (управляющей организации). Такие требования установлены частью 4 статьи 3.2 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ). Но такая норма не учитывает специфики сфер электро-, газо- и теплоснабжения – РСО часто имеют холдинговую структуру, которая представляет собой объединение материнской компании и контролируемых ею дочерних обществ. Функции платежного агента можно передать одному из таких обществ, указали авторы инициативы.

Поэтому законопроект предлагает ввести исключение для запрета передавать функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юрлицу (управляющей организации). Разрешить проводить платежи, если выполнены два условия:

  • оператор по приему платежей и управляющая организация, которой переданы функции единоличного исполнительного органа оператора, входят в одну группу лиц по основаниям в пункте 1 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»;
  • оператор по приему платежей и юридическое лицо (управляющая организация) являются ресурсоснабжающей организацией.

Изменения позволят обеспечить финансовую устойчивость платежных агентов, снизить управленческие расходы, оперативно контролировать текущую деятельность агента. Это поможет своевременно проводить расчеты и снизить издержки, считают авторы законопроекта. Кроме того, над РСО в настоящее время установлено более пяти видов государственного контроля, в том числе со стороны прокуратуры, антимонопольных органов, ГЖИ, Роспотребнадзора, региональных служб по тарифам, также отметили авторы.

6. В Госдуме предложили делать перерасчет ошибочных начислений за ЖКУ

Депутаты от фракции ЛДПР предлагают ввести возможность пересмотра начислений за ЖКУ, если при расчете допустили ошибку, и уточнять период, после которого перерасчет с увеличением суммы невозможен. Изменения предусмотрены в ЖК. Соответствующий законопроект № 534661-8 внесли в Госдуму 22 января и планируют рассматривать в весеннюю сессию.  

Если есть обстоятельства, которые повлекли увеличение платы за ЖКУ за прошлый период, размер этих платежей может подлежать перерасчету. При этом такая возможность пересчета в большую сторону ограничена сроком в 90 календарных дней до наступления срока оплаты. Новые нормы касаются только добросовестных плательщиков. Такие дополнения разработчики законопроекта предлагают прописать в статье 155 ЖК о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В настоящее время граждане в том числе не защищены от возможных изменений размера платы за истекший период и перерасчета их платежей в большую сторону. При этом Жилищный кодекс детально регулирует обязанность граждан по оплате ЖКУ. Предусмотрена соответствующая ответственность за образование задолженности и начисление процентов за каждый день просрочки начиная с 31 дня, отметили авторы изменений. Но не закреплена какая-либо ответственность УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, РСО и иных лиц или ИП, которым вносится плата, за неверный расчет и последующее увеличение платежей по истекшим периодам.

Существующее положение нарушает баланс прав и интересов между собственниками (нанимателями) жилых помещений и получателями платы за ЖКУ, указали депутаты. Предлагаемые изменения предоставят дополнительные гарантии жилищных прав граждан, позволят предупредить возможные нарушения. Изменения положительно отразятся и на финансовом положении граждан, придадут стабильность и определенность отношениям с получателями платы за ЖКУ, считают авторы инициативы.

7. Административные дела предлагают рассматривать онлайн

Минюст предложил участвовать в судах по административным делам по видеосвязи и направлять документы в электронном виде. Предусмотрены изменения в КоАП и в Закон о введении в действие КоАП. Такие законопроекты размещены на федеральном портале проектов НПА. Инициативу уже поддержали в Федеральной палате адвокатов. 

При рассмотрении дел об административных правонарушениях заявление, ходатайство, жалобу, протест и иные процессуальные документы можно будет направлять в электронном виде. Также появится право дистанционно участвовать в таких делах ‎с помощью систем видео-конференц-связи и веб-конференции. Такие способы будут доступны при наличии технической возможности. Порядок подачи и направления процессуальных документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, требования к техническим и программным средствам определят Правительство, госорганы, Банк России и Верховный суд в пределах полномочий.

Внедрение электронного производства и документооборота ‎по делам об административных правонарушениях будет способствовать повышению оперативности производства по таким делам, доступности правосудия, а также сокращению процессуальных издержек, указали авторы законопроекта. Пока цифровые технологии применяют только в судах по гражданским, арбитражным и уголовным делам.

Доступность удаленного участия в судебных заседаниях положительно оценила вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян. Подобные изменения ожидали давно, административных дел подавляющее большинство среди рассматриваемых судами. Но требуются серьезные технологические доработки. Должны быть созданы технические возможности для такого участия, к примеру приложение для смартфонов, отметила Елена Авакян.

8. Служба судебных приставов будет размещать в ГИС ЖКХ сведения о долгах за ЖКУ

ФССП обяжут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах с требованиями по долгам за ЖКУ. Такой законопроект № 421343-8 приняли в первом чтении 17 октября 2023 года. Изменения предусмотрены к Закону о ГИС ЖКХ. Законопроект разработан во исполнение указания Президента и должен оптимизировать состав информации в ГИС ЖКХ и ее функционал. Госдума ожидает поправки на законопроект.

Когда законопроект вступит в силу, ФССП и ее территориальные органы будут размещать в ГИС ЖКХ информацию об исполнительных производствах, содержащих требования о взыскании задолженности за ЖКУ. Сведения будут размещать на основании полученных из ГИС ЖКХ запросов оператора системы и органов власти.

Законопроект поможет органам власти в сфере соцобеспечения быстрее получать информацию о наличии или отсутствии у граждан непогашенной задолженности, которая образовалась за три последних года и подтверждена судебным актом. Соответственно, жители МКД, которые получают субсидии и компенсации, смогут быстрее оформлять положенные выплаты, а управленцы – не тратить время на ответы соцслужбам. Это особенно актуально, так как на текущий момент управляющие МКД организации вынуждены ежемесячно обрабатывать более 12 млн запросов на предоставление информации о наличии у граждан задолженности по ЖКУ, указали авторы изменений.

9. Минстрой будет разрабатывать обучающие программы для подготовки специалистов в сфере ЖКХ

Минобрнауки предложило наделить Минстрой полномочиями разрабатывать типовые программы дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и ЖКХ. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов НПА. Он разработан во исполнение плана мероприятий Правительства по повышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством. Изменения предусмотрены в Законе об образовании. Общественное обсуждение проекта закончилось. Проект проходит процедуру раскрытия информации о подготовке проектов НПА.

Дополнительное профессиональное образование призвано удовлетворять образовательные и профессиональные потребности, профессиональное развитие человека, обеспечивать соответствие его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное образование получают с помощью дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 12 ст. 76 Закона об образовании). Содержание дополнительных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (ч. 9 ст. 76 Закона об образовании), разъяснили в Минобрнауки.

Строительство и ЖКХ признают одними из самых сложных с точки зрения технологии и организации процессов в производственном и обеспечивающем секторах экономики. Минстрой – это уполномоченный орган исполнительной власти, который разрабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование именно в сфере строительства и ЖКХ. Поэтому наделение его полномочиями разрабатывать типовые образовательные программы дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и ЖКХ позволит качественно повысить уровень подготовки специалистов, так как эти сферы имеют ряд особенностей правового регулирования, указали авторы законопроекта.

10. Законодатели хотят полностью запретить продавать алкоголь в МКД

В Госдуме подготовили законопроект о полном запрете на продажу алкоголя в МКД. Разрешение может дать только ОСС. Об этом рассказала зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в своем Telegram-канале. 

Правила продажи алкоголя в МКД и на придомовой территории ужесточили еще 5 мая 2020 года. Запретили продавать алкогольную продукцию в объектах общественного питания в МКД и на территории рядом с домом, если площадь зала в них меньше 20 кв. м (Закон от 24.04.2020 № 145-ФЗ). Но председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что в Госдуму поступает много жалоб на работу «наливаек», которые днем маскируются под продуктовые магазины в МКД, а ночью торгуют алкоголем как псевдокафе. Был проведен опрос о том, стоит ли запретить им в ночное время продавать алкоголь, – 79 процентов из 230 тыс. участников опроса поддержали запрет.

Регулирование продажи алкоголя в МКД обсуждали на рабочей группе в Госдуме. В результате подготовили законопроект, который вводит абсолютный запрет продажи алкоголя в розницу в МКД – и в магазинах, и в заведениях общественного питания. Исключение предусмотрено только для случаев, когда собственники на общем собрании дали разрешение на такую продажу, сообщила Разворотнева. Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов также высказал отрицательное мнение в отношении заведений, которые продают алкоголь в МКД, – подобные заведения необходимо закрыть. При этом нужно смотреть шире, ставить вопрос о возможности продавать алкоголь не только в МКД, но и на придомовой территории, указал депутат.

11 УО хотят лишить сэкономленных денег

Денежные средства, которые вносят жители на содержание и ремонт МКД, должны оставаться целевыми. Если УО выполнила работы в полном объеме и надлежащего качества, сэкономленные средства нужно переносить на аналогичные работы следующего года, а не переводить в прибыль. С такой инициативой выступил петербургский депутат Алексей Цивилев, он подготовил соответствующие изменения в ЖК. 

Депутат предложил изменить часть 12 статьи 162 ЖК. Сейчас она предусматривает, что сэкономленные на ремонте и содержании общего имущества деньги УО используют как свою прибыль. Собственники помещений могут прописать в договоре управления, что деньги должны использовать на другие цели, но большинство людей об этом праве не знают. Поэтому УО действуют в своих интересах, считает Цивилев. Чтобы такой возможности у них было, депутат предлагает установить, что средства, которые остались после выполнения работ по ремонту и содержанию МКД, зачисляются на те же нужды на следующий год.

По мнению депутата, нынешняя норма приводит к злоупотреблениям со стороны управленцев. Возможность распоряжаться разницей между фактическими расходами и размером платы за содержание как своей прибылью провоцирует УО завышать стоимость расходов, использовать более дешевые материалы, чем было запланировано, не исполнять обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества либо исполнять их не в полном объеме. Он отметил историю, которая произошла с одной из петербургских УО. Прокуратура в 2020 году возбудила уголовное дело о хищении 298 млн руб. — эти средства УО накопила с платежей жителей и фактически вывела, не сделав работы.

12. УО могут обязать отчитываться перед собственниками ежемесячно

В Госдуме предложили обязать УО отчитываться перед собственниками помещений ежемесячно. Для этого хотят расширить полномочия председателя совета МКД. С такой инициативой выступила заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, она подготовила соответствующий законопроект с изменениями в НПА. 

В настоящее время УО ежегодно отчитываются перед собственниками помещений за выполненные в их домах услуги. Текущий контроль осуществляет председатель совета МКД, в частности подписывает акты о содержании общего имущества. При этом выполнять такие действия он может только на основании доверенности от собственников или если они дали ему такое право на общем собрании. Но получить доверенность от собственников — дорого и трудоемко. Добиться кворума на ОСС также сложно, поэтому и эту процедуру используют редко, указала Светлана Разворотнева.

Из-за таких трудностей контролировать качество услуг собственники часто не могут, считает Разворотнева. Чтобы изменить ситуацию, она подготовила изменения, в которых предложила наделить председателя совета правом подписывать все необходимые акты без доверенности или решения ОСС. Кроме того, УО обязаны ежемесячно предоставлять председателю совета МКД акт о выполненных работах не позднее 10-го числа месяца. В документе должны быть сведения о сроках, количестве и объемах выполненных работ, а также информация о запланированных, но не выполненных за прошедший месяц работах с указанием причин. Эти акты нужно включать и в ежегодный отчет УО. Форму акта должно установить Правительство. Председатель совета МКД в течение пяти дней должен подписать документ или мотивировать свой отказ сделать это, пояснила депутат.

Если управленцы не будут ежемесячно отчитываться перед собственниками о выполненных работах, они вправе запретить УО распределять прибыль, которую она получила от деятельности по управлению МКД. Предлагаемые нормы помогут усилить контроль управленцев со стороны собственников, добавила Разворотнева.

13. Порядок расчета пеней для управленцев и для собственников могут уравнять

Депутаты Госдумы предлагают рассчитывать пени по долгам УО, ТСЖ, ЖСК перед ресурсниками в том же порядке, как и пени для жителей. Изменения предусмотрены к отраслевым законам – о водоснабжении, теплоснабжении, электроэнергетике и газоснабжении. Такой законопроект № 321577-8 рассматривают в первом чтении.

Своевременность и полнота взаиморасчетов между управляющими МКД организациями и РСО за коммунальные ресурсы напрямую зависит от поступления денежных средств от населения за коммунальные услуги. Но при этом управленцы находятся в неравных условиях с потребителями. Начислять пени потребителям можно только с 31-го дня просрочки и в размере 1/300 ставки, в то время как управленец обязан уплатить пени поставщику ресурса уже с первого дня просрочки и в большем размере, указывают авторы законопроекта.

Управляющие МКД организации вправе снизить начисленные пени в судебном порядке. Такую возможность предусматривает ГК. Однако суду необходимо доказать необоснованность выгоды РСО и несоразмерность неустойки, а это довольно сложно, также отмечают авторы изменений.

Законопроект предлагает установить единый порядок расчета пеней для всех участников жилищных правоотношений. И рассчитывать пени для УО, ТСЖ, ЖСК по тем же правилам, что и для потребителей. Это позволит защитить управляющие МКД организации от несправедливой финансовой нагрузки и освободить их от длительных судебных тяжб с ресурсниками. Также это поможет снизить уровень задолженности перед РСО.

14. Во всех регионах могут появиться единые требования к тишине

Депутаты Госдумы предложили ввести по всей стране общие требования к соблюдению тишины и покоя граждан. Для управляющих МКД организаций предусмотрели дополнительные обязанности по этим вопросам. Соответствующий законопроект № 299053-8 внесли в Госдуму. По решению ответственного Комитета по строительству и ЖКХ инициаторы законопроекта доработали его текст. Измененный законопроект планировали рассматривать в осеннюю сессию, иные сроки пока не указаны.

Какие требования сейчас

В настоящее время вопросы тишины и покоя граждан в ночное время регулируют региональные и местные нормативные акты. Однако они содержат разные требования к определению ночного времени суток, к видам действий, которые нарушают тишину и покой граждан, к мерам наказания за такие действия, указали авторы изменений. Законопроект разработали, чтобы унифицировать законодательство и ввести единые требования для физических и юридических лиц по вопросам соблюдения тишины и покоя граждан.

Какие предлагают изменить требования ко времени

Законопроектом предлагают установить время тишины с 22:00 до 7:00 местного времени. При этом строительные и ремонтные работы можно будет проводить с 9:00 до 19:00 в будние дни с обязательным перерывом с 14:00 до 16:00.

Законопроект предусматривает закрытый перечень объектов, на которых нужно соблюдать тишину и покой граждан. К таким объектам предлагают отнести все жилые объекты, объекты социальной инфраструктуры и прилегающую к ним территорию.

Новые случаи-исключения

Также предлагают ввести случаи, когда нормы закона о тишине не будут применять:

  • предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, иных ЧС, неотложные работы, которые связаны с обеспечением личной и общественной безопасности граждан;
  • проведение массовых мероприятий в нерабочие праздничные дни, а также общественных мероприятий, физкультурных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий на региональном и местном уровнях;
  • отправление религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий;
  • празднование Нового года с 22:00 местного времени 31 декабря до 4:00 местного времени 1 января.

Дополнительные права и обязанности для управленцев

Управляющие МКД организации должны получить право проводить профилактические мероприятия путем информирования граждан о требованиях к тишине. Также они смогут принимать меры, чтобы привлечь нарушителей тишины и покоя к ответственности, в том числе составлять акты о нарушении тишины и передавать их в соответствующие органы власти. Такой акт станет дополнительным основанием для возбуждения административного производства в отношении нарушителя и подтвердит повторные нарушения.

15. Жителей могут обязать сначала обращаться с жалобой в УО, ТСЖ и только потом к надзорникам или в суд

Торгово-промышленная палата подготовила законопроект о претензионном порядке разрешения споров между управляющей МКД организацией и жителями. Законопроект планируют направить в Госдуму. 

Прежде чем жаловаться в надзорные органы и в суд, граждане будут обязаны сначала обратиться с претензией в управляющую МКД организацию, рассказала председатель подкомитета ТПП по развитию бизнеса в сфере управления жилой недвижимостью Сусана Киракосян. Если управленец не решит проблему в течение 10 дней, жители смогут обратиться в суд и к надзорникам, например в ГЖИ. За бездействие управленца предлагают ввести потребительский штраф. Такие уточнения дала Сусана Киракосян в своем телеграм-канале.

Авторы законопроекта указывают, что на практике люди часто обращаются в ГЖИ и суд, не направив заявления в управляющую МКД организацию. По официальной статистике Верховного суда, за последние четыре года жилищные споры – на первом месте среди иных категорий дел. Изменения позволят более оперативно и цивилизованно решать споры, существенно освободят суды и контрольно-надзорные органы от тех конфликтов, которые можно решить без их участия. Это создаст бесконфликтную среду в управлении домами и повысит престиж отрасли, считает Сусана Киракосян.

16. Субсидии должников предлагают направлять напрямую организациям ЖКХ

В Госдуме предложили отменить запрет на выплату субсидий должникам за ЖКУ. Если должник, который имеет право на субсидию, не оплачивает квитанции, эти средства планируют направлять напрямую предприятиям ЖКХ. Такой законопроект подготовили в Госдуме. Изменения предусмотрены в ЖК.

Чтобы оформить субсидию, гражданам предлагают заключать соглашение о погашении задолженности с управляющими или ресурсоснабжающими организациями. Если гражданин нарушает такое соглашение шесть месяцев подряд, то право на субсидию не пропадает, а меняется форма предоставления. Субсидии направляют не самому должнику, а напрямую предприятию ЖКХ, указывают авторы изменений.

Мера должна помочь в борьбе с ростом задолженности. А улучшение финансового положения предприятий может повысить качество услуг. Проект сейчас рассматривают в Минстрое. 

17. Верховный суд предложил изменить правила судебных разбирательств. Это касается также долгов за ЖКУ

Верховный суд предложил равномерно распределить нагрузку между судами и повысить качество судебных разбирательств. Для этого подготовили изменения в Гражданский процессуальный кодекс. Они затронут и работу управляющих МКД организаций. Такой законопроект № 235526-8  приняли в первом чтении 19 июля 2023 года. Госдума ожидает поправки на законопроект.

Основные изменения предусматривают:

  • обязать взыскателя направлять должнику копию заявления о вынесении судебного приказа – должник сможет заблаговременно узнавать о требованиях взыскателя;
  • расширить профессиональное представительство для ведения дел в суде первой инстанции – при рассмотрении дел мировыми судьями и районными судами представителями смогут выступать адвокаты и лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью;
  • повысить сумму исковых требований, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства, с 100 до 500 тыс. руб.;
  • рассматривать дело сначала, если истец изменил основание или предмет иска и если апелляция рассматривает дело по правилам первой инстанции;
  • увеличить с 5 до 10 дней срок, в который суд составляет постановление, решение и определение, – поможет оптимизировать судебную нагрузку и повысить качество судебных актов.

Лицензирование

1. Процедуру лицензирования хотят упростить

Группа депутатов и сенаторов предложила упростить и ускорить процесс лицензирования, в том числе в сфере управления МКД. Соответствующие изменения предусмотрены в Закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Такой законопроект № 540354-8 внесли в Госдуму 30 января и планируют рассматривать в весеннюю сессию. 

Законопроект предусматривает:

  • сократить положениями о лицензировании конкретных видов деятельности сроки услуг по лицензированию – внесение изменений в реестр лицензий, прекращение действия лицензии по заявлению лицензиата;
  • сократить положениями о лицензировании сроки уведомления заявителя о проведении в отношении него выездных оценок – чтобы уменьшить сроки оказания услуг;
  • проводить дистанционные оценки в отношении соискателей лицензии и лицензиатов, даже если соответствующая возможность не закреплена в положении о лицензировании – позволит более широко применять дистанционную оценку как наиболее удобную форму взаимодействия заявителей и лицензирующих органов;
  • исключить возможность представления лицензирующим органом по запросу заинтересованных лиц копий актов о принятых решениях, например решения о предоставлении лицензии;
  • не утверждать формы заявлений на предоставление услуг по лицензированию в каждом субъекте РФ, если заявление подают через портал «Госуслуги», региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

2. Получить лицензию на управление МКД можно будет быстрее

18 января Госдума в первом чтении приняла законопроект № 487723-8, который сокращает срок для принятия решения о предоставлении лицензии на управление МКД или об отказе в ее предоставлении. Также нужно будет сдавать квалификационный экзамен только в электронной форме. Изменения предусмотрены в статьи 194 и 202 ЖК. Сейчас законопроект рассматривают во втором чтении. 

В настоящее время орган ГЖН рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии ‎и прилагаемые к нему документы в срок не более 30 рабочих дней со дня приема заявления (ч. 1 ст. 194 ЖК). При этом лицензирующий орган проверяет сведения в заявлении с помощью межведомственных запросов ‎в соответствующие органы власти, также проверяет информацию на официальном сайте ФНС и в ГИС ЖКХ (п. 89 Положения о лицензировании № 1110). Время нужно, только чтобы получить подтверждение ‎о наличии у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, отметили авторы изменений.

Таким образом, чтобы рассмотреть заявление ‎о предоставлении лицензии, лицензирующему органу не требуются какие-либо значительные временные затраты. Поэтому законопроект предлагает установить срок для рассмотрения заявления в пять рабочих дней со дня его приема, а также общий срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии не более 10 рабочих дней.

Кроме того, чтобы автоматизировать и оптимизировать процесс лицензирования по управлению МКД, авторы законопроекта также предлагают перевести проведение квалификационного экзамена в электронную форму.

3. Минстрой обновит порядок реестра лицензий по управлению МКД

Минстрой подготовил проект изменений к Порядку внесения изменений в реестр лицензий, который утвержден приказом от 25.12.2015 № 938/пр. Порядок привели в соответствие с действующими законами. Такой проект приказа Минстроя размещен на федеральном портале проектов НПА. Публичное обсуждение проекта закончилось 26 января. Новый документ должен вступить в силу 1 сентября 2024 года. 

C 24 июня 2023 года одним из оснований прекращения действия лицензии на управление МКД стало истечение срока ее действия. Это позволило управлять МКД до выбора новой УО после окончания действия лицензии. Изменения внесли в статьи 199 и 200 ЖК Законом от 24.06.2023 № 273-ФЗ. Однако приказ Минстроя № 938/пр соответствующие изменения до сих пор не содержит. В проекте нового приказа учли эти недочеты.

Также в проекте приказа предусмотрели запрет требовать от заявителя документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов власти и получить которые возможно с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. То есть документ привели в соответствие с частью 1 статьи 7 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Так, проект приказа больше не обязывает прилагать дополнительные документы к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий при заключении договора управления МКД и при реорганизации УО. Также не нужно будет прилагать копию устава ТСЖ, ЖСК, ЖК, если изменения в реестр вносят в связи с заключением товариществом, кооперативом договора управления с УО, при выборе способа управления МКД товариществом либо кооперативом.

4. Минстрой предложил ужесточить правила лицензирования по управлению МКД

Минстрой предложил дополнить перечень грубых нарушений лицензионных требований по управлению МКД, а также уточнить процедуру продления лицензии. Изменения предусмотрены в положении о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД № 1110. Соответствующий проект постановления Правительства размещен на федеральном портале проектов НПА. Проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Новое грубое нарушение лицензионных требований

В министерстве предложили ввести еще одно грубое нарушение лицензионных требований – наличие у лицензиата признанной ‎или подтвержденной судебным актом задолженности перед регоператором ТКО в размере, равном ‎или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору. Сейчас аналогичное нарушение касается только долгов перед РСО.

Изменение нужно, чтобы обеспечить своевременность и полноту расчетов за услуги по обращению с ТКО, снизить размер долга по таким услугам, а также риски злоупотреблений недобросовестных УО при расходовании средств потребителей, указали авторы проекта.

Изменение порядка продления лицензии

Чтобы устранить правовые пробелы, проект постановления также дополняет и корректирует процедуру продления лицензии.

Для продления лицензии нужно будет представлять‎ заявление в лицензирующий орган только в электронной форме через портал «Госуслуги» либо региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Это нужно будет делать ‎не ранее 90 календарных дней и не позднее 60 календарных дней до дня окончания лицензии. Заявление будут рассматривать не более 10 рабочих дней со дня поступления. При отказе в продлении лицензии лицензиат сможет повторно подать заявление, если устранит выявленные нарушения и срок подачи заявления при этом не истек.

Оценку соответствия УО лицензионным требованиям будут также проводить на основе объема сведений, которые управленец разместил в ГИС ЖКХ. Внесение в ГИС ЖКХ 80 и более процентов сведений согласно отчету системы будут считать соответствием требованию пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК.

Отказать в продлении лицензии также смогут, если у лицензиата в течение года до даты ее окончания есть два и более:

  • вступивших в силу постановления ‎об административном наказании за грубые нарушения лицензионных требований;
  • неисполненных в установленный срок предписания ‎об устранении грубых нарушений.

5. Минстрой подготовил поправки в порядке внесения изменений в реестр лицензий

Минстрой подготовил изменения в приказе № 938/пр – скорректировали порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий. Изменения опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Проект предусматривает следующие поправки:

  • сокращает перечень документов, которые нужно приложить к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий;
  • увеличивает количество условий, на предмет соблюдения которых ГЖИ проверяет заявление и документы;
  • сокращает с 30 до 10 рабочих дней срок, на который можно продлить рассмотрение заявления;
  • предоставляет собственникам право обратиться в ГЖИ с заявлением о том, что они не участвовали в ОСС, – их должны ознакомить с решениями такого собрания;
  • обязывает ГЖИ учитывать заявления собственников, которые не участвовали в ОСС, при внесении изменений в реестр;
  • вводит право ГЖИ отказать внести изменения в реестр, если количество заявлений не участвовавших в ОСС собственников делает решение такого собрания ничтожным.

Налогообложение

Ставку НДФЛ планируют поднять до 18 процентов

Предлагают ввести новую шкалу прогрессивных ставок. Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект об изменениях в часть 2 НК с целью усовершенствовать прогрессивную шкалу налогообложения. Ставка НДФЛ может вырасти до 18 процентов при достижении определенной суммы доходов.

Шкала налогообложения будет выглядеть следующим образом:

  • 13 процентов от суммы налоговой базы доходов до 5 млн руб. включительно – в отношении лиц, получающих доходы до 5 млн руб. включительно;
  • 650 тыс. руб. и 15 процентов от суммы налоговой базы доходов от 5 млн руб. до 50 млн руб. включительно – в отношении лиц, получающих доходы от 5 млн руб. до 50 млн руб. включительно;
  • 6 500 000 руб. и 18 процентов от суммы налоговой базы доходов от 50 млн руб. – в отношении лиц, получающих доходы от 50 млн руб.

Законопроект № 140668-8 рассматривают в Совете Госдумы.