Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ: Четыре модели управления МКД

18.08.2025

Почти в половине регионов России поддерживают идею оставить на рынке коммерческие структуры, занимающиеся управлением жилыми домами. Но при одном условии — ужесточение требований к лицензированию и работе таких организаций. Законопроект о новых требованиях к управляющим компаниям уже подготовлен. Одновременно регионы предлагают и другие формы управления многоквартирными домами.

ЖКХ — сфера, которая нуждается в особом подходе со стороны законодателей, уверен председатель Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. Парламентарии активно ведут работу в этом направлении. Так, были приняты поправки о регулировании системы госучета жилищного фонда. Они позволят держать в порядке документы о состоянии каждого дома. Такую информацию будут размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). По словам сенатора, это поможет принимать решения о необходимости корректировки программ развития ЖКХ, о порядке финансирования задач, даст возможность правильно выстраивать приоритеты.

«Четыре модели - это и коммерческая УО, и ТСЖ или ЖСК, непосредственное управление, и осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами унитарными предприятиями ( или единый региональный оператор по управлению жильем). Сторонники идеи говорят, что так будет исключена ситуация, при которой дома остаются без управления вовсе.       Это, как правило, касается старых или сильно поврежденных домов, управлять которыми, желающих практически нет.  Т.е. в  домах где  жителям «все равно» —  управляющая компания назначается государством из числа проверенных и добросовестных, по аналогии с ФКР и «общим котлом» на капитальный ремонт»,- прокомментировала руководитель РЦОК СПб НП «ЖКХ Контроль» Алла Бредец.

Заместитель председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева, считает, что кроме перехода к типовой отчетности управляющих организаций, целесообразно использовать и типовые договоры управления МКД, которые могли бы подразделяться, например, на пакеты услуг «эконом», «комфорт» и «премиум». Идею внедрения практики использования типовой документации в сфере ЖКХ поддерживала ранее  и директор саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

Как будут обслуживать многоквартирные дома в России

Сенатор Шевченко рассказал о четырех моделях работы управляющих компаний

15.08.2025 18:00

Почти в половине регионов России поддерживают идею оставить на рынке коммерческие структуры, занимающиеся управлением жилыми домами. Но при одном условии — ужесточение требований к лицензированию и работе таких организаций. Законопроект о новых требованиях к управляющим компаниям уже подготовлен. Одновременно регионы предлагают и другие формы управления многоквартирными домами.

Об этом заявил журналистам председатель Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

Требования ужесточат

ЖКХ — сфера, которая нуждается в особом подходе со стороны законодателей, уверен Андрей Шевченко. Парламентарии активно ведут работу в этом направлении. Так, были приняты поправки о регулировании системы госучета жилищного фонда. Они позволят держать в порядке документы о состоянии каждого дома. Такую информацию будут размещать в ГИС ЖКХ. По словам сенатора, это поможет принимать решения о необходимости корректировки программ развития ЖКХ, о порядке финансирования задач, даст возможность правильно выстраивать приоритеты.

Приняты изменения, касающиеся отчетов по управлению МКД. Как рассказал сенатор, люди часто не знали, как управляющая компания работает и куда тратит деньги жильцов. Сейчас УК обязана отчитаться о работе за предыдущий год не позднее первого квартала года текущего.

Этим проработка вопросов обслуживания МКД не ограничилась.                                                     Одной из наиболее значимых тем, для обсуждений на заседаниях Совета по вопросам ЖКХ при палате регионов под председательством первого вице-спикера Совфеда Владимира Якушева, стала модель управления городским жильем.

Владимир Якушев - осуществляет руководство деятельностью Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, участвует в работе Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления.

Почти половина регионов страны предлагают, чтобы на рынке ЖКХ работали коммерческие управляющие организации. Но только при условии, что требования к их лицензированию и деятельности будут уточнены и ужесточены.

Единый оператор

Около 20 процентов регионов поддерживают идею о введении обязательного саморегулирования в сфере управления МКД. Впрочем, как рассказал Шевченко, многие территории к этому не готовы. При создании СРО будет отменено лицензирование управляющих компаний, к которому в регионах привыкли больше, чем к саморегулированию.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/kak-budut-obsluzhivat-mnogokvartirnye-doma-v-rossii.html

 

Как будут обслуживать многоквартирные дома в России

Проблема лицензирования в сфере ЖКХ

Проблема сегодня заключается в администрировании, подтверждает председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

— Нам надо перераспределить полномочия между органами власти.                         

 В ближайшие 10 лет необходимо совершенствовать систему допуска на рынок управления МКД и реформировать правила контроля и надзора за участниками этого рынка, — уточняет депутат.

Само жилищное законодательство должно преимущественно уйти от принципов федеральной централизации, уверен Сергей Пахомов. А власти регионов должны получить дискреционные полномочия, чтобы регулировать управляющие компании с учетом территориальных, климатических, политических и экономических особенностей местности, подчеркнул Пахомов.

Что говорят эксперты о реформе в ЖКХ

Проблемы в сфере ЖКХ накапливались десятилетиями, и устранить их одним решением, тем более административно-организационного плана, невозможно, считает CEO и учредитель проектов URBAN Ольга Хасанова.

— По самым консервативным оценкам, суммарная задолженность в ЖКХ достигла 1 трлн рублей. Причем половина этой суммы приходится на долю управляющих компаний.                           По всей видимости, реальный объем недоимки приближается к 1,5 трлн рублей. И значительная часть этих долгов никогда не будет уплачена, — поясняет эксперт.

Причем только у одного жильца многоквартирного дома из 10 сложилась позитивная история взаимоотношений с УК, подчеркивает Ольга Хасанова, отмечая сомнительные перспективы для прогрессивного сценария в нынешних условиях.