Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 04.09.2025

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
<Письмо> Минстроя России от 07.08.2025 N 46386-ДН/04
<Об определении среднемесячных объемов тепловой энергии>

Даны разъяснения по некоторым вопросам определения среднемесячных объемов тепловой энергии

Сообщается, в частности, что отношения по определению среднемесячных объемов тепловой энергии в отсутствие ее измерений коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии относятся к определению размера платы за коммунальную услугу потребителям, обязанности по начислению которой установлены подпунктом "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), для исполнителя коммунальной услуги. В соответствии с частью 6 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 155(1) Правил N 354 ответственность за правильность начисления платы за коммунальные услуги несет лицо, предоставляющее коммунальную услугу.

По указанным основаниям при предоставлении коммунальной услуги по отоплению ресурсоснабжающей организацией именно ресурсоснабжающая организация обеспечивает достоверность показателей, используемых при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе показателя среднемесячного объема тепловой энергии, определяемого по формуле 6(2) приложения N 2 к Правилам N 354.

<Письмо> Минстроя России от 07.08.2025 N 46450-ДН/04
<О существенных условиях договора управления МКД>

Минстрой: законом не предусмотрена возможность действия договора управления многоквартирным домом, в котором не определены все или отдельные существенные условия, в том числе не предусмотрена возможность действия договора, в котором существенные условия определены на часть периода действия такого договора

Размер платы за ремонт (содержание) общего имущества, установленный органом местного самоуправления, может применяться только в случае, если это прямо предусмотрено договором.

<Письмо> Минстроя России от 09.08.2025 N 46954-АЕ/04
<О расчете размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги>

Минстрой: расчеты за жилое помещение и коммунальные услуги могут осуществляться в том числе посредством расчетно-кассовых центров на основании договора между поставщиком услуг и расчетно-кассовым центром

Сообщается, в частности, что положения законодательства о банках и банковской деятельности и законодательства, регулирующего деятельность платежных агентов, не определяют порядок расщепления платежными агентами и банковскими платежными агентами платежей за жилое помещение и коммунальные услуги. В этой связи необходимо осуществлять расщепление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, установленном жилищным законодательством.

Разъясняется порядок применения положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, в случае организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов и (или) банковских платежных агентов, в том числе расчетно-кассовых центров.

<Письмо> Минстроя России от 21.08.2025 N 49374-АФ/04
<Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и коммунальных ресурсов>

Даны разъяснения по вопросу установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием закрытой системы водоснабжения при установлении однокомпонентного тарифа на горячую воду

Сообщается, в частности, что в силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2017 N 1380 органы государственной власти субъектов РФ вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на его территории, в сроки, указанные в программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов.

Таким образом, орган государственной власти субъекта РФ вправе в том числе установить на едином уровне норматив расхода тепла на подогрев ГВС на всей территории субъекта РФ, за исключением отдельных территорий, на которых установить нормативы расхода тепла на подогрев ГВС в ином размере, при условии утверждения в программе энергосбережения сроков установления на указанных территориях нормативов расхода тепла на подогрев ГВС на едином уровне.

<Письмо> Минстроя России от 25.08.2025 N 50088-ДН/04
<О применении повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг>

Даны разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальную услугу

Сообщается, что повышающие коэффициенты, предусмотренные абзацем третьим пункта 42, абзацем третьим пункта 43, абзацем первым пункта 60, абзацем четвертым пункта 60(1), пунктом 60(3), абзацем первым пункта 85(1) Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), применяются к размеру платы за коммунальную услугу, не увеличивая объем реализованной коммунальной услуги.

Повышающие коэффициенты, предусмотренные абзацем третьим пункта 62, абзацем шестым пункта 81(11) Правил N 354, применяются к нормативу потребления коммунальной услуги при расчете объема потребления такой услуги, то есть применение указанных повышающих коэффициентов увеличивает объем потребленной коммунальной услуги.

 
www.consultant.ru