Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

СПРАВКА о рисках устойчивости оказания жилищных услуг и содержания жилищного фонда в 2026 году

 

В сфере управления многоквартирными домами сложилась критическая ситуация вследствие произошедших изменений в налоговом и трудовом законодательстве:
-         введения налога на добавленную стоимость 5%;

-         роста минимального размера оплаты труда на 20,7%;

-         отсутствия восстановленных льгот по страховым взносам (+7% к фонду оплаты труда);

-         повышения цен подрядных организаций (лифтовое и газовое хозяйство и др.) на 7–16 процентов

-         инфляции стоимости материалов и роста стоимости горюче-смазочных материалов (+10%).

 

Вопрос неизменности НДС закреплен решением Конституционного Суда РФ по делу ПАО «ВТБ», сохранившего обязанность уплаты налога на добавленную стоимость. 

 

Эти изменения не были учтены в решениях общих собраний собственников помещений. Порог выручки 20 млн рублей, позволяющий не платить налог на добавленную стоимость, соответствует обслуживанию 30–50 тыс. кв. м, что существенно ниже масштабов типового жилищного участка.

 

Малые управляющие организации с оборотом менее 20 млн рублей — около 6 800 организаций — обслуживают лишь 159 млн кв. м (6,63% жилья). Муниципальные и государственные унитарные предприятия (972 организации) — 261 млн кв. м (10,89%).

Основная нагрузка ложится на 82,48% жилья страны — 1,9 млрд кв. м, которыми управляют более 13 200 управляющих организаций, использующих подрядчиков на упрощенной системе налогообложения, которые также попадают под налог на добавленную стоимость.

 

С января у этих организаций возникают обязательства:

- уплата налога на добавленную стоимость 5% (включая суммы задолженности населения),

- увеличение фонда оплаты труда из-за роста минимального размера оплаты труда на 20,7%,

- страховых взносов на 7%,

- рост расходов подрядчиков на 7–16%

- рост расходов на материалы и горюче-смазочные материалов на 10%.

 

Совокупно это означает изъятие порядка 9% от поступающих «живых» платежей населения.

 

Такого одномоментного роста затрат на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов ранее не происходило. При этом действующее законодательство требует принимать решения об увеличении платы на общих собраниях собственников помещений. Проведение массовых общих собраний собственников помещений в сжатые сроки практически невозможно, а в работе ГД РФ на федеральном уровне в преддверии выборов 2026 года действует негласный запрет на инициирование депутатами и рассмотрение законопроектов, увеличивающих расходы населения.

 

Без оперативного решения с января–февраля произойдёт прекращение текущего ремонта, сокращение содержания общего имущества до аварийно-диспетчерского минимума, что за полгода приведёт к резкому ухудшению технического состояния жилого фонда.

 

В таких условиях подготовка к отопительному периоду 2026–2027 годов на значительной части территории будет под угрозой. Не будут выполнены даже работы, необходимые для обеспечения прохождения отопительного сезона. Это создаёт риски массовых аварий и роста социальной напряженности.

 

Для сохранения безопасности проживания и обеспечения хотя бы уровня ремонтных работ 2025 года требуется повышение стоимости услуг управления, содержания и ремонта минимум на 9 процентов.

 

Возможные решения:

 

Вариант 1.

Изменение статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Предусмотреть возможность включения в платёжные документы дополнительных сумм, связанных с изменением налогового законодательства, введением налога на добавленную стоимость и изменением страховых взносов, без проведения общих собраний собственников помещений.

Установить обязанность информирования собственников помещений и ограничить применение механизма только обязательными платежами, вызванными изменениями федерального законодательства. Это позволит оперативно довести плату до экономически обоснованного уровня и избежать срыва подготовки к отопительным периодам.

 

Вариант 2.

Массовое проведение общих собраний собственников помещений.

Управляющим организациям потребуется провести общие собрания собственников помещений для повышения стоимости жилищных услуг на основании изменившегося законодательства.

Для успешности необходимо провести масштабную информационно-просветительскую кампанию в федеральных и региональных средствах массовой информации с поддержкой со стороны субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.