Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

СПРАВКА ПО КОНЦЕПЦИИ развития правового регулирования деятельности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (4-й сценарий)

 

Предлагается сохранение действующей системы лицензирования с одновременным развитием системы саморегулируемых организаций в сфере управления МКД, основанных на добровольном членстве.

 

Общие положения

Основополагающие функции, права и обязанности СРО предусмотрены Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ.

СРО:

1) устанавливает дополнительные требования к организациям – членам;

2) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов;

3) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов;

4) рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;

5) др.

 

Доступ на рынок

Концепцией предлагается внедрение следующих основных процессов взаимодействия органов ГЖН, органов местного самоуправления и СРО в отношении УО – членов СРО:

1) аннулирование лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органом государственного жилищного надзора при наличии соответствующего заключения СРО в числе прочих документов, доказывающих необходимость прекращения допуска на рынок или по инициативе СРО;

2) исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственного жилищного надзора при наличии соответствующего заключения СРО в числе прочих документов, доказывающих необходимость такого решения;

3) подбор из состава членов СРО организаций, способных сменить УО, у которой прекращен допуск на рынок, а также УО претендующих на право получения статуса временной УО;

4) в случае выявления субъектом РФ – держателем реестра МКД, домов без управления сообщает об этом в СРО. СРО – держатель реестра УО, в свою очередь, должна предложить перечень УО для рассмотрения и принятия решения собственниками МКД.

Таким образом, УО – члены СРО, получат со стороны СРО не только дополнительный контроль, но и дополнительные гарантии осуществления деятельности, а также при устранении претензий со стороны органа ГЖН. Так, для добросовестной УО, не смотря на дополнительные финансовые обязательства по обеспечению своего членства в СРО, выгоднее быть членом СРО.

 

Повышение требований

Дополнительные требования у УО и деятельности УО устанавливаются ГОСТами, которые в силу закона являются документами добровольного применения.

В системе саморегулирования стандарты деятельности занимают центральное место, так как соответствие таким стандартам является обязательным условием для членства в СРО, а их несоблюдение приводит к применению мер дисциплинарного характера и может стать причиной для исключения УО из СРО (запрет на деятельность).

 

Контроль и надзор

Предметом контрольной деятельности СРО является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление жалобы на действия (бездействие) члена СРО, а также иные основания, предусмотренные внутренним документом СРО.

Согласно действующему законодательству, орган ГЖН вправе заключать с СРО соглашения о признании результатов контрольной деятельности саморегулируемой организации при условиях:

ВАЖНО: мораторий на проверки не распространяется на проведение контрольных мероприятий органами СРО в части соблюдения минимальных требований к членам СРО.

 

Реестры

Концепцией предлагается следующая система реестров в сфере управления МКД:

Реестр МКД с указанием технических характеристик и информации о степени износа – ответственный орган исполнительной власти субъекта РФ;

Реестр лиц, осуществляющих управление МКД - ответственная СРО субъекта РФ;

Реестр лицензий – ответственный орган ГЖН субъекта РФ.

Ведение реестров должно быть регламентировано актами Минстроя России и обеспечено размещение в ГИС ЖКХ.

 

Распределение полномочий органов ГЖН

Концепцией предлагается:

а) передать от органов ГЖН к органам публичной власти полномочия:

б) передать от органов ГЖН к СРО (в отношении членов СРО) полномочия:

Концепцией предлагается законодательно установить возможность/право органа ГЖН субъекта РФ заключать соглашения о взаимодействии с органами управления СРО по вопросам реализации функций допуска на рынок, контроля и надзора, проведения квалификационного экзамена и проч., в том числе в отношении УО, не являющихся членами СРО. 

При этом предлагаем передачу указанных полномочий не всем СРО, а СРО, члены которого управляют не менее чем 30% жилого фонда субъекта РФ. Таким образом, мы мотивируем создание именно крупных региональных СРО, которые будут способны решать проблемы регионального масштаба и способствовать выполнению региональных задач в сфере ЖКХ.

 


 

Изменения законодательства:

В целях успешной реализации Концепции помимо положений №315-ФЗ, №248-ФЗ и Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» необходимо установить в Жилищном кодексе Российской Федерации дополнительные особенности саморегулирования деятельности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, предусматривающие:

2.1 Порядок создания СРО, формирования состава органов СРО и условия членства в СРО;

2.2 Предмет деятельности, функции и полномочия СРО;

2.3 Порядок разработки и утверждения стандартов и правил СРО;

2.4 Установление полномочий Минстроя России в части утверждения федеральных стандартов деятельности СРО;

2.5 Порядок и предмет контрольной деятельности СРО;

2.6 Особенности формирования имущества СРО;

2.7 Особенности осуществления имущественной ответственности СРО;

2.8 Порядок взаимодействия СРО и органов ГЖН;

2.9 Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО;

2.10 Виды мер дисциплинарного характера и основания их применения в отношении членов СРО;

2.11 Роль СРО при решении вопросов допуска на рынок и прекращения такого доступа для УО – члена СРО;

2.12 Роль СРО при проведении процедуры выбора способа управления МКД и\или смене лица, осуществляющего управление МКД;

2.13. Возможность создания центров оценки квалификации в целях обучения и проведения квалификационных экзаменов специалистов в ЖКХ.

2.14 Особенности ведения реестра членов СРО;

2.15 Особенности заключения соглашения о признании результатов деятельности СРО, о взаимодействии органов управления СРО и органа ГЖН субъекта РФ.