Саморегулируемая организация
Предлагается сохранение действующей системы лицензирования с одновременным развитием системы саморегулируемых организаций в сфере управления МКД, основанных на добровольном членстве.
Общие положения
Основополагающие функции, права и обязанности СРО предусмотрены Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ.
СРО:
1) устанавливает дополнительные требования к организациям – членам;
2) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов;
3) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов;
4) рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;
5) др.
Доступ на рынок
Концепцией предлагается внедрение следующих основных процессов взаимодействия органов ГЖН, органов местного самоуправления и СРО в отношении УО – членов СРО:
1) аннулирование лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органом государственного жилищного надзора при наличии соответствующего заключения СРО в числе прочих документов, доказывающих необходимость прекращения допуска на рынок или по инициативе СРО;
2) исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственного жилищного надзора при наличии соответствующего заключения СРО в числе прочих документов, доказывающих необходимость такого решения;
3) подбор из состава членов СРО организаций, способных сменить УО, у которой прекращен допуск на рынок, а также УО претендующих на право получения статуса временной УО;
4) в случае выявления субъектом РФ – держателем реестра МКД, домов без управления сообщает об этом в СРО. СРО – держатель реестра УО, в свою очередь, должна предложить перечень УО для рассмотрения и принятия решения собственниками МКД.
Таким образом, УО – члены СРО, получат со стороны СРО не только дополнительный контроль, но и дополнительные гарантии осуществления деятельности, а также при устранении претензий со стороны органа ГЖН. Так, для добросовестной УО, не смотря на дополнительные финансовые обязательства по обеспечению своего членства в СРО, выгоднее быть членом СРО.
Повышение требований
Дополнительные требования у УО и деятельности УО устанавливаются ГОСТами, которые в силу закона являются документами добровольного применения.
В системе саморегулирования стандарты деятельности занимают центральное место, так как соответствие таким стандартам является обязательным условием для членства в СРО, а их несоблюдение приводит к применению мер дисциплинарного характера и может стать причиной для исключения УО из СРО (запрет на деятельность).
Контроль и надзор
Предметом контрольной деятельности СРО является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление жалобы на действия (бездействие) члена СРО, а также иные основания, предусмотренные внутренним документом СРО.
Согласно действующему законодательству, орган ГЖН вправе заключать с СРО соглашения о признании результатов контрольной деятельности саморегулируемой организации при условиях:
ВАЖНО: мораторий на проверки не распространяется на проведение контрольных мероприятий органами СРО в части соблюдения минимальных требований к членам СРО.
Реестры
Концепцией предлагается следующая система реестров в сфере управления МКД:
Реестр МКД с указанием технических характеристик и информации о степени износа – ответственный орган исполнительной власти субъекта РФ;
Реестр лиц, осуществляющих управление МКД - ответственная СРО субъекта РФ;
Реестр лицензий – ответственный орган ГЖН субъекта РФ.
Ведение реестров должно быть регламентировано актами Минстроя России и обеспечено размещение в ГИС ЖКХ.
Распределение полномочий органов ГЖН
Концепцией предлагается:
а) передать от органов ГЖН к органам публичной власти полномочия:
б) передать от органов ГЖН к СРО (в отношении членов СРО) полномочия:
Концепцией предлагается законодательно установить возможность/право органа ГЖН субъекта РФ заключать соглашения о взаимодействии с органами управления СРО по вопросам реализации функций допуска на рынок, контроля и надзора, проведения квалификационного экзамена и проч., в том числе в отношении УО, не являющихся членами СРО.
При этом предлагаем передачу указанных полномочий не всем СРО, а СРО, члены которого управляют не менее чем 30% жилого фонда субъекта РФ. Таким образом, мы мотивируем создание именно крупных региональных СРО, которые будут способны решать проблемы регионального масштаба и способствовать выполнению региональных задач в сфере ЖКХ.
Изменения законодательства:
В целях успешной реализации Концепции помимо положений №315-ФЗ, №248-ФЗ и Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» необходимо установить в Жилищном кодексе Российской Федерации дополнительные особенности саморегулирования деятельности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, предусматривающие:
2.1 Порядок создания СРО, формирования состава органов СРО и условия членства в СРО;
2.2 Предмет деятельности, функции и полномочия СРО;
2.3 Порядок разработки и утверждения стандартов и правил СРО;
2.4 Установление полномочий Минстроя России в части утверждения федеральных стандартов деятельности СРО;
2.5 Порядок и предмет контрольной деятельности СРО;
2.6 Особенности формирования имущества СРО;
2.7 Особенности осуществления имущественной ответственности СРО;
2.8 Порядок взаимодействия СРО и органов ГЖН;
2.9 Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО;
2.10 Виды мер дисциплинарного характера и основания их применения в отношении членов СРО;
2.11 Роль СРО при решении вопросов допуска на рынок и прекращения такого доступа для УО – члена СРО;
2.12 Роль СРО при проведении процедуры выбора способа управления МКД и\или смене лица, осуществляющего управление МКД;
2.13. Возможность создания центров оценки квалификации в целях обучения и проведения квалификационных экзаменов специалистов в ЖКХ.
2.14 Особенности ведения реестра членов СРО;
2.15 Особенности заключения соглашения о признании результатов деятельности СРО, о взаимодействии органов управления СРО и органа ГЖН субъекта РФ.