Саморегулируемая организация Препятствиями в реализации инициативы властей станут нормативная база и пассивность жильцов, считают опрошенные «Рамблером» эксперты.
«В Жилищном кодексе РФ, в других кодексах, законах и подзаконных актах нет понятия “домовой чат”. Иными словами, каналом официального взаимодействия и обратной связи такой чат официально не является. У управляющей организации или собственников нет обязанности создавать домовой чат именно в каком-то определённом мессенджере или требовать от каждого жильца присоединиться».
Мария Архипова адвокат, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека
Если жильцы откажутся от участия в домовом чате, то это вполне законно: уведомления об изменениях и событиях должны будут приходить письмами. Для оповещения всех одновременно остаются объявления, общие собрания и все остальные каналы связи, которыми люди пользовались до появления мессенджеров и домовых чатов в них. В любом случае решение остаётся за собственниками квартир многоквартирных домов, отмечает адвокат.
MAX — не первая попытка организовать сообщество жителей дома, напоминает эксперт по ЖКХ Кирилл Чиркин. Много чатов сделано через сервис VK, но и они не живые, в них очень мало людей — свою задачу такие чаты не выполняют. Схожая ситуация и в системе «Электронный дом» — там народу побольше, но на сегодняшний день и эту модель сложно назвать рабочей.
«Во многих домах даже совета дома нет! При том, что они должны быть в каждом доме, реально работающих советов — 3–5% по всей стране. Задачу могла бы взять на себя управляющая организация, но, скорее всего, она скажет, что у неё нет сотрудников, которые будут заниматься созданием чатов и их управлением».
Кирилл Чиркин управляющий ЖСК «Главмосстроевец» и ТСЖ «Профсоюзная 42-4»
По наблюдениям управляющего ЖСК, жители крайне негативно относятся к подобным инициативам, потому что приходится перенастраивать уже привычные маршруты и сложившиеся правила взаимодействия. Людям удобнее пользоваться привычными способами коммуникации в старых чатах, существующих много лет, к тому же там хранится история за последние годы, что тоже очень важно.
Что делать, если не можете использовать MAX
Для тех, кто не хочет устанавливать новый мессенджер или в принципе не пользуется смартфоном — а это частая ситуация с пожилыми людьми, которые тем не менее тоже являются собственниками жилья, — юрист пока не видит никаких рисков.«Если нет решения общего собрания собственников и нормативной обязательности, можно отказаться от присоединения без лишних вопросов: отсутствие чата само по себе не является нарушением законодательства, если не нарушаются обязательства по содержанию имущества, участию в управлении и прочему», — говорит Мария Архипова.
Если предложение установить MAX для участия в управлении жильём становится навязчивым, адвокат предлагает следующий план действий:Выясните, есть ли решение общего собрания собственников помещений дома, которым утверждено использование именно этого мессенджера для домового чата. Если собранием утверждён чат и мессенджер, тогда решение действует в рамках дома.
Выясните, есть ли нормативный акт региона или муниципалитета, предписывающий использование платформы MAX для домовых чатов.
Обратитесь к УК или ТСЖ: выясните, на каких основаниях они требуют перевода на MAX и что будет, если жильцы не подключатся.
В любом случае можно письменно уведомить УК или ТСЖ о своём нежелании или отсутствии возможности участвовать в чате в конкретном приложении, указав, что требование не регламентировано законом и просить общую форму коммуникации — например, уведомления на бумаге или по электронной почте.Если УК или ТСЖ заставляет подключиться под угрозой санкций (например, отключения услуг), можно обратиться в жилищную инспекцию региона или в суд за защитой прав, напоминает эксперт.