Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Жалоба Путину: что происходит с тарифами на ЖКУ в Новосибирской области

Новосибирск, 16 дек 2023, 11:54

В ходе прямой линии в четверг пенсионер из Новосибирской области пожаловался главе государства, что повышение пенсий отстает от роста тарифов. Так, социальные пенсии с начала года повышают на 7,5%, а тариф с июля следующего года — от 9 до 14%.

«Обязательно посмотрим, проанализируем, что с тарифами в Новосибирске» — сказал Путин, отметив, что тарифы не поднимались полтора года, а пенсии за этот период индексировались трижды. За 2022-2023 годы пенсии выросли на 25,2%.

Рост продолжится, заявляют власти региона: со второго полугодия 2022 года до конца первого полугодия 2024 года пенсия вырастет на 23,9%. Президент подчеркнул, что доходы граждан должны расти темпами, опережающими динамику тарифов, которые должны расти «своевременно и мягко». РБК Новосибирск изучил цифры и выслушал мнения.

Новосибирская область не является лидером по динамике цен на коммунальные услуги, индекс изменения платы за услуги ЖКХ в регионе ниже среднероссийского. Индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в среднем по России рассчитаны на 2024 год в размере 9,8%.

Директор института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов объяснил, что индекс, который устанавливается в каждом субъекте страны обусловлен как отличиями в структуре платы граждан каждого муниципального образования, так и потребностями в финансировании коммунальной инфраструктуры.

«Выстроенная в России многоуровневая система государственного регулирования тарифов позволяет обеспечивать защиту интересов потребителей от необоснованного роста тарифов, — отмечает Долматов. — Для определенных слоев населения создана система адресной поддержки».

В Сибири Новосибирская область на пятом месте по динамике платы за коммунальные услуги. Средний индекс для региона определен на уровне 9,5% (предельный — 12,7%) Максимальный показатель — 14% — в Омской области, за нею следует Иркутская область (10,2%) и Томская (10%).

Что касается предельного — то есть максимально возможного изменения размера платы — согласно распоряжению правительства РФ от 10.11.2023 № 3147-р по отдельным муниципалитетам на второе полугодие 2024 года составит от 6% до 21,6%. Наибольший рост предусмотрен для Республики Дагестан — 21,6%, Забайкальского края — 19,9%, Смоленской области — 19,8%, Омской области — 19,6%. По субъектам СФО после Омской области идут Иркутская — 15,1%, Томская — 14,9%, Алтайский край — 14,2%, Новосибирская область — 12,7%, Кемеровская область — Кузбасс — 12,6%, Республика Алтай — 11,8%, Республика Тыва — 11,3%, Красноярский край — 10,5%, Республика Хакасия — 6%.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории НГУЭУ Геннадий Ляскин обращает внимание, что как таковые жалобы, высказанные на таком уровне, могут быть эффективными. При этом согласно законодательству, традиционно в области ЖКХ определяют политику и принимают решение о росте тарифа и его обоснованности власти региона. «Люди верят, что просьба, а где-то и жалоба высказанная на самом высоком уровне, будет услышана властью\», — говорит ученый. — При этом властям не выгодно, когда «коммуналка» является убыточной, а жизнь в целом дорожает, страна находится в непростой ситуации и экономические изменения невозможно игнорировать».

Позиция правительства

Последний раз тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Новосибирской области индексировались с 1 декабря прошлого года и их действие рассчитано сразу на полтора года, отмечает пресс-служба правительства региона.

С 1 июля 2024 года в Новосибирской области планируется индексация тарифов в среднем на 9,5% в соответствии с нормативными актами Правительства РФ — от 5% до 14% по разным видам услуг в зависимости от муниципального образования, что соответствует накопленной за данный период инфляции.

Глава департамента по тарифам Гарей Асмодьяров обратил внимание, что последняя индексация тарифов в Новосибирской области состоялась в декабре прошлого года в среднем на 9% при накопленной инфляции за 2022 год 13,8%. «Все тарифно-балансовые решения принимаются в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации», — сказал он.

За 2022-2023 годы пенсии в регионе индексировались трижды, и выросли на 25,2%, — подтверждают власти региона. Зарплаты государственных и муниципальных служащих также росли: в 2023 году на 16%, на 2024 год предусмотрена индексация зарплаты в соответствии с уровнем инфляции. В регионе действуют меры соцподдержки граждан, в этом году все меры социальной поддержки проиндексированы на 14%, запланирована индексация и на следующий год.

О проблематике роста тарифов в пятницу рассуждали не только власти Новосибирской области. Так, губернатор Забайкальского края Александр Осипов связал их рост с острой нехваткой средств в самой отрасли, которая сказывается на неспособности обеспечить надежное энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, что влечет постоянные аварии, низкое состояние качества сетей и объектов теплоснабжения.

В Новосибирске вопросы по росту тарифов возникают в том числе и на фоне длительной стагнации их уровня в предыдущие десять лет и конфликтов, выражавшихся в том числе и на размере платы за коммунальные услуги. Например, тариф на вывоз мусора в последние годы сначала внезапно вырос, потом резко снизился, а спустя непродолжительное время регоператор ушел на банкротство.

О проблемах с состоянием теплосетей Новосибирска РБК Новосибирск неоднократно писал. При этом действующий размер тарифа на тепло после его повышения остается самым низким среди городов-миллионников (1873,08 руб). Скажем, в Перми он составляет 2127,14 руб, а в Красноярске — 2251,6 руб.

«В идеале, хотелось бы, чтобы доходы населения были такие значительные, чтобы не замечать рост тарифов на ЖКХ\», — сказал доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Эдуард Коложвари. — Размер и величину тарифов в стране контролирует ФАС и другие регуляторы, которые должны качественно следить за темпами их роста, и оценивать, что зашито в тариф, чтобы его составляющие были прозрачными для населения. Кроме того, хотелось бы больше публичных демонстрации успехов монополий в обновлении инфраструктуры».

Политика vs экономика

В разговоре с РБК Новосибирск независимый эксперт в сфере теплоэнергетики Сергей Бухаров с сожалением отметил, что многие воспринимают коммунальную услугу не как обычный товар, а как некое социальное даяние. Отчасти, по его мнению, это тянется с советских времен, когда в сфере оказания коммунальных услуг экономики как таковой не было и коммуналку содержали промышленные предприятия. И сегодня вопрос установления тарифов является политическим, а уже потом экономическим.

«В Новосибирске же политизированность темы тарифов является одной из самых высоких в стране. Некоторые сумели даже заработать на этом политический капитал», — считает собеседник.

Что входит в тариф

Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится органами местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Во многих регионах, в том числе и в Новосибирской области в тариф включаются инвестиционные программы, которые направлены на модернизацию инфраструктуры, например электрических сетей, подстанций, теплосетей и других коммуникаций.

При этом наибольший удельный вес в себестоимости коммунальных услуг занимают затраты на топливо и электроэнергию, затраты на заработную плату с отчислениями, затраты на текущий и капитальный ремонты сетей и оборудования в целях обеспечения безаварийной работы систем и снижения уровня их износа, уплата налогов и арендной платы.

Инвестиционные программы ресурсоснабжающие организации обязаны защитить, чтобы подтвердить затраты. Также по итогам компании отчитываются о проделанной работе. Так, РЭС в рамках капитального ремонта электроустановок за 9 месяцев 2023 года отремонтировала 835 км линий электропередачи и 646 подстанций 6-10 кВ, а в рамках инвестпрограммы предприятия проведена модернизация высоковольтных подстанций и реконструкция электросетей 10-0,04 кВ в Новосибирске и районах области на сумму порядка 1,3 млрд руб.

Также о проведении масштабной модернизации заявляет: «Сибирская генерирующая компания» после того, как Новосибирск был отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. На заседании комитета по тарифам регионального Заксобрания директор ЗападноСибирского филиала СГК Игорь Лузанов доложил, что за 2022-2023 годы по инвестпрограмме заменила почти 28 км теплосетей и реконструирует 61 центральный тепловой пункт за 7,8 млрд руб. В 2024 году на коммуникации энергокомпания планирует направить около 3,5 млрд руб. Планируется заменить 34 км теплосетей.

«В 2022 году было тяжелое решение, но единственно правильное. СГК, хотя и рано сейчас судить, но молодцы, справляются. В 2005 году здесь в комитете мы говорили и гордились, что у нас самый низкий тариф на теплоснабжение в Сибирском федеральном округе. Но в результате сети ушли в такой минус. И сейчас постепенно мы все это исправляем», — сказал депутат Дмитрий Козловский.

При этом с инвестиционной программой новосибирского «Горводоканала» все не так однозначно. В начале года министр ЖКХ Денис Архипов указывал предприятию на необходимость обзавестись собственной инвестиционной программой для решения насущных задач.

«В крупном мегаполисе ресурсоснабжающие организации своими инвестиционными программами должны решать все задачи. Да, мы ограничены уровнем платежей граждан. Но ведь это — коммерческая услуга, а не социальная. Есть механизм через инвестиционную программу», — заявлял он, после того как предприятию были выделены деньги из бюджета в сумме 400 млн руб. для оказания помощи предприятию.

В середине 2023 года в тариф планировали включить инвестиционную составляющую — на глобальное техническое перевооружение очистных сооружений «Горводоканала». По приблизительным подсчетам на это необходимо более 10 млрд руб. «За реконструкцию нужно платить. Нужно искать деньги. И самый основной источник — это тариф», — заявлял начальник департамента энергетики и ЖКХ города Дмитрий Перязев.

https://nsk.rbc.ru/nsk/16/12/2023/657d61b99a79471984ac5d0b?from=copy

РБК Новосибирск