Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Процедура приостановки предоставления коммунальных услуг за долги.

                Случается, что жильцы забывают вовремя оплачивать коммунальные услуги, которые создают наш «коммунальный рай без хлопот и забот», либо сознательно не оплачивают их, полагая начисленные суммы необоснованными.

Может ли лицо, оказывающее коммунальные услуги, ограничить предоставление данной услуги?

 Если да,  то,   в каких случаях, и в каком порядке это должно осуществляться?

Что влечет нарушение указанного порядка?

Что говорит закон
          Возможность ограничения (приостановления) коммунальных услуг должникам прямо предусмотрена постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов» (далее – Постановление).
         Так, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги. Для реализации указанного права исполнитель обязан предварительно уведомить об этом потребителя (п. 117 Постановления).
         Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу. Месячный размер платы за коммунальную услугу исчисляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса (п. 118 Постановления).
       По общему правилу процедура ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги следующая (п. 119 Постановления):

- исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо сразу приостановлено (при отсутствии возможности предварительного ограничения).
        При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока, исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
     При отсутствии  технической  возможности  введения  ограничения  либо  при непогашении образовавшейся задолженности и  по  истечении 30 дней,  со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги,   исполнитель   приостанавливает  предоставление  коммунальной  услуги,           за  исключением  отопления,   а  в  многоквартирных  домах  также  за исключением  холодного водоснабжения –  с  предварительным  (за 3 суток)  письменным  извещением  потребителя - должника путем  вручения  ему  извещения  под  расписку.
Нарушение указанного выше порядка означает незаконность ограничения предоставления коммунальной услуги, что дает основание для жильцов – потребителей соответствующей услуги защищать свои права в суде: предъявить иск об обязании восстановить предоставление услуги, о взыскании морального вреда.

Пример судебного акта
     Мосгорсуд (Апелляционное определение от 12.12.2018 г. по делу № 33-54444/18) рассмотрел следующее дело.

В связи с наличием у гражданина задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг организация, предоставляющая услугу водоотведения (канализации), направила гражданину предупреждение с требованием погасить долг в полном объеме. Гражданина также предупредили, что при неоплате долга будет введено ограничение водоотведения (канализации), а впоследствии водоотведение будет приостановлено до полной ликвидации задолженности.
        Граждан не выполнил предъявленные требования, в его квартире была произведена установка ограничивающего устройства системы водоотведения в стояках.
Гражданин обратился в организацию, оказывающую услугу водоотведения (канализации), с заявлением о возобновлении услуги водоотведения (канализации). Заявление было оставлено без удовлетворения.
           Гражданин обратился в суд с иском, в котором просил признать действия по приостановке водоотведения в квартире незаконными, обязать восстановить услугу водоотведения, взыскать компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконных действий ответчика, штрафа, судебных расходов.
Удовлетворяя предъявленные исковые требования, суд отметил: материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих надлежащее извещение истца об ограничении коммунальной услуги по водоотведению с предварительным (за 3 суток) письменным извещением истца путем вручения ему извещения под расписку.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, так как истец не был извещен о данных ограничениях.
Поскольку факт нарушения прав истца был установлен, судебная коллегия взыскала с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда.
Также в пользу гражданина был взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (на основании п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей»).
В удовлетворении требования обязать восстановить услугу водоотведения суд отказал в связи с тем, что на момент разрешения спора все ограничения в квартире истца были сняты.
Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru'