Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

3 Как провести переговоры при конфликтном увольнении

%content menu('content', 5, 1988)

Урок 3. Как провести переговоры при конфликтном увольнении

Если принято решение сокращать затраты на персонал, не спешите запускать процедуру сокращения. Сначала попробуйте договориться, с кем получится расстаться по-хорошему, то есть по соглашению сторон. В этом случае не придется соблюдать множество формальностей, предлагать вакансии и ждать два месяца, пока истечет срок предупреждения. К тому же суды реже восстанавливают на работе тех, кто ушел по соглашению. Но здесь важно грамотно провести переговоры.

После изучения урока, вы грамотно проведете переговоры и подпишите соглашение о расторжении трудового договора на выгодных и безопасных условиях для компании.

Как подготовиться к беседе и учесть важные детали

Переговоры об увольнении состоят из двух крупных блоков. Первый – законодательный. Второй – психологический. Он связан c переговорами, обменом мнениями и позициями, убеждениями в ситуации «торговли» за лучшее решение. Переговоры об увольнении лучше проводить с глазу на глаз. Не пытайтесь сделать это по скайпу, если хотите уволить сотрудника на удаленке. Лучше пригласите его в офис и обсудите ситуацию.

Определите круг лиц, которые примут участие в разговоре. Не привлекайте к беседе топ-менеджеров: их задача – развивать бизнес. Достаточно, если об увольнении с сотрудником поговорят непосредственный руководитель и представитель HR-службы. До начала встречи определите роли каждого, чтобы участники беседы не противоречили друг другу и высказывались по очереди.

Выберите место для беседы. Необходимо заранее забронировать переговорную с запасом времени. Длительность встречи зависит от того, какую должность занимает сотрудник, сколько лет он в компании, какой у него характер, и даже какого он пола. Например, разговор с женщинами может длиться от 30 минут до двух часов, а с мужчинами – может затянуться и того дольше.

Соберите информацию о сотруднике. Узнайте, почему он не соглашается уйти. Возможно, у человека есть финансовые обязательства или, например, он хочет насолить руководителю. Если нежелание увольняться связано с материальными проблемами, эту ситуацию можно решить. Самый трудный вариант, когда перед вами принципиальный борец, – запаситесь терпением.

Подготовьте документы, которые понадобятся на встрече. Хорошо, если у вас будет с собой Трудовой кодекс. Он пригодится, чтобы показать сотруднику статьи, на которые вы будете ссылаться во время разговора. Обязательно подготовьте справку с расчетом неиспользованных дней отпуска работника. Захватите калькулятор, чтобы он мог сам посчитать, сколько денег получит в качестве окончательного расчета. Заранее составьте соглашение о расторжении трудового договора. Только дату увольнения и сумму не указывайте. Эти строки заполните в процессе разговора.

За день пришлите сотруднику по почте приглашение на встречу, но не сообщайте повестку. Иначе человек может внезапно уйти на больничный.

Если вы решили использовать увольнение по соглашению сторон, как мягкую альтернативу сокращению штата, сумму компенсации лучше максимально приблизить к той, которую сотрудник получил бы при сокращении. Так будет больше вероятность, что суд встанет на вашу сторону. Для компании безопаснее, чтобы она была не меньше суммы, которую работник получил бы при увольнении по сокращению штата. В этом случае претензий со стороны работника не будет.

***

Какая структура переговоров приведет к нужному вам результату

Проведите переговоры в четыре этапа. Каждый этап важен и преследует свою цель. Главное – продумайте, какого результата хотите добиться, и соблюдайте очередность.

Этап 1. Сообщите об увольнении. Важную роль в разговоре играют первые три-пять фраз. Ясно сформулируйте свое сообщение, назовите объективную причину, по которой компания хочет расстаться с сотрудником. После этого вспомните что-то хорошее в совместной работе и поблагодарите за сотрудничество. Сделайте паузу, чтобы ваш визави тоже высказался. Внимательно, спокойно и уважительно выслушайте все, что он скажет. Чем конкретнее разговор, тем меньше будет отрицательных последствий.

Этап 2. Примирите работника с мыслью об увольнении. Этого удастся добиться, если в процессе переговоров вы найдете нужную кнопку. То есть какую-то мысль или деталь, которая станет весомым аргументом, чтобы собеседник не стал возражать. Часто HR-специалисты в качестве сильного аргумента предлагают сотруднику дать хорошие рекомендации от лица компании, и это работает.

Опасно включать в соглашение об увольнении условие, что работник получит выходное пособие или его часть в ближайший день выплаты зарплаты или какую-то другую дату. Рассчитать сотрудника работодатель должен в день увольнения (ст. 140 ТК). И не пытайтесь выплатить компенсацию по схеме сокращения: сначала выходное пособие, а среднемесячный заработок – когда пройдет второй и, соответственно, третий месяц после увольнения.

***

Этап 3. Обсудите условия и дату увольнения. Важно проговорить детали и прийти к соглашению здесь и сейчас. Не давайте работнику времени на раздумье. Он может получить дополнительную информацию, посоветоваться с родственником или коллегой, и это кардинально изменит ситуацию.

Пример 1. Последствия ошибки на третьем этапе переговоров

В УО «Уют» была ситуация, когда сотрудник согласился уволиться по соглашению сторон, но ему дали время подумать. Он обратился к юристам, которые даже не специализировались на трудовом законодательстве. Они убедили его, что затянут судебное разбирательство на год, выиграют дело, а человек получит и средний заработок за все это время и компенсацию, о которой договорились. В итоге сотрудник поддался эмоциям и через несколько дней предъявил претензию гражданско-правового характера.

Ошибка менеджера усложнила процесс увольнения, обострила конфликт, увеличила финансовые и трудовые затраты.

***

Именно на этом этапе при сотруднике в документ впишите дату увольнения и сумму компенсации. Тем самым вы сгладите его стресс, ведь он видит, что все происходит именно так, как вы и договорились.

Образец соглашения о расторжении трудового договора

Этап 4. Завершите переговоры. Вспомните основное правило продаж: молчите, когда товар уже продан. Не выражайте больше ни сочувствия, ни сожаления и не оправдывайтесь. Лучше всего произнесите слова, которые помогут человеку сохранить свою самооценку. Скажите, например, что вам было приятно работать вместе, и поблагодарите за конструктивность. Это не только забота о состоянии бывшего коллеги или подчиненного, но и залог того, как он будет отзываться о вашей компании в будущем. После этого останется лишь техническая процедура, в процессе которой вы подпишете необходимые документы. В результате сотрудник сохранит лояльность к своему бывшему работодателю и не будет чувствовать себя обиженным.

Главное в уроке:

  1. Заранее подготовьтесь к переговорам: определите, кто будет участвовать в беседе, выберите место, соберите информацию о сотруднике, подготовьте документы.
  2. Если используете увольнение по соглашению сторон вместо сокращения штата, сумму компенсации приблизьте к той, которую сотрудник получил бы при сокращении.
  3. Проговорите детали и придите к соглашению здесь и сейчас. Не давайте работнику времени на раздумье.