Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

2 Как разработать антикризисный план

Урок 2. Как разработать антикризисный план и начать действовать

Какую бы антикризисную стратегию вы не выбрали, необходимо составить план антикризисного управления.Опытные управленцы знают, что без плана и четкого руководства УО не сможет эффективно продолжать деятельность во время кризиса.

После изучения урока вы разработаете антикризисный план с мерами, которые помогут поддержать бизнес, защитить сотрудников, возобновить нормальную работу. Кроме того, вы учтетекризисные ситуации, которые могут произойти, когда меньше всего их ожидаете.

Как создать антикризисную команду

В кризис руководство УО принимает решения в зависимости от того, как развивается ситуация. Поэтому для выработки взвешенных решений рекомендуем коллегиальный подход. Выберите и назначьте ответственных по основным направлениям: экономика, финансы, право, качество, производство. Определите их роли и обязанности. Это ключевые сотрудники, которые участвуют в разработке антикризисного плана.В их задачу входит прогноз проблем, отработка текущих задач и подготовка вариантов решений для руководства. Окончательное решение остается за руководителем УО.

Убедитесь, что члены команды готовы делатьантикризисную работу, где бы они не находились. Например, будут ли они в офисе или на удаленке, у них должна быть возможность взаимодействовать между собой и выполнять функции. Для этого заранее обеспечьте доступ к нужным системам и документам. Регулярно проводите встречи кризисной команды и обсуждайте, как реагировать на новые ситуации, которые могут перерасти в более серьезные проблемы.В зависимости от эпидемиологической ситуации, встречайтесь лично или при помощи видеосвязи через интернет.

Закрепите за конкретным сотрудником подготовку управленческой отчетности по разным направлениям и ее периодичность. Такая отчетность поможет оценить эффективность антикризисных мер. 

Как работать с персоналом в период кризиса

Чтобы преодолеть кризис, руководству УО необходимо четко поставить цели работы и донести информацию до сотрудников. Определенность позволит команде эффективней решать текущие задачи и снизит уровень тревожности в коллективе.

В условиях пандемии одна из главных задач руководителя – сохранить здоровье работника.Проинформируйте сотрудников о мерах предосторожности, при необходимости выдайте средства индивидуальной защиты.

Кризисные ситуации в экономике повышают лояльность сотрудников, их желание помочь организации и, как следствие, сохранить работу.

В это время сотрудникам важно чувствовать заботу руководителя и организации, чтобы осознать: личные жизненные цели и цели развития организации совпадают.

Забота о сотрудниках не означает, что вы не можете никого уволить. Иногда у руководителя не остается другого выхода. К примеру, персонал не эффективениз-за нехватки навыков, которые требуются для текущей ситуации. Если приняли решение об увольнении, то исполнять его нужно максимально быстро. При этом руководитель должен всегда оставаться человеком, и найти гибкие решения для каждого сотрудника: например, частичная занятость.

Метод стресс-теста: как один из способов разработать антикризисный план

Как мы уже говорили выше, основное бремя по созданию плана ложится на антикризисную команду, но ответственность в принятии решения остается за руководителем УО. Руководитель должен направлять команду и поставить ей четкие задачи. В условиях кризиса эффективным будет использовать метод стресс-теста. Вы будете готовы к разным сценариям развития, т.е. сможете разработать и оперативно корректировать планы мероприятий в зависимости от собираемости платежей и расходов. Метод состоит из нескольких шагов.

Шаг №1.Изучите запланированные расходы и подумайте о незапланированных расходах. Чем четче вы будете понимать траты с разбивкой по месяцам, тем эффективней сможете работать.Моделирование проводится не менее чем для 2-4 кварталов.

Учитывая текущую ситуацию, необходимо обязательно предусмотрите расходы на следующие мероприятия:

Шаг №2. Определите реальный, пессимистический и негативный сценарий развития, исходя из ситуации по региону и непосредственно УО. По собираемости платежей регионы сильно отличаются друг от друга. Исходя из текущей ситуации, определите реальный сценарий, например, падение собираемости платежей на 20 процентов, пессимистический – 40 процентов, негативный – 60–70 процентов.

Шаг №3.Проведите стресс-тесты и определите максимально критичные показатели для организации. Для каждого периода составьте прогнозный баланс с оценкой ключевых показателей.

Первый основной параметр – падение собираемости платежей по сценариям.

Второй – запланированные плюс незапланированные расходы, которые не меняются при изменении первого параметра.

Это позволит определить нижние границы самофинансирования и параметры, при которых наступает критический момент для УО:организация начинает уходить в убытки или объем убытков вырос, если организация уже убыточна. Корректно проводить оценку самофинансирования для жилищных и коммунальных услуг раздельно, но можно оценивать в общей сумме. Именно информация, полученная в результате таких стресс-тестов, ложится в основу разработки антикризисных планов.

Шаг №4. Разработайте антикризисный план.Результаты стресс-теста покажут в цифрах вашего бюджета, чего необходимо добиваться и при каких критериях.Основная задача – достичь соответствия между доходами и расходами для разных вариантов сценария.Для этого подготовьте перечень мероприятий по сокращению расходов и увеличению доходов.

Задайтесь вопросами: «От каких расходов вы сможете отказаться?», «Существуют ли более дешевые альтернативы некоторым наиболее значительным расходным статьям?»,«Как повысить собираемость платежей?»,«Какие новые источники дохода могут появиться?». После этого антикризисная команда может начать разрабатывать предметные планы.

В памятке собрали наиболее распространенные антикризисные мероприятия.

Скачайте памятку в дополнительных материалах.

 Шаг №5. Утвердите антикризисные планы и назначьте ответственных. Планы утверждает руководитель УО. При этом организация выбирает для реализации максимально подходящий для текущей ситуации план. На его основе руководитель раздает поручения исполнителям. Определите сроки исполнения и контроля, критерии оценки исполнения и ответственных исполнителей.

Регулярно контролируйте, оценивайте и при необходимостикорректируйте параметры основного плана.

СОВЕТ: В условиях кризиса контролировать исполнение поручений необходимо еженедельно. Например, к понедельнику лицо, назначенное ответственным за подготовку отчета, собирает данные с исполнителей и готовит сводный отчет для встречи антикризисной команды. Такой подход позволяет оперативно реагировать на текущую ситуацию и пересматривать критерии или переходить к другим утвержденным планам.

Шаг №6. Расставьте приоритеты платежей.Разграничение платежей на основные и менее важные позволит правильно определиться с платежами и обозначить их ответственным сотрудникам.

Чтобы расставить приоритеты в платежах, вы можете обратиться к профессиональному аудиту. То, что работалов прошлые годы, возможно, не сработает в кризисной ситуации.

В любом случае не паникуйте, так как финансовая нестабильность – это то, что переживает многие бизнесы.Однако, пройдя через кризис, подумайте о внедрении антикризисной стратегии в своей организации и постоянно используйте в работе прогнозирование денежных потоков, которые помогут более эффективно отслеживать и прогнозировать финансовую ситуацию на перспективу.Так вы сможете эффективнее бороться с любыми финансовыми кризисами в будущем.

Главное в работе:

  1. Выберите ключевых сотрудников по основным направлениям, которые будут участвовать в разработке антикризисного плана.
  2. Поставьте антикризисной команде четкие задачи. В условиях кризиса используйте метод стресс-теста.
  3. Регулярно контролируйте, оценивайте и при необходимости корректируйте параметры антикризисного плана.