Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

Повышение стандартной ставки НДС на 2 п.п. (с 20% до 22%). Снижение порога доходов по уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей.

Минфин России внес в Правительство РФ бюджетный пакет

Минфин России внес в Правительство РФ пакет законопроектов, включающий в себя поправки в закон о бюджете на 2025 год, законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, а также законопроекты о внесении отдельных изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.

24 сентября 2025 09:00

В рамках уточнения закона о бюджете на 2025 год предусмотрено финансирование отдельных приоритетных мероприятий.

Это позволит:

- дополнительно направить более 230 млрд рублей на реализацию льготных ипотечных программ (семейная ипотека, льготная ипотека, дальневосточная ипотека) в связи с расширением условий их предоставления, а также уточнением субсидирования программ для сохранения темпов выдачи льготной ипотеки;

- направить более 18 млрд рублей на ремонт уже в текущем году ряда федеральных и региональных дорог;

- направить дополнительное финансирование на осуществление мер противодействия природным катаклизмам. В том числе средства будут направлены на капремонт некоторых гидротехнических и берегоукрепительных сооружений в Республике Бурятия и в Карачаево-Черкесской Республике, а также на обеспечение мер пожарной безопасности в регионах.

На проведение мелиоративных мероприятий дополнительные средства будут направлены Республике Крым, Ставропольскому краю, Кировской, Тверской, Ульяновской областям и ряду других регионов. На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации средства получат в том числе Забайкальский край, Республика Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия – Алания.

На поддержку приоритетных направлений АПК и развитие малых форм хозяйствования дополнительные средства получат свыше 30 регионов. Среди них – Республика Адыгея, Карелия, Марий Эл, Красноярский и Хабаровский край, Белгородская, Владимирская Липецкая, Пензенская и Свердловская области.

На обеспечение социальных обязательств государства, в частности дополнительные средства на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями получат 12 субъектов. В их числе – Республика Бурятия, Камчатский край, Воронежская, Костромская, Новосибирская и Тюменская области.

Бюджет 2026-2028

Ключевыми приоритетами проекта бюджета на 2026-2028 годы является выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей-участников СВО, достижение национальных целей до 2030 года, определенных Президентом.

Бюджетная политика на ближайшие три года направлена на достижение национальных целей развития, решение ключевых задач страны. Финансовый план страны на 2026-2028 годы исходит из безусловного исполнения всех социальных обязательств и реализации нацпроектов, обозначенных Президентом России. На мероприятия Нацпроектов в течение шести лет предусматривается свыше 41 трлн рублей бюджетных средств. Это практически в 2,6 раза больше, чем за предыдущую шестилетку.

Подготовленный проект федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов сбалансированный и устойчивый. Это важно для поддержания макроэкономической стабильности. Кроме того, бюджет сохраняет условия для роста реальных зарплат и доходов населения.

Социальная политика

Проектом бюджета предусматривается безусловное выполнение социальных обязательств.

Важнейшим направлением бюджета являются меры по повышению демографии.  «Детский бюджет» на три года превысит 10 трлн рублей.

Проектом бюджета предусматривается:

- предоставление с 2026 года ежегодной семейной выплаты (в виде возмещения части уплаченного НДФЛ) гражданам РФ, имеющим двух и более детей (с учетом критерия нуждаемости);

- реализация программы материнского капитала до 2030 года с индексацией на уровень инфляции и предоставление семьям с детьми возможности получения остатков средств материнского капитала без определения цели их использования. Общий объем на эти задачи за три года составит более 1,8 трлн рублей.

Кроме того, более 2 трлн рублей учтены на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми – субсидирование % ставки по ипотеке для всех семей с детьми (около 1,8 трлн рублей), а также единовременные выплаты (450 тыс. рублей) многодетным семьям (с тремя и более детьми) на частичное погашение ипотеки (более 300 млрд рублей).

Здравоохранение

В рамках исполнения поручения Президента, в шестилетнем периоде будут направлены дополнительные ресурсы на здравоохранение в сумме более 1 трлн руб.

На реализацию национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» в трехлетке предусмотрено более 900 млрд руб.

В полном объеме предусмотрены средства на программы лекарственного обеспечения, включая помощь детям с тяжелыми, редкими заболеваниями через Фонд «Круг добра», профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, обеспечение лекарств по программе 14 ВЗН.

В рамках национального проекта «Семья» будут направлены средства на развитие объектов детского здравоохранения: инфраструктуры перинатальных центров, детских больниц, роддомов. На это предусмотрено более 94 млрд руб. в ближайшие 3 года.

Образование

В сфере образования, в первую очередь, продолжится модернизация и строительство школ и детских садов.

Почти 110 млрд рублей учтены на финансирование строительства 150 школ к 2030 году. На финансирование капитального ремонта школ в 2026-2028 гг. будет направлено более 290 млрд руб.

Для создания современной инфраструктуры детских садов в 2026-2028 гг. на ремонт планируется направить 50,9 млрд рублей, а на строительство новых учреждений еще 26,6 млрд руб.

На ремонт техникумов за три года будет направлено более 60,0 млрд рублей. Почти 170 млрд рублей учтено на создание кампусов мирового уровня в 2026-2028 годах. Цель – создание 25 кампусов к 2030 году и не менее 40 кампусов к 2036 году.

До 2030 года запланировано провести капитальный ремонт порядка 800 общежитий университетов. На эти цели в 2026-2028 годах предусмотрено более 70 млрд рублей.

Стратегический приоритет – финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей-участников СВО.

Запланированные в бюджете ресурсы позволят обеспечить оснащение вооруженных сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия военнослужащим и поддержку их семей, а также модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ещё одним важным направлением бюджета является обеспечение технологического лидерства и развитие инфраструктуры.

В бюджет на будущую трехлетку на реализацию национальных проектов по обеспечению технологического лидерства заложено финансирование порядка 1,9 трлн рублей (в 2026 г. – 567,8 млрд руб., в 2027 г. – 652,8 млрд руб., в 2028 г. – 658,9 млрд руб.):

- продолжится приоритетное выделение средств в рамках Нацпроектов «Станки». Общий объем финансирования на три года составит 117,8 млрд рублей. На «Беспилотные авиационные системы» будет направлено в трехлетке 87,9 млрд рублей.

- будет докапитализирован ФРП в целях предоставления льготного заемного финансирования в объеме 75,2 млрд рублей. Это обеспечит реализацию новых проектов в отраслях, связанных с технологическим развитием;

  • на реализацию федерального проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» будут направлены в 2026-2028 годы 40,7 млрд рублей.;

В рамках развития инфраструктуры, в т.ч. транспортной:

  •  значительные ассигнования в трехлетке будут направлены на обеспечение дорожной деятельности, обновление общественного транспорта. Объем финансирования дорожного хозяйства превысит уровень предшествующих лет – на эти цели предусмотрено 4,6 трлн рублей на трехлетку;
  •  продолжится реализация программ формирования современной городской среды и государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». На их реализацию планируется направить более 105 млрд рублей и более 180 млрд рублей за 3 года соответственно;
  •  будут профинансированы мероприятия программы модернизации коммунальной инфраструктуры. На три года предусмотрено 182,3 млрд рублей;
  •   на ликвидацию аварийного жилищного фонда планируется направить более 160 млрд рублей за три года;
  •  на развитие опорной сети аэродромов будет направлено 202,6 млрд рублей. До 2030 года будет реконструировано и построено не менее 75 аэродромов.

В сфере межбюджетных отношений будут реализованы меры, направленные на поддержание бюджетной устойчивости региональных бюджетов, стимулирование инфраструктурного развития, обеспечение эффективного участия регионов в реализации национальных целей развития.

Для стимулирования социально-экономического развития, оказания финансовой поддержки регионам в проекте бюджета предусмотрено:

- увеличение общего объема помощи регионов, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на заработную плату на 2026 год темпами не ниже прогнозного уровня инфляции и сокращение различия регионов по уровню бюджетной обеспеченности;

- будет продолжена реализация индивидуальных программ развития регионов с низким уровнем социально-экономического развития, направленных на повышение их экономического потенциала для сокращения дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

В рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» будет продлена программа предоставления регионам бюджетных кредитов на цели инфраструктурного развития до 2030 года. Запланировано предоставление казначейских инфраструктурных кредитов, в том числе для завершения реализации регионами инфраструктурных проектов.

Предоставление регионам бюджетных кредитов на инфраструктуру
в 2026-2030 годах планируется в объеме по 150 млрд рублей ежегодно. Всего с 2025 по 2030 годы на эти цели будет направлен 1 трлн рублей.

В соответствии с поручением Президента РФ будет обеспечено направление на реализацию мастер-планов Дальнего Востока не менее 5% от расходов профильных государственных программ.

Также в рамках бюджетного пакета предлагается внести отдельные изменения в Налоговый кодекс, направленные, в первую очередь, на финансирование обороны и безопасности:

  • Повышение стандартной ставки НДС на 2 п.п. (с 20% до 22%). При этом льготная ставка 10% сохраняется для всех социально значимых товаров – продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и другие.
  • Изменение системы налогообложения букмекеров:

- Введение налога на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор;

- Введение налога на прибыль организаций в размере 25% в отношении букмекерских контор.

Данные меры позволят учитывать не только обороты, но и реальный финансовый результат компаний. Кроме того, обеспечат прозрачность игорного бизнеса, который традиционно имеет высокие обороты и низкую налоговую отдачу.

Другие меры по совершенствованию налогообложения:

  • Снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС с 60 млн рублей до 10 млн рублей.

Решение направлено против схем дробления бизнеса с целью минимизации налогов. Снижение порога до 10 млн рублей позволит эффективнее бороться с «дроблением», а растущему бизнесу обеспечит плавный переход к общим условиям налогообложения.

  • Оптимизация льготных тарифов страховых взносов для МСП:

Для ряда сфер (торговля, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) устанавливаются общие тарифы (30 % до предельной базы и 15% свыше базы). При этом для приоритетных отраслей МСП (обработка, производство, транспорт, электроника и др.) сохраняется пониженный тариф страховых взносов.   Пониженные тарифы для МСП вводились как временная мера в период ковида для удержания безработицы на низком уровне. Затем льгота продлевалась по просьбе бизнеса и решила свою задачу – в секторе МСП отмечается устойчивая положительная динамика. Теперь уже мера не решает задачу по сохранению занятости, в связи с чем предлагается ее переформатировать. 

  • Введение с 1 января 2026 года обязанности плательщиков страховых взносов – коммерческих организаций по исчислению страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы по страховым взносам исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачена заработная плата ниже МРОТ.

Мера направлена на борьбу с фирмами-однодневками – позволит перекрыть распространенные схемы ухода от налогов через фиктивные зарплаты, снизив объемы «серых» схем в корпоративном секторе. 

  • В целях стимулирования инвестиций также расширены возможности применения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). Такая льгота будет предоставлена любому лицу, входящему в одну группу с налогоплательщиком, осуществившим капитальные вложения, вне зависимости от отрасли, в которой осуществляет деятельность такое лицо.

В случае принятия, поправки в Налоговый кодекс РФ вступят в силу с 1 января 2026 года.