Кемерово8-961-861-02-88
Юрга8 (38451) 4-92-79

ФАС всерьез обеспокоена монополизацией сферы управления МКД и строительства в регионах

ФАС всерьез обеспокоена монополизацией сферы управления МКД и строительства в регионах

По поручению президента России Владимира Путина Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сформировала рейтинг регионов России по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за прошлый год. В Ульяновской области, занявшей 44-е место, в этом отношении явно не все в порядке.

Жалоб в ФАС  выше крыши

Как указано в докладе ФАС, рейтинг составлялся на основе макроэкономических показателей – таких, как количество предприятий и динамика их появления – за 2014 год (рейтинг «Макро»). Также учитывались количество жалоб в территориальные органы ФАС и число возбужденных дел о нарушениях антимонопольного законодательства (рейтинг «Заявления»). При этом подход был такой: чем больше жалоб, тем хуже состояние конкурентной среды в регионе. В рейтинг «Рынки» включили данные, полученные Росстатом по результатам опроса бизнесменов о состоянии конкуренции и товарных рынков.

Место субъекта в итоговой таблице определялось по сумме рангов

Согласно опросам Российского союза промышленников и предпринимателей, в прошлом году, как и ранее, каждый пятый бизнесмен назвал недобросовестную конкуренцию наиболее острой проблемой для ведения предпринимательской деятельности в России. Компании часто сталкиваются с нарушением своих прав со стороны других участников рынка, в том числе с государственным участием. По сравнению с 2013 годом доля предпринимателей, пострадавших от недобросовестной конкуренции, выросла на пять процентов. В 2014 году 52,2 процента указали, что сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции в единичных случаях. Тогда как годом ранее таких было 44,3 процента.

 Строительство монополизируется

Среди наиболее проблемных отраслей экономики ФАС назвал жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и алкогольное регулирование. Отмечается, что до сих пор не существует какой-либо серьезной поддержки для увеличения доли малых предприятий на рынке ЖКХ. «При принятии законодательных инициатив (в частности, введения лицензирования деятельности управляющих компаний с мая 2015 года) интересы и польза малого бизнеса в этой сфере игнорируются, создаются административные препятствия для работы малых предприятий. Более того, частные управляющие компании зачастую ставятся в заведомо невыгодные условия в сравнении с бюджетными предприятиями, – говорится в докладе ФАС.

- Условия лицензирования предполагают существенное влияние надзорных органов на выдачу лицензий при отсутствии четких критериев по предписаниям, за которые лицензия может быть аннулирована или не выдана. При этом условия выдачи лицензий предполагают по факту дискриминацию малых предприятий, так как заведомо лицензия должна изыматься у предприятия, если аннулирована лицензия на 15 процентов эксплуатируемого жилого фонда, что для малого предприятия может составлять один многоквартирный дом». 

Предлагается уточнить список нарушений (а также выполнение определенных условий неисполнения предписаний надзорных органов), на основании которых управляющие компании могут лишиться лицензии, либо перенести срок выдачи лицензий до выработки такого списка.

По оценкам ФАС, в большинстве регионов России, в том числе и в Ульяновской области, сегодня наблюдается монополизация сферы жилищного строительства. «Зачастую это связано с коррупционными составляющими, а также с несовершенной нормативной базой. 

Так, например, на сегодняшний день отсутствуют четкие критерии определения качества возводимого жилья, – пишет ФАС. – Российский рынок первичного жилья экономкласса должен существовать в условиях естественной конкуренции. Как показывает зарубежный опыт, естественная конкуренция способствует повышению уровня качества возводимого жилья, внедрению новых энергоэффективных и экологичных технологий строительства, сдерживанию цен на рынке и удовлетворенности конечного потребителя». 

В антимонопольном ведомстве настаивают на устранении пробелов в жилищном и градостроительном законодательстве в части уточнения определения «качественное жилье» и четких критериев соответствия этому параметру, контроле распределения государственных и муниципальных земельных ресурсов в регионах, а также контроле в сфере государственных и муниципальных закупок товаров и услуг в области жилищного строительства.

Дмитрий Минаев
http://sim-k.ru